Урок русского языка во 2-м классе по теме "Заглавная буква в именах существительных"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Обобщить знания учащихся об употреблении большой буквы в именах, фамилиях людей, кличках животных, в названиях рек, стран, городов, улиц, областей.
  • Развивать орфографическую зоркость учащихся, речь.
  • Воспитывать наблюдательность, аккуратность в работе.

Оборудование: г/з ст – ния, карточки, наглядность, занимательность.

Ход урока

1. Орг. класса

– Руки? (на месте) – Локти? (у края)
– Ноги? (на месте) – Спина? (прямая)

(Аутотренинг-релаксация) “ Волшебный цветок добра ”

Положите цветок Добра и хорошего настроения на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас; ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите всё добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце.

Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость, У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе...

Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.

Я хочу, чтобы вы запомнили, то что сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из этой комнаты. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами...

Откройте глаза.
Посмотрите по сторонам.
Пошлите друг другу добрые мысли.

Всего вам доброго!

2. Сообщение темы и целей урока.

  • Послушайте стихотворение и скажите, какие слова пишутся с большой буквы?

Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв – подруг.
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметнее им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо.
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк!
Букве большой уважения знак!

Вот сегодня на уроке и подведём итог тому, что же пишется с большой буквы, и поэтому мы с вами отправляемся в путешествие, а куда вы сами сейчас разгадаете.

3. Упражнение в чистописание.

СТРАНА БОЛЬШИХ БУКВ.

Что нужно сделать, чтобы получилась понятная фраза? (разделить на слова, их здесь три).

Откройте тетради и напишите упражнение в каллиграфию.

Что должны помнить при письме? (высота букв, правильный наклон элементов букв,

расстояние между буквами).

Карточка 1. К словам добавьте букву я и напишите полученные слова.

Кол....
Бор....
Лен...

Карточка 2. Между подчеркнутыми буквами вставьте слог,букву, указанные в скобках.

Напишите вновь полученные слова.

Ка-ша (тю) Г-лина (а)
Ва-ша (ню) Ок-на (са)

– Кто написал, с какой буквы написали?

Итак, мы оказались в стране больших букв и начинаем путешествие по этой стране (илл)

1 задание. Найдите и прочитайте еще раз то,что мы обязаны замечать всегда. Найдите начало своего предложения и запишите его.

1 ряд-1 пр-ние. СЕРЫЙ ВОЛК В ГУСТОМ ЛЕСУ ВСТРЕТИЛ РЫЖУЮ ЛИСУ

2 ряд-2пр-ние. ВОЛКИ ТАМ ПО ЛЕСУ РЫЩУТ, ПИЩУ ИЩУТ.

  • Так, что мы обязаны замечать всегда. (Начало предложения)

2 задание Прочитайте имена.

Тома Ада Лена
Тима Аля Лёня
Таня Ася Лина
Толя Аня Лида

Запишите, только те имена, которые встретили впервые.

Древние русские имена разнообразны. Часто они были характеристиками людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить из семьи или родственников. Так, когда-то человеку давалось числовое имя. Родился первый ребенок в семье, его называли ПЕРВА или ПЕРВОЙ, Второй, Третьяк....,по внешнему виду: Чернава, Черныш– по цвету волос, Мал– за малый рост. Был и другой период в истории русских имен, когда их выбирали по церковным календарям.

КОЛЬ ТЫ РОДИЛСЯ В ДЕНЬ ЕФИМА,

ТО НАЗВАН ИМЕНЕМ ТАКИМ.

Но вот уже более 100 лет родители выбирают своим детям имена, независимо от календаря. У каждого из нас есть имя. Как твое? Полное или сокращенное?

Физминутка. Игра “ Не ошибись” ( полное имя встаньте, сокращенное сядьте)

Физминутка для глаз. “Посмотрю я высоко,

Посмотрю я низко,
Посмотрю я далеко
Посмотрю я близко (на кончик носа)
Руку вправо отведу и на пальчик погляжу
Тут же влево отведу и на пальчик погляжу”

3 задание: Образуйте от имени Николай – отчество и фамилию. Запишите.

Кому доводилось слышать об Илье Муромце?

А задумывались ли вы над тем, Муромец-это фамилия или отчество?

В ЧИСТОМ ПОЛЕ ПЫЛЬ ПОДНИМАЕТСЯ
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ, СЫН ИВАНОВИЧ
КО ГНЕЗДУ СОЛОВЬЕВУ ПРИБЛИЖАЕТСЯ.

– Как же звать героя по имени отчеству?( Илья Иванович Муромец)

4 задание Словарная работа.

Прочитайте и назовите только те слова, которые можно писать как с большой так и с маленькой буквы.

МЕДВЕДЬ, ПЕТРОВ , ЗАЯЦ, БАРСИК, СОСНОВКА, СОБАКА, МОСКВА.

– Можно объединить в одну группу эти слова? Почему?

5 задание Предложение рассыпалось.

Дядя Федор и кот Матроскин жили в деревне Простоквашино.

Письмо с комментированием.

В каком городе мы живем? Запишите. (Мы живем в городе Киселевске)

Итог.

Что мы повторили побывав в стране больших букв?

А сейчас сюрприз. На партах лежат конверты, в котором на карточке записано ваше имя и что оно обозначает. Прочитайте о своём имени.

Д/з.