Урок проверки и оценки знаний по теме "Электрические явления". 8-й класс

Разделы: Физика

Класс: 8


Науку все глубже постигнуть стремись,
Познанием вечного жаждой томись.
Лишь первых познаний блеснет тебе свет,
Узнаешь: предела для знания нет.

Фирдоуси

Цели урока:

Образовательная:

– проверить знания учащихся фактического материала по теме: “Электрические явления”;
– совершенствовать навыки учащихся при выполнении графических, расчетных и экспериментальных задач.

Развивающая:

– развивать познавательную активность учащихся через демонстрацию практической значимости изученного материала.

Воспитательная:

– развитие умений давать объективную само– и взаимооценку, чувства взаимопомощи.

ПЛАН УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Презентация

СЛАЙД 1

Добрый день! Садитесь!

СЛАЙД 2

Определите ваше состояние, с которым вы пришли на урок. Посмотрим, измениться ли оно к концу урока. Приложение 1.

СПОКОЕН
РАВНОДУШЕН
БЕЗРАЗЛИЧЕН
УВЛЕЧЕН
ВСТРЕВОЖЕН
______________

II. ЭТАП ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К АКТИВНОМУ И СОЗНАТЕЛЬНОМУ УСВОЕНИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА

СЛАЙДЫ 3 – 6

Отгадай загадки …

Летит птица орел,
Несет в зубах огонь,
Огневые стрелы пускает,
Никто ее не поймает!

(молния)

В полотняной стране
По реке – простыне
Плывет пароход
То назад, то вперед.
То назад, то вперед
Проплывает пароход.
Остановишь – горе:
Продырявишь море!

(утюг)

Очень строгий контролер
Со стены глядит в упор,
Смотрит, не моргает:
Стоит только свет зажечь
Иль включить в розетку печь
– Все на ус мотает.
Что на ус мотает?

(счетчик)

Дом – стеклянный пузырек.
И живет в нем огонек!
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжется

(электрическая лампочка)

В карте самооценки поставьте себе оценку за отгадывание загадок (4 загадки отгадали сами – поставьте оценку – “5”, 3 загадки – оценку “4”, 2 загадки – оценку “3”. Приложение 1.

СЛАЙД 7

Теперь определите тему урока, подобрав к названным приборам, телу, явлению словосочетание, содержащее физические термины.

Вопрос учащегося: при чем здесь акулы?

Проблемная ситуация: каким образом акулы и скаты связаны с электрическими явлениями?

Ответ на данный вопрос мы с вами узнаем в конце урока.

СЛАЙД 8

Сегодня у нас урок проверки и оценки знаний по теме: “Электрические явления”.

Попытайтесь определить цель вашей деятельности на сегодняшнем уроке.

Цель урока: проверить качество и прочность знаний по теме: “Электрические явления”.

СЛАЙД 9

Электричество кругом,
Полон им завод и дом,
Везде заряды: там и тут,
В любом атоме “живут”.
А если вдруг они бегут,
То тут же токи создают.
Нам токи очень помогают,
Жизнь кардинально облегчают!
Удивительно оно,
На благо нам обращено,
Всех проводов “величество”
Зовется “ЭЛЕКТРИЧЕСТВО!”
Проявим нынче мы умение,
Законы объясним, явления:
Электризацию, сопротивление
И мощность, как работу за мгновение.
Эксперименты проведем
И лучшего из вас найдем!

III. ЭТАП ВСЕСТОРОННЕЙ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ

СЛАЙД 10 – 12

Фронтальная работа с классом + индивидуально (3 человека работают по карточкам с переводом единиц измерения)

ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ:

  1. Электризация – это…. способ возникновения заряда у тела
  2. Электризация происходит при … соприкосновении (трении)
  3. В природе существуют заряды … двух видов: положительные и отрицательные
  4. Заряды … отталкиваются, т. к. они одноименные
  5. Шарик имеет … отрицательный заряд, т. к. разноименные заряды притягиваются
  6. Прибор называется … электрометр, служит для … обнаружения заряда у тела
  7. Положительный ион – атом … потерявший один или несколько электронов
  8. В ядре атома находятся … протоны и нейтроны
  9. На большом расстоянии от ядра по орбите движутся … электроны
  10. Отрицательный ион – атом … приобретенный один или несколько электронов
  11. Проводники – это тела, через которые … электрические заряды могут переходить от заряженного тела к незаряженному
  12. Примеры проводников … металл, почва, вода с растворенной солью, графит …
  13. Диэлектрики – это тела, через которые …электрические заряды не могут переходить от заряженного тела к незаряженному
  14. Примеры диэлектриков – … эбонит, янтарь, резина, пластмасса, шелк…
  15. Электрическое поле – …. особый вид материи (не вещество), оно возникает вокруг заряда и действует на другой заряд с силой.
  16. Изобразить электрическое поле можно графически при помощи … силовых линий
  17. Электрическим током называется … упорядоченное (направленное) движение заряженных частиц
  18. За направление тока условно принято направление от … положительного полюса источника тока к отрицательному

19. Гроза застала в поле – садись на землю. Почему?

