Обще учебные цели:
– работать с различными источниками
информации, выделяя главное, существенное,
составлять отчёт и строить рассказ;
– планировать свою деятельность, управлять
своим вниманием, наблюдать, запоминать;
Воспитательные:
– сформировать у школьников бережное
отношение и любовь к природе;
– выработать экологическую культуру;
– привить навыки коммуникативного общения;
Развивающие:
– развивать интерес к работе с
научно-популярной литературой;
– оценивать и осмысливать результаты своих
действий; самоконтроль и взаимоконтроль,
рефлексивный анализ
Организация конференции:
1. Вступительное слово учителя.
2. Ролевая игра “Пруд моего детства”.
Действующие лица:
Прокурор.
Следователи: географ, химик, эколог, социолог,
3. Устный журнал “Вода, которую мы пьем”.
Страницы: статистическая, медицинская, химическая, послесловие.
4. Проект видеофильм “ Родник Власов ключ”
Демонстрация экологически чистого производства.
Ход конференции
Вступительное слово.
Вода. Разве это только та бесцветная жидкость, что налита в стакан? Посмотрите вокруг. Океан, покрывающий нашу Землю, в котором миллионы лет назад зародилась жизнь– это вода. Тучи, облака, туманы, несущие влагу всему живому на земной поверхности – это ведь тоже вода. Бескрайние ледяные пустыни, снеговые покровы – и это вода. Бесконечное многообразие красок солнечного заката, торжественные и нежные краски небосвода при восходе солнца – это тоже вода.
Непрерывно меняется облик Земли. На месте, где возвышались горы, расстилаются бескрайние равнины. Их создаёт великий преобразователь природы – вода.
Вода. …Удивительная, парадоксальная, загадочная, непостижимая. Не счесть числа эпитетам, которые могли бы в полной мере охарактеризовать это уникальное вещество. Она была и остаётся музой, источником вдохновения не только поэтов, композиторов и художников.
Гимном этому веществу стали строки знаменитого французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери: “Вода у тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя не возможно описать, тобою наслаждаешься не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь никакими чувствами. С тобою возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились”
Уважаемые гости! Друзья, дети!
2003 год объявлен ООН Всемирным годом пресной воды.
22 марта – Всемирный день воды. Отмечается он по инициативе Международной ассоциации водопользователей.
ООН начинает новую международную акцию WASH WATER.
Чтобы не оставаться в стороне от этих великих событий, мы проводим конференцию по теме “Вода”,
Девизом послужат слова Гёте: “ Мало знать – надо применять. Мало хотеть – надо делать”
Какие действия и почему необходимо предпринять каждому гражданину для охраны пресной воды мы обсудим в наших проектах.
На столах у каждого руководителя проекта есть оценочный лист. По ходу обсуждения проектов проставляем баллы выступающим ученикам в оценочный лист
Учитель.
Сокращение запасов пресной воды связано прежде всего с деятельностью человека. Он вырубает леса, распахивает земли, сбрасывает отходы. И как это противоестественно сбрасывать отходы туда, откуда берёшь воду, где купаешься.
Ученик.
Проект “Пруд моего детства”.
Цель нашего исследования: определить рекреационную нагрузку, выявить источники загрязнения, составить экологическую карту и проект по его улучшению. Мы предлагаем посмотреть и послушать отчет о наших исследованиях.
Ролевая игра.
Действующие лица: прокурор, следователь-географ, следователь-химик, эколог, социолог.
Прокурор.
Коллеги я пригласил вас сюда, чтобы сообщить о возбуждении уголовного дела о рыбных запасах и поручить вам ведение следствия. До девяностых годов основу улова составляли такие виды рыб: окунь, карась, карп, лещ, судак, щука. В настоящее время основу улова составляет ротан. Поручаю вам разобраться в сложившейся ситуации и подготовить материал для суда.
Следователь-географ.
По вашей просьбе я приготовил справку о состоянии пруда.
Справка. Пруд был сооружен по проекту в 1964 году и относится к водоёмам многоцелевого использования. Значительная часть расположена в зоне в зоне отдыха. Гидроузел пруда расположен на реке Каратал. Состоит из трёх плотин, которые сообщаются искусственно построенным водопадом и шлюзами.
Пруд окружен холмистым рельефом, на берегах есть гористые обнажения. Подпитывается родниками. По правую сторону находится аллея и плодоягодный сад.
Следователь-химик.
По вашей просьбе мы провели химический анализ воды. Были взяты пробы в различных районах. Анализ проводился по следующим показателям: прозрачность, запах, РН, на наличие сульфатов, хлоридов, нитратов, железа, меди. Данные, полученные в результате анализа, качественные, и количественные, взятые в СЭС, не показывают нарушение норм по какому либо признаку.
Следователь-эколог.
Целью нашего исследования было изучение источников загрязнения. В этом году было отмечено раннее цветение воды. Биогенные элементы ( Р, S, N) удобряют водоемы и вызывают развитие водных организмов, чрезмерное развитие которых, ухудшает качество воды. Вода приобретает то зелёный, то бурый оттенок. Говорят вода – цветёт. Свои исследования мы проводили с помощью метода био индикации, используя ряску.
Вывод один – необходимо полностью прекратить поступление любых сточных
Вопросы: вод, прекратить выпас скота, распашку земель под сельхоз угодья., разведение костров на берегу пруда.
Следователь-социолог.
Мы провели социологический опрос по анкете.
- Как часто вы посещаете пруд.
- С какой целью.
- Довольны ли вы состоянием пруда
- Можете ли оказать посильную помощь в очистке берегов.
Было опрошено 100 человек (учащиеся 9-11-х классов и их родители и соседи)
Результаты таковы:
1 вопрос: часто - 32 человека.
Иногда – 50 человек.
Не посещаю –18.
2 вопрос: купаться - 45 человек.
Рыбачить - 20 человек.
С друзьями – 27.
Просто отдохнуть – 8 человек.
3 вопрос: да -4 человека,
частично – 12,
нет – 84.
4 вопрос: да– 68 человек,
нет - 32 человека.
Прокурор.
Я ознакомился с вашими материалами. Они достаточно убедительны.
Учитель. Слово руководителю проекта.
Руководитель проекта читает вывод и демонстрирует экологическую карту, которую члены проекта составили.
Учитель.
Об экологических проблемах говорят так много и так давно, что они стали для нас чем-то обыденным, привычным, почти нормой. Мы вообще привыкли жить на грани. (зачитывает статью из газеты “Аргументы и факты”)
“Чем мы дышим, что мы пьем?”– тема нашего следующего проекта.
Ученик.
Характеристика природной водопроводной воды.
Цель нашего исследования:
- Определить расход воды.
- Определить наличие минеральных солей
- Составить проект с рекомендациями по расходу и улучшению качества воды.
Предлагаем посмотреть и послушать наш отчет.
Устный журнал.
Первая страница. Статистическая.
Вода на нашей планете занимает 2/3 поверхности ( условно трёх литровая банка)
97% солёная и 3% пресная. Из этого только 1% нам доступна (условно 1 столовая ложка) Из этого количества более менее чистая ( условно пипетка), а питьевая вода одна капля.
Интенсивное использование водных запасов поверхностных вод и подземных источников в промышленности питьевом водоснабжении приводят к сокращению водных запасов.
По данным Госкомитета России при среднем уровне водопотребления272 литра в сутки этот показатель составляет в Москве 539 литра, в Челябинской области369 литров.
Человек использует воду для стирки мытья. Спорта.
К питьевой воде предъявляются особенно жесткие требования.
Учитель. Какие требования. Мы узнаем на следующей странице.
Вторая страница. Медицинская.
Соединения кальция играют важную роль в жизни человека. Сейчас известно большое число жизненно важных процессов организма человека, в которых ионы