Цель:
- познакомить детей с понятиями: «прямая», «луч», «отрезок» и их свойствами;
- дать детям возможность исследовать самим, какие свойства имеют прямая и луч с помощью клубков ниток и ножниц;
- развивать логическое мышление, умения сравнивать, наблюдать, делать выводы;
- воспитывать интерес к предмету, способность к взаимодействию друг с другом.
Оборудование. Учебник «Математика», 2-й класс (1–4), часть 2 (авт. Л.Г.Петерсон. – М.: Ювента, 2002. – 96 с.: ил); матросские шапки (сделанные детьми); иллюстрация «Море»; цветные карандаши; три клубка ниток; ножницы; банка с водой и «веревочная лестница»; мультимедийное сопровождение (предметные картинки: осьминог, акула, дельфин, кит, корабль).
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Постановка темы урока.
Учитель. Сегодня на уроке, мои дорогие мальчики и девочки мы отправимся в уникательное путешествие за новыми знаниями, которые нам предстоит открыть самим. А на каком транспорте мы отправимся, вы узнаете из загадки.
Загадка:
Паровоз без колёс!
Вот так чудо-паровоз
Не с ума ли он сошел
Прямо по морю пошел.
У. На чём же мы отравимся в путешествие?
Дети. На корабле.
У. Да, мы отправимся в путь, вот по этому морю, вот на таком корабле.
На уроке за работу вы будете получать вот такие ракушки, по которым вы получите оценку. (У каждого ребёнка на парте лежат ракушки, которые он будет откладывать за каждый правильный ответ).
(Показ модели корабля и иллюстрации «Море»)
У. Но чтобы попасть нам на такой красивый корабль, надо узнать что новое нам предстоит узнать , что мы будем открывать для себя.
На доске:
У. Что вы видите?
Д. На доске мы видим 3 линии.
У. С какой из трех линий вы уже знакомы?
Д. Со второй линией.
У. Что предстоит нам узнать?
Д. Как называются 1-я и 3-я линии и познакомимся с их свойствами.
У. Цель ясна! Мы на корабле.
Итак, в путь! Наденьте матроски.
(Дети надевают матросские шапки).
У. На корабле вы матросы, а я ваш капитан.
Но что такое? Наш корабль не заводится. А чтобы он завелся нам нужно заполнить судовой журнал, т.е. тетрадь, в которой вы будете вести все необходимые записи.
Откроем судовой журнал и запишем число и месяц, когда мы отправляемся путешествовать.
(Дети записывают число)
3. Чистописание.
На доске:
657
421 532 643…
У. 657 – расскажите все об этом числе.
Д. (Ответы детей).
421 532 643…
У. Что записано во второй строчке?
Д. Трёхзначные числа.
У. Что нужно найти?
Д. Закономерность.
У. Найдите закономерность и запишите следующие 3 числа.
Проверка по ключу.
У. Молодцы ребята. Наш корабль заводится.
(Дети топают).
4. Решение задачи на смекалку.
У. Итак, наше путешествие начинается.
Наш парус ветер подгоняет
Корабль скользит по ласковой волне
Вон за бортом дельфин играет
Резвязь в прозрачной глубине.
Но что такое? К нам подплывают дельфины. (рис. Дельфин).
Дельфин
Ребята! Дельфины нам сообщает, что около острова к которому мы подплываем ждет огромный осьминог. Он не подпустит нас к острову, если мы не решим его задачу на смекалку. (рис. Осьминог).
Осьминог
На доске:
Океан спокоен. Идет прилив. Он каждый час поднимает воду на 15 см.
Через сколько времени окажутся в воде три ступеньки веревочной лестницы.
(Обсуждение в группе).
Д. Ответы детей.
У. Берёт банку с водой. Опускает «верёвочную лестницу». (Ответ: нисколько, т.к. с водой поднимается корабль, а с ним и верёвочная лестница).
5. Физкультминутка.
У. Ну что можно смело отправляться в путь. Я вижу, что к нам подплывает рыбка. Она предлагает нам отдохнуть.
(Заранее подготовленный ученик, переодетый в рыбку, проводит физкультминутку).
Рыбки весело резвятся,
В чистой тепленькой в воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
6. Знакомство с новым материалом. Практическая работа.
У. Наше путешествие продолжается. Мы подплываем к острову, где живет огромный осьминог. К острову он нас подпустил, но нам нужно высадиться на него и открыть клад с новыми знаниями. Зачем мы и отправились.
На доске:
У. Внимание на доску.
а) Вы уже сказали, что знакомы со второй линией, которая называется …
Д. Отрезком.
У. Что знаете об отрезке?
Работа в четверках:
Д. Есть начало и есть конец.
У. Могу ли я отрезок продолжить вправо? Влево?
Д. Нет.
У. Возьмите клубок и ножницы и отрежьте отрезок от нити.
Д. (Дети выполняют практическую работу).
Вывод: Отрезок имеет начало и конец.
У. А как же называется первая линия? Откройте учебник на странице 7 и найдите № 1.
Д. Пряма линия.
У. Посмотрите на прямую внимательно. Что вы заметили?
Д. Нет начала и нет конца.
У. Возьмите двойной клубок. Могу ли я прямую продолжить вправо? Влево?
Д. Да. (Дети выполняют практическую работу).
У. До каких пор? (До бесконечности).
Вывод: Прямая – не имеет ни начала ни конца, ее концы можно продолжать до бесконечности.
У. А сейчас давайте пронаблюдаем за третьей линией, которая называется …
Д. Луч.
У. Что заметили?
Д. Есть начало, но нет конца.
У. Могу ли я начало луча продолжить?
Д. Нет
У. Могу ли продолжить конец луча?
Д. Да.
У. Возьмите ножницы, разрежьте двойной клубок.
Д. (Дети выполняют практическую работу).
У. Сколько лучей получилось?
Д. Два.
У. Что мы можем сделать?
Д. Конец луча продолжить до бесконечности.
Вывод: Луч – это часть прямой, который имеет начало, но не имеет конца.
У. Молодцы! Осьминог вами доволен. Посмотрите как он улыбается всем.
Но к острову подплывает акула. Она не даст нам отплыть от острова, если мы не выполним её творческого задания. (рис. акула).
Акула
7. Творческое задание по рядам.
У. Начертите:
1-й ряд – прямую;
2-й ряд – отрезок;
3-й ряд – луч;
поставьте на прямую, отрезок, луч 2 точки. Что же у вас получилось?
Работа в паре.
Д.
1-й ряд – отрезок и 4 луча.
2-й ряд – 5 отрезков.
3-й ряд – 3 отрезка и 3 луча.
У. Акула за вас очень рада. Она отплывает. А мы смело можем отправляться обратно.
8. Закрепление нового материала.
У.
Пусть бушуют волны крутые
В лохматых тучах небосвод
Не страшны нам штормы седые
Плывем мы вперед и вперед:
Ребята! Надвигается шторм! По левому борту большой кит. (рис. кит).
Кит
9. Д. Игра: Море волнуется.
У. Чтобы море успокоилось нужно выполнить задание кита. Решить задания из учебника.
Задание на стр. 7 № 2, 3.
Проверка по ключу. Кит доволен вами и желает вам счастливого плавания.
10. Итог урока.
У. Слышите! Шторм стихает. И наше путешествие подходит к концу.
Мы подплываем к последнему пункту – к Земле, где нам предстоит высадиться, но высадиться тот, кто сможет продолжить мою мысль, он и высаживается с корабля.
(Ученики ответившие верно снимают матроску).
У. Линия которая имеет:
- начало и конец называется…
- не имеет ни начала ни конца называется…
- имеет начало, но не имеет конца…
- линию которую можно продолжить вправо и влево до бесконечности называется…
11. Домашнее задание.
По учебнику стр. 7 № 5.
12. Оценивание.
Молодцы все! Но лучшие матросы встаньте, которые заработали самое большое количества ракушек. Вы получаете оценку «5».