(обычно гроза ударяет в одиноко стоящие предметы)

20. Сколько кошку не гладь все искры летят. Почему поглаживая кошку, мы можем наблюдать искры? (объясняется это явлением электризации)

ПЕРЕВЕДИ единицы измерения в СИ (индивидуальная работа)

200 мА= _____ А

10 мин = _______ с

1 ч = __________ с

4 кВ = __________ В

3,4 МДж = _________ Дж

345 мкКл = ________ Кл

0, 5 мА = _________ А

В карте самооценки поставьте себе оценку за ответы на вопросы или за работу по карточкам (ответили на все вопросы сами – оценку “5”, не смогли ответить на 2-3 вопроса – оценку “4”, ответили на большую половину вопросов – оценку “3”. Приложение 1.

СЛАЙДЫ 13 – 15

Самостоятельная работа учащихся игра: “ВЕРИШЬ – НЕВЕРИШЬ”

Если согласны – ставите “+”, если не согласны, ставите “-”

СЛАЙД 16

Взаимоконтроль

В карту самооценки переставьте себе оценку. Приложение 1.

СЛАЙД 17

Групповая работа учащихся

Учащимся 3 групп предложено выполнить экспериментальное задание по следующим темам:

1 ГРУППА: “Последовательное соединение проводников”.

2 ГРУППА: “Параллельное соединение проводников”.

3 ГРУППА: “Построение вольт – амперной характеристики”, где они должны собрать электрическую схему, снять показания, сделать выводы

Учащимся еще 3 групп предложено выполнить экспериментальное задание по карточкам.

4, 5, 6 ГРУППЫ “По заданной схеме определить …”

Учащимся 4, 5, 6 группы предлагаются ответы для самопроверки, и выставляется оценка.

Учащиеся 1, 2, 3 группы знакомят всех со своими выводами.

Приложение 2.

В карте самооценки поставьте себе оценку. Приложение 1.

СЛАЙД 18

По пословице определите, о какой физической величине идет речь?

Век живи – век учись. (время)
У лжи короткие ноги. (длина)
Не засыпай старого колодца, пока новый не выкопал. (работа) –
Пламя не больше чаши, а весь мир греет (количество теплоты) –

СЛАЙД 19-21

Работа в парах

ГОТОВИМСЯ К ЭГЕ

1. По портрету ученого и основным достижениям определи фамилию ученого
2. Найди правильную дорогу (соедини название, физическую величину и единицу измерения)
3. Найди правильную формулу:

Приложение 3.

СЛАЙД 22-24

Проверь себя и в карте самооценки поставьте себе оценку. Приложение 1.

Выполни тестированную работу.

Приложение 4.

СЛАЙД 25

Салют в честь достойно выдержавших тестирование.

IV. ЭТАП ВСЕСТОРОННЕЙ ИНФОРМАЦИИ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ

СЛАЙД 26

Запишем домашнее задание:

Обязательно: повторить формулы, единицы измерения, № 1424

Желающим: № 1390, №1418, №1428.

Индивидуально: приготовить публикацию по теме: “Как работает электрочайник (история чайника)?”, “Как работает электроутюг (история утюга)?”

Возвращаема к вопросу: каким образом акулы и скаты связаны с электрическими явлениями?

СЛАЙД 27-28

Выступления учащихся: мини – проект “Электрические рыбы”, мини – проект “Молния”.

В карте самооценки поставьте себе оценку. Приложение 1.

СЛАЙД 29

Определите ваше состояние в конце урока

СПОКОЕН
РАВНОДУШЕН
БЕЗРАЗЛИЧЕН
УВЛЕЧЕН
ВСТРЕВОЖЕН
______________

Итог урока

Быстро пробежал урок.
Давайте подведём итог.
Весь урок мы говорили.
Многое мы повторили.

Какие вопросы мы сегодня с вами повторили?

Сдаем карту самооценки.

СЛАЙД 30

Урок закончен. До свидания. Всего Вам доброго!

Презентация