Мир человеческих чувств в произведениях искусства Р.Вагнера и К.Васильева

Разделы: Информатика, Музыка, МХК и ИЗО


Тема урока: Мир человеческих чувств в произведениях искусства Р.Вагнера и К.Васильева.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с произведениями композитора Р.Вагнера и художника К.Васильева;
  • познакомить учащихся с выразительными возможностями музыки и живописи;
  • воспитывать интерес к учебной деятельности; способствовать углублению межпредметных связей (изобразительной деятельности, музыки и информатики).

Оборудование и материалы:

  • зрительный ряд:
    • репродукции К.Васильева,
    • графический цикл «Кольцо Нибелунга»,
    • графические портреты композиторов Р.Шопена, д.Дебюсси, И.С.Баха, Ф.Листа, Д.Д.Шостаковича, М.А.Моцарт,
  • CD-проигрыватель.
  • музыкальный ряд:
    • картина «Золото Рейна» фрагмент
    • полет Валькирий «Валькирия»
    • фрагмент из оперы «Валькирия»
    • финал «Гибели богов» фрагмент
    • любовная сцена Зигмунда и Зиглинды 1 акт «Валькирии»
    • лейтмотив Зигфрида из оперы «Зигфрид»
    • Ф.Шопен «Полька Трик-Трак»
    • И.С.Бах «Токката и фуга ре-минор»
    • Ф.Лист романс «Радость и горе»
    • Н.Римский-Корсаков Симфоническая сюита. Шехерезада.
    • Д.Шостакович Ленинградская симфония тема «Нашествие»
    • К.Дебюсси «Лунный свет»

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

1. Приветствие
2. Проверка готовности к уроку

II. Сообщение темы урока

Учитель 1. Драматическая эпопея Вагнера повествует о золотом кладе, который покоится на дне могучего Рейна. Его стерегут три речные девы – девы Рейна. Стеречь золотой клад им завещал сам отец Рейн. Кто сумеет похитить из Рейна золотой клад и выковать из него кольцо, тот получит власть над миром. Но для этого нужно убить в себе святое чувство – нужно отречься от любви. Карлик Альберих – нибелунг узнает из болтовни речных дев эту тайну. И он единственный, кто смог отречься от любви, стал властителем мира. Нибелунг Альберих для Вагнера – это современный банкир: «Если мы вообразим в руках нибелунга вместо золотого кольца биржевой портфель, то получим законченную картину страшного образа современного владыки мира» – утверждал композитор незадолго до смерти.
Но кольцо не только приносит власть над миром: оно таит в себе и гибель для каждого, кто им владеет. Такова его роковая сила. В жажде им обладать враждуют нибелунги, великаны Фафнер и Фазольт и боги. В мире совершаются убийства, козни, предательство, везде царит вероломство. И причина всех бед в роковой силе проклятого кольца.
Таково краткое содержание тетралогии «Кольцо нибелунга», четырех опер (Золото Рейна, Валькирия, Зигфрид, Гибель богов), которые основаны на немецких средневековых традициях эпоса, созданный в 1877 г. – результат 25-летней работы великого немецкого композитора Р.Вагнера.
Тетралогия «Кольцо нибелунга» – не только самое гигантское по масштабу творение Вагнера, оно является самым грандиозным произведением в истории мирового музыкального театра. Это произведение уникально – «Кольцо» ставится целиком только во время особых праздничных фестивалей, и такие постановки носят характер из ряда вон выходящих событий. Если следовать требованию Вагнера, любители его театра логии имели бы редко возможность ее слушать, так как целиком поставить «Кольцо» необыкновенно сложно для руководства театра, а публике утомительно провести в театре четыре вечера.

Учитель 2. И музыка Вагнера вдохновила создать графический цикл из семи листов 27-летнего К.Васильева. Художник с ранней юности проникся высоким удовольствие – слушать и постигать музыку Р.Вагнера, обращаться к его клавирам и партитурам.

Учитель 3. Давайте посмотрим на портрет Р.Вагнера – откройте файл вагнер.jpg, который находится на Рабочем столе на каждом компьютере.

III. Изучение нового материала

Учитель 1. Вряд ли во всей истории музыки найдется другая фигура, которая вызывала бы такой всеобщий восторг и такое непреодолимое отвращение, как гигант музыки Рихард Вагнер. Этот было единственной реакцией и на грандиозность его реформаторских усилий в жанре оперы, и, вероятно, на его самоуверенный, неуступчивый и эгоистический характер. Рихард Вагнер в течение 9 лет работы капельмейстером на самых разных сценах в Германии, России и Париже изучал оперу с ее неразберихой и рутиной. Он использовал весь свой авторитет, чтобы выступить против такой оперы. Будучи прекрасным музыкантом (хотя и начал изучать музыку в возрасте, когда, как говорят, Моцарт уже заканчивал), известным литератором, умеющим писать и прозу, и поэзию, он осуществил самые грандиозные преобразования в данном жанре, превратив оперу в подлинную музыкальную драму. Этой цели – созданию музыкальной драмы – были подчинены все средства, которые используются в опере, т.е. пение, хор, оркестр, сценическое движение и драматургия.

Учитель 3. Давайте запустим презентацию (Приложение 1), которая находится на Рабочем столе.

Учитель 1. Слайд 1. Итак, зло мира, надежно оберегаемое непорочными силами природы, вырывается на свободу. Вокруг кольца Нибелунга начинают бушевать катастрофы, одна неожиданней другой, приводящие в конце концов к гибели богов.

Учитель 2. Слайд 2 – также являет сцену из оперы «Золота Рейна». В центре во всей классической красоте – богиня Фрея, источник вечной юности и любви, столь необходимой стареющим богам. За спиной Фреи верховный бог Вотан и бог огня Логе. Не менее современен образ Вотана – нерешительного, разделяемого сомнениями человека, склонного к философствованию. Сам Вагнер писал: «Он – свод всей интеллигентности нашего времени». От Фреи к ногам братьев-великанов, стоящих на переднем плане и образующих как бы сказочную раму картины, сыплется золото, выкуп, выманенный богами из нибелунга. Великаны принимают выкуп. Вспыхивает ссора – брат убивает брата. Боги потрясены: в светлый мир вошла печаль и смерть.

Музыка – «Полет Валькирий».

Учитель 2. Слайд 3 – начало оперы «Валькирия». Юный герой Зигмунд, которого Вотан воспитывает защитником мира, обезоруженный и раненый попадает в лесную хижину и, видя прекрасную женщину, теряет голову. Зиглинда отвечает ему взаимностью в этом доселе и ей неведомом чувстве. Внезапно появляется Хундинг, муж Зиглинды. Только древний закон гостеприимства удерживает его от немедленной расправы – кровавый поединок откладывается на утро.

Музыка – фрагмент из оперы «Валькирия»

Учитель 2. Слайд 4 – Зигмунд, узнав от валькирии Брумгильды о том, что они с Зиглиндой брат и сестра, а сам он обречен на гибель, готов поразить Зиглинду, дабы не досталась она врагу. Валькирия, потрясенная этим порывом, решается помочь Зигмунду в бою.

Музыка – фрагмент финал «Гибели богов»

Учитель 2. Слайд 5 – сцена перед боем. Поразительны героическая решимость в фигуре Зигмунда и ритмико-композиционное построение, передающее в сложности чувств единое стремительное движение влюбленных.

Музыка – 1 акт Валькирии – любовная сцена Зигмунда и Зиглинды.

Учитель 2. Слайд 6 – сцена из оперы «Зигфрид». Перед нами самый светлый герой, надежда богов, призванный отвратить гибель мира, герой, не знающий страха и порока власти золота.

Учитель 1. В старинном сказании о нибелунгах Вагнер увидел актуальный, современный смысл. Солнечный Зигфрид, не знающий страха, был для него «вожделенным, чаемым нами человеком будущего», «социалистом – искупителем, явившимся на землю, чтобы уничтожить власть капитала».

Учитель 2. Это не только ярчайшая праздничная кульминация цикла, но и удивительная по мощи и легкости воплощение редкого от природы художественного и духовного дарования.

Музыка – фрагмент лейтмотив Зигфрид-герой из оперы «Зигфрид»

IV. Практическая работа

Учитель 2. Музыка имела особое значение в жизни и творчестве К.Васильева. Высокая классика от древности до наших дней, народное искусство – всегда были необходимой ему творческой средой. В семнадцатилетнем возрасте он начал создавать портреты композиторов – тушью на ватмане. Удивительно, но при всей точности изображения лиц это прежде всего портреты самой музыки.

Учитель 3. Творческое задание. Глядя на портреты и прослушивая отрывок классического произведения вставить в таблицу фамилии композиторов (Приложение 2)

Ответы: 1. Лист, 2. Шопен, 3. Римский-Корсаков, 4. Шостакович, 5. Дебюсси, 6. Моцарт, 7. Бах

V. Итог урока

1. Проверка таблицы
2. Заключительное слово

Учитель 2. Идеалом К. Васильева всегда была наикратчайшая выразительность: яркий штрих, мгновенный росчерк как решающий смысловой акцент, непрерывная линия как бы брошенная в едином движении и создающая сложный узор, а то и целую композицию. Локанизм художника таков, что порой начальное движение обрывается на бумаге и продолжается во впечатлении зрителя.

Учитель 1.

В аттическую форму заключен
Безмолвный, многоликий мир страстей,
Мужей отвага, прелесть юных жен
И свежесть благодатная ветвей.
Века переживешь ты неспроста.
Когда мы сгинем в будущем, как дым,
Ты скажешь поколениям иным:
В прекрасном – правда, в правде – красота.
Вот знания земного смысл и суть.

Дж. Китс

Композитор Р.Вагнер и художник К.Васильев наделили богов человеческими мечтами, стремлениями, с темными и светлыми сторонами. Способными и на величие, и на малодушие – все эти проблемы из века в век каждым композитором или художником претворялись по-своему.
Музыке доступна передача не просто отвлеченных чувств, не абстрактной радости или абстрактной печали, она говорит живым языком о малейших оттенках радости и печали, какие и в нашей жизни бывают такими многообразными!

Литература:

  1. Печатное издание плакатов «Константин Васильев. Живопись. Графика» вступительное слово Ю.Михалкина
  2. Милан Куна «Великие композиторы» Аскон Москва 1998
  3. Б.Левин «Вагнер» Москва «Музыка» 1978
  4. А.Кенигсберг «Вагнер» «Музыка» Ленинградское отделение 1972
  5. Музыка 8 класс Поурочные планы по программе Критской Е.Д. Корифей Издательско-торговый дом Волгоград 2007 составитель Улашенко Н.Б.