Информационные технологии прочно вошли в нашу жизнь, и находят все более широкое применение в образовательном процессе. В наш век глобализации и распространения Интернета компьютер на столе учителя уже вышел из разряда экзотики и стал необходимым инструментом для его творческой и эффективной работы.
Недавно в наших школах стало появляться интерактивное оборудование. И хотя его использование ещё потребует от учителя огромной работы по овладению определенными знаниями и умениями, тем не менее, даже начинающему пользователю оно в значительной степени облегчает жизнь. Предлагаемый вариант урока можно проводить как с использованием SMART - оборудования, так и без него, используя компьютер, экран и мультимедийный проектор.
Место урока в изучении темы: заключительный урок по теме: “Древний Восток”.
Цели урока: повторить, обобщить и закрепить знания по теме: “Древний Восток”.
Оборудование: интерактивная доска (SMART) и оборудование к ней, компьютер, презентация POWER POINT, магнитная доска, оценочные листы команд, жетоны для участников игры.
Подготовка к уроку
За две недели класс делится на 4-5 групп, в каждой из них определяется капитан. Каждая группа выбирает страну Древнего Востока, которую будет представлять, придумывает название команды, готовит девиз, эмблему и получает домашнее задание: нарисовать газету или создать презентацию POWER POINT (5-7 слайдов) по теме: “Культурные достижения и достопримечательности…”.
Ход урока
Учитель: Сегодня, ребята, у нас пройдет необычный урок, урок-путешествие. Вам предстоит пройти сложный маршрут. Он состоит из нескольких станций, на каждой из которых вам предстоит ответить на вопросы. Капитан или представитель команды может выбрать вопрос. За правильный ответ команда получает 1 жетон (1 балл). Приветствуются дополнения игроков. Они также оцениваются. В случае неправильного ответа или затруднения право ответа переходит к другой команде.
Вы готовы отправиться в путь? Итак, мы начинаем игру!
Презентация команд
Каждая команда должна представить название, девиз и эмблему. Команды по очереди представляются жюри и игрокам других команд, после чего занимают свои места.
На интерактивной доске запускается презентация, подготовленная учителем к уроку. Это своеобразный маршрут путешествия. С помощью управляющих кнопок и гиперссылок (они создаются по количеству команд) ученики выбирают вопрос, который появляется на слайде. Можно подобрать красочные иллюстрации, которые помогут ребятам правильно ответить на вопрос и сделать урок зрелищным и интересным. Отвечать может любой представитель команды.
Стация 1. Озеро дат
<Рисунок 1>
Вопросы для команд:
Стация 2. Водопад трудных вопросов
<Рисунок 2>
Вопросы для команд:
- Полное описание жизни и деятельности этого человека обширно. Самое краткое описание его жизни заключено в его имени. Оно гласит: “Вышедший из воды, перешедший через огонь и пришедший к богу”. Назовите его имя.
- Древние китайцы говорили: “Слова могут обманывать, люди могут притворяться, только … не способна лгать”. Назовите, что имели ввиду китайские мудрецы.
- Чем занимались египетские крестьяне во времена фараона Хеопса в период разлива Нила?
- В рукописных текстах по отношению к этому человеку употребляется около 30 эпитетов. О нем написано: “повелитель Вселенной”, “бог богов”, “царь царей”, “вседержитель”, “исцелитель”, “добросозидающий”, “тот, кто появляется и исчезает”, “Просветленный”. Назовите его имя.
- В конце XV века до н.э. фараоном Египта был Аменхотеп IV. На шестом году царствования он отказался от своего имени, которое в переводе означает “Амон доволен”. Фараон стал носить другое имя, которое можно перевести так: “Полезный Атону”. Под каким из своих двух имен этот фараон был более известен?
(Моисей)
(музыка)
(строили пирамиду)
(Гаутама)
(Эхнатон)
Стация 3. Таинственный остров
<Рисунок 3>
Вопросы для команд:
1. “Старинный рецепт”:
“ Нарежьте зеленые стебли…на куски нужной длины, сдерите с них кожуру и расщепите ножом сердцевину на полоски. Расстелите на столе кусок материи, а на нем параллельно друг другу расположите полоски сердцевины. Поверх первого слоя под прямым углом разместите второй, покройте еще одним куском материи и в течение двух часов колотите все это округлым камнем. Затем положите под пресс и оставьте на ночь. К утру все будет готово”.
О чем идет речь? Какое слово пропущено? (папирус)
2. “Таинственные письмена”:
На глиняных табличках, найденных в Двуречье, археологи обнаружили надписи, которые после расшифровки оказались пословицами:
- “Хорошо одетому всегда рады”;
- “Он ещё не поймал лисицу, а уже делает для неё колодку”;
- “Увернулся от дикого быка, натолкнулся на дикую корову”.
Есть ли в русском языке близкие по значению пословицы? Приведите свои примеры.
3. “Таинственное растение”
Древнегреческий историк и географ Страбон писал: “В Индии на некоторых деревьях появляется шерсть”. Сохранились даже рисунки, на которых изображено дерево с “произрастающей” на нем овцой.
О каком растении греки имели такое странное представление? (хлопок)
4. “Таинственный город”
Рассмотрите иллюстрацию и ответьте на вопросы.
<Рисунок 4>
Какой город разрушили с помощью труб? Где это произошло? Какое крылатое выражение связано с этим событием? (Иерихон)
5. “Таинственные животные”
В XIV в. до н. э. правивший Вавилоном царь Бурна-Буриаш II написал в Египет фараону Эхнатону письмо, в котором просил прислать ему чучела египетских “животных, которые живут и на земле и в реке”.
Подумайте, каких странных животных хотел выставить в своем дворце царь Вавилона.
Станция 4. Бухта загадок
<Рисунок 5>
Конкурс капитанов
На интерактивной доске размещены изображения предметов: папирус, лист бумаги, шахматы, сахар, алфавит и т.д. Каждый капитан должен выбрать (выделить маркером) предмет, являющийся символом той страны Древнего Востока, которую представляет его команда. Ответ следует обосновать.
Домашнее задание
Команды по очереди представляют газеты (размещены на магнитной доске) или презентации
Все баллы, полученные командами, заносятся в оценочные листы.
Капитаны команд могут отметить учащихся, “заработавших” для команды наибольшее количество баллов или высказавших наиболее интересные версии ответов.
P.S. Не забудьте в конце урока лучших “путешественников” поощрить отличными оценками!
Литература
- Бахтина О.И. Задания для самостоятельной работы по истории древнего мира. Пособие для учителя. – М.: “Просвещение”, 1988.
- Годер Г.И. Задания и задачи по истории древнего мира. 5 класс. М.: “Просвещение”, 1996.
- Нянковский М. Клуб эрудитов. 525 вопросов для интеллектуальных игр. – Ярославль, “Академия развития”, 2004.
- Нянковский М. Неизвестное об известном. Интеллектуальные игры для школьников. – Ярославль, “Академия развития”, 1997.
- Старобинская Г.И. Вопросы и задания по истории древнего мира. 5 класс. – М.: АРКТИ, 2003.