Оборудование:
- таблицы “Разнообразие рыб”;
- плакат-буклет “Рыбы Индигирки”;
- книга “Пресноводные рыбы, земноводные и пресмыкающиеся Якутии” (Сидоров Б.И., Тяптиргянов М.М. – Якутск: Бичик, 2004);
- брошюра “Абыйга уоскуур балыктар” (Корякина М.Н., Слепцова А.П., 2006), проектор, экран, магнитки.
На партах учащихся:
- Конверты с понятиями по систематике рыб (на каждого учащегося);
- Жетоны с № (опорные цветные сигналы);
- Схемы “Систематика рыб”, “Костистые (Лучеперые) рыбы” (на формате А4, на каждого учащегося).
Цели и задачи урока:
- Обобщить знание учащихся о классах Надкласса Рыбы. Повторить и систематизировать учебный материал темы.
- Расширить знания учащихся о многообразий, систематики и классификации представителей класса Костные рыбы. Определить видовой состав рыб р. Индигирка.
- Выявить уровень знаний учащихся по теме.
Ход урока
I. Актуализация знаний
1. Индивидуальный опрос:
- Кто такие рыбы и где они обитают?
- Какую форму тела они имеют?
- Чем покрыта их тело?
- Для чего рыбам плавники?
- Перечислите отделы скелета рыб.
- Какие органы чувств имеют рыбы?
- Что такое боковая линия?
- Для чего им плавательный пузырь?
- Каково значение рыб?
- Чем отличается строение хрящевых рыб?
Обобщение:
А) Рыбы – это позвоночные животные, обитающие в воде.
Б) Условия их обитания, состав пищи, конкуренты и враги различны, от этого зависит и большое разнообразие в строении и поведение рыб.
Всего в Надклассе Рыбы 20 тысяч видов.
II. Изучение нового материала
План:
- Многообразие Надкласса Рыбы класса и Костные рыбы: характерные признаки представителей подклассов
- Классификация и систематика рыб.
- Видовой состав рыб р. Индигирка и их систематика по таксономическим категориям.
- Экологические знания в рыболовстве.
Виды контроля знаний учащихся на этапах урока:
- Биологический диктант.
- Заполнение схемы “Костистые (Лучеперые) рыбы”.
- Сбор цепочки по систематике рыб (на местном материале).
Критерии оценивания:
За каждый правильный ответ на каждом этапе урока – “рыбка”. В конце урока количество выигранных “рыбок” определить вашу работу на уроке, соответственно оценки:
5–6 рыб – оценка “пять”;
4–5 рыб – оценка “четыре”;
3–4 рыб – оценка “три” и т.д.
1. Проблемный “?”: Все ли рыбы одинаково устроены, а если нет в чем их различие?
Задание 1
А) Ознакомьтесь с изображением рыб на плакате-буклете “Рыбы Индигирки” и с
рисунками учебника на с. 182–183.
Б) Прочитайте в громкой речи (говорение) на с. 182–183 учебника о подклассах
класса Костные Рыбы. Обратите внимание на общие признаки подклассов Костные
рыбы.
В) По принципу “Читаю – Говорю” перескажите соседу по парте главные признаки
подкласса Костные Рыбы (выборочно). Поменяйтесь с ролями.
Г) Изучите систематику рыб по схеме “Систематика рыб”. На экране проектором
показывается схема.
Задание 2. Биологический устный диктант
На доске пронумерованные понятия подклассов рыб. Пользуясь цветными сигналами (с номерами), что на ваших партах вам следует отгадать характеристику, признаки подклассов рыб содержания которых я буду раскрывать. За каждый правильный ответ – “рыбка”.
2. Показ по проектору работы учащихся – видеопрезентация “Видовой состав рыб р. Индигирка”. Выступление ученицы 8 класса Дуси Стручковой.
3. Обобщение, беседа по содержанию презентации.
4. Рассказ учителя с элементами беседы (с использованием брошюры “Абыйга уоскуур баалыктар):
- экология рыб р. Индигирка;
- о факторах, ведущих к уменьшению численности промысловых рыб;
- о культуре рыболовства;
- о бережном отношении к природе, к рыбным богатствам края.
III. Закрепление знаний
Задание 1. Используя материалы видеопрезентации и литературу на ваших партах заполните таблицу “Костистые (Лучеперые) рыбы”. Костистые (Лучеперые) рыбы”.
Учитель демонстрирует на доске (пользуясь заготовленными заранее понятиями таксономических категорий: царство, надкласс, класс, подкласс, отряд, семейство, род, вид) пример систематики рыбы речного окуня (алыhар).
Задание 2. У каждого из вас на парте находится конверт с таксономическими понятиями систематики определенного вида рыбы (р. Индигирка). Ваша задача – правильно определить положение вашего вида рыбы по категориям. За правильно составленную цепочку – “рыбка”.
Задание 3. На с. 185 учебника выполняем задание рубрики “Рассмотрите рисунок” № 2.
Задание 4. Заполните ответами кроссворд по теме “Рыбы”.
IV. Домашнее задание:
- Изучите с 182–183 учебника.
- Ответить на вопросы № 9, 10, 12 (у); с. 184; словарная работа с.185 (у).
- Творческое задание: Найти информацию о способах рыболовства у народа Саха до настоящего времени и составить короткий рассказ об этом.
Литература
Урок по программе, разработанной коллективом авторов под руководством Мягковой А.Н.
Учебник “Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс”. Авт. Сонин Н.И.