Задачи урока:
- Обучающие - повторить изученное во 2 классе, сформировать первоначальные представления о частях речи.
- Развивающие – учить анализировать, сравнивать, находить закономерности, развивать познавательные процессы, навыки компьютерной грамотности.
- Воспитательные – воспитывать активность, внимательное отношение к слову, навыки групповой работы.
Тип урока: Урок получения новых знаний.
Методы: словесные, объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые.
Формы организации: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Оборудование:
- компьютеры;
- проектор;
- схемы, тексты (у каждой группы);
- ММК «Русский язык» автор Яковлева А. Г. и т. д.
План урока:
- Организационный момент – 1 мин.
- Запись в тетради даты – 3 мин.
- Подготовка к усвоению новых знаний – 4 мин. Игра «Кто? Какой? Что делает?».
- Усвоение новых знаний – 12 мин.
- Работа в группах
- Постановка цели урока
- Работа в группах с текстом.
- Подведение итогов работы в группах, составление итоговой таблицы – 5 мин.
- Физкультминутка – 3 мин.
- Работа с ММК «Русский язык» - 10 мин.
- Подведение итогов урока – 5 мин.
- Домашнее задание – 2 мин.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Запись в тетради даты.
3. Подготовка к усвоению новых знаний.
Игра «Кто? Какой? Что делает?».
На экране проектора изображения следующих предметов: медведя, книги, белки, будильника, муравья, стула |
У. – Выберите, из списка названия предметов, которые отвечают на вопрос кто?, назовите какой это предмет, какие действия выполняет. Запишите в тетрадь.
Д. – КТО? Медведь, какой? – бурый, белый, большой; что делает? – охотиться, питается.
КТО? белка, какая? – шустрая, рыжая, запасливая; что делает? – грызёт, прыгает.
КТО? муравей, какой? – трудолюбивый, маленький; что делает? – бежит, несёт.
(Учитель все называемые детьми слова фиксирует на доске в произвольном порядке).
4. Усвоение новых знаний.
Работа в группах
У. – Разбейте, все названные вами слова на группы, объясните свой выбор.
Д. – Объясняют свой выбор.
У. – Попробуйте определить тему нашего урока.
Д. – Ответы детей.
Постановка цели урока
У. – Сегодня на уроке мы начинаем работу над очень важным разделом русского языка «Части речи». Подумайте, почему тема называется именно так?
Д. – Ответы детей.
У. – Какие части речи вы уже знаете?
Д. – Ответы детей.
У. – Как вы думаете, для чего нужно изучать части речи, их особенности?
Д. – Предположения детей.
Работа в группах с текстом
У. - Ответить на мой вопрос вам поможет работа над небольшим отрывком из рассказа «Скворцы», написанного А. Куприным. Это не просто отрывок, это описание одной из картин мира, в котором мы живём. Вдумайтесь, вчитайтесь.
Скворцы.
« Была середина марта. Весна в этом году выдалась ровная, дружная. Изредка выпадали обильные, но короткие дожди… Снег ещё лежал сугробами в глубоких лесах и в тенистых оврагах… Берёзовые почки набухли. Барашки на вербах стали жёлтыми, пушистыми, огромными. Зацвела ива. Пчёлы вылетели из ульев… На полянах робко показались первые подснежники… »
У. – Какие части речи использовал А. Куприн для этого замечательного описания прихода весны?
Д. – Ребята работают в группах, заполняют таблицу, записывают в тетрадь:
Части речи |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Затем представляют итог своей работы, рассказывают о том, на какой вопрос отвечает каждая части речи, что называет и т. д.
У. – Молодцы. Вы очень точно подметили, что автору понадобились в первую очередь, имена существительные: март, год, весна, дождь… Все эти слова называют окружающие нас предметы. Каждый из названных предметов имеет свои признаки, которые называют имена прилагательные:
- весна – ровная дружная,
- дожди – короткие, обильные,
- барашки – жёлтые, пушистые, огромные…
Не мог обойтись писатель без глаголов, которые, отвечают на вопрос что сделать?, что делать? и называют действие предмета:
- весна – выдалась,
- дожди – выпадали,
- барашки – стали
Автор использовал также и наречия, которые указали как? выпадали дожди – изредка, как показались первые подснежники – робко и т. д.
5. Подведение итогов работы в группах, составление итоговой таблицы (проектор).
Часть речи |
Вопросы |
Что называет |
Имя существительное |
Кто? Что? |
Предмет |
Имя прилагательное |
Какой? Какая? Какое? Какие? |
Признак предмета |
Глагол |
Что делать? Что сделать? |
Действие предмета |
Наречие |
Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? Как? |
|
У. – За очень хорошую работу на уроке предлагаю вам прочесть стихотворение О. Высотской «Весёлая грамматика» и определить, какие ещё есть в русском языке части речи, кроме тех, которые мы выделили на уроке.
Существительное– школа,
Просыпается – глагол.
С прилагательным весёлый
Новый школьный день пришёл
Встали мы – местоименье,
Бьёт числительное семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.
Мы наречием отлично
На уроках дорожим.
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
Нам их надо повторять.
И при этом не лениться
И ни часу не терять!
После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья ох и ах!
А потом
У тёплой печи
Повторяем
Части речи!
- Выпишите в тетрадь названия частей речи и пример, приведённый в стихотворении.
6. Физкультминутка
7. Работа с ММК «Русский язык»
У. – Обратимся к компьютеру. Работаем с ММК «Русский язык», глава «Какие бывают части речи?». Статьи «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол».
Д. – Знакомятся с материалами учебных статей электронного учебника, выполняют задания, данные в каждой статье; (компьютерная программа проверяет работу каждого ребёнка, даёт звуковую оценку).
8. Подведение итогов урока.
У. – Проверьте правильность выполнения задания одним из учеников третьего класса, исправьте ошибки, верный вариант запишите в тетрадь.
- Определи части речи.
Отговорила ( глаг.) роща (сущ.) золотая (прил.)
Берёзовым, (прил.) весёлым (сущ.) языком (прил.)…
Д. – Выполняют задание.
У. – Сегодня на уроке мы узнали, что в русском языке есть следующие части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, подлежащее, наречие, сказуемое и другие.
Д. – Не соглашаются с мнение учителя, находят в его высказывании ошибки, исправляют их.
9. Домашнее задание.
Выписать из любого произведения художественной литературы пять предложений.
Определить части речи.