Цели:
- в процессе наблюдения и практической работы со словом развивать умение образовывать и употреблять в речи уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских личных имён;
- прививать любовь к родному языку
Оборудование:
- мультимедийный проектор,
- экран,
- набор карточек - суффиксов,
- презентация ,
- "Словарь русских личных имён" Н. А. Петровский
Ход урока
1. Организационный момент. Создание психологической комфортности.
2. Каллиграфическая минутка.
1) (слайд №1) штопка, печка, росинка
- Определите буквы, которые мы будем писать на минутке чистописания. Первая буква является безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением. Какая это буква и в каком слове она находится? Вторая буква обозначает непарный глухой всегда мягкий звук. (ч). Третья буква есть в каждом из данных слов. (к). Какая цепочка из букв получилась? (очк). -Что вы можете сказать по данному поводу? - Запишите другие суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением.
3. Словарно-орфографическая работа. Формирование понятийного аппарата.
- Слово, с которым мы познакомимся сегодня на уроке вы узнаете, решив задачу этого хитрого прямоугольника. (слайд №2 ). (работа в парах) - Какое это слово? Как вы его нашли? (малина) -Что такое малина? (слайд №3) - По поводу происхождения названия этой ягоды существует 2 точки зрения. Как вы думаете, с чем они могут быть связаны? ( с цветом или с формой). Видимо слова маленький, малый и определили название ягоды. Запишите это слово в тетрадь, определите ошибкоопасные места -Прочитайте фразы: не жизнь, а малина; малиновый звон -Что обозначает первая фраза? (очень хорошую жизнь) -Что обозначает вторая фраза? ( красивый нежный звук) - Почему в этих фразах употреблено слово малина? (это очень хорошая, вкусная, нежная ягода - Качества ягоды-малины переносятся на другие предметы: на жизнь, звон. А слова малина, малиновый имеют в этих фразах переносное значение. - Запишите однокоренные слова к слову малину, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы.
4. Формулирование темы и цели урока.
На доске: Хороши (рР ) озочки на клумбе у (рР)озочки. - Запишите предложение - Какие слова произносятся одинаково? Как пишутся? Почему? Назовите слова с уменьшительно-ласкательным значением. - Сейчас вашему вниманию я предлагаю статью из "Словаря русских личных имён" (слайд №4). Прочтите её.
- Что вы узнали об имени Роза? - При помощи каких суффиксов образованы уменьшительно-ласкательные формы имени? - Сформулируйте тему урока.
5. Наблюдение.
- Как родители обычно называют своих малышей? - Образуйте уменьшительно-ласкательную форму данных имён , запишите и выделите суффиксы. (работа по вариантам) (слайд № 5) -В своей речи мы часто используем сокращённые имена, когда общаемся. Прочитайте сокращённые имена (слайд № 6): Светик, Вадик, Толик -Как они звучат полностью? (запись с выделением суффиксов) - Как вы думаете, когда уместно употреблять в речи сокращённые имена? (в кругу друзей, родственников, близких) - Полные имена?
6. Создание проблемной ситуации.
- На прошлом уроке мы говорили о том, что с помощью суффикса -к- образуются существительные с уменьшительно-ласкательным значением. Приведите примеры. - Давайте проследим, какое значение имеют имена людей с суффиксом -к-? - Это уменьшительно-ласкательная форма?
7. Решение проблемного вопроса.
- Сейчас я предлагаю вашему вниманию текст. Прочитайте его. Определите главную мысль. (слайд № 7 ) - Какое изменение произошло в русском языке? - Какое значение имеют имена с суффиксом -к- ? -Вывод? - Как вы обычно называете по именам своих друзей, родственников? Нравятся ли им такое обращение?
8. Работа со схемой. (слайд №8 ) - Схема показывает образование сокращённых имён от имени АЛЕКСАНДР(А). проследите цепочку и сделайте вывод о том, как образовались новые имена, уменьшительно-ласкательные формы.
- Что нового, интересного вы узнали из этой схемы?
(слайд №9)
- Посмотрите на следующую схему. Как вы думаете, это разные имена, или одно имя?
- Что в глазах ненастенько,
Дождики косые,
Ася, Стася, Настенька,
Дочь Анастасия?
Просто жизнь фантастика
Трёх матрёх вместила:
Ася, Стася, Настенька,
Всё - Анастасия.
- Что вас удивило?
9. Творческое задание.
- Ребята, оказывается, от каждого имени можно образовать уменьшительно-ласкательную форму. А вот у таких имён, как Иван, Мария, существует около ста производных имён.
Я предлагаю вам устроить небольшое соревнование: кто больше образует сокращённых, ласковых имён от предложенных вам или от своего имени. (самостоятельная работа)
(слайд №10)
10. Итог урока. Рефлексия.
- Ребята, какие получились у нас имена? Что же они несут? Что мы передаём человеку, когда произносим их? (добро, ласку, теплоту души, внимание)
- Для близкого родного человека мы дарим частицу своего сердца. Не бойтесь своим самым близким людям подарить частицу своего тепла, поделиться нежностью. Ведь в человеке с рожденья в каждом сердце доброта.
- Имена, имена, имена,
В этой жизни звучат неслучайно:
Как загадочна наша страна,
Так и имя - загадка и тайна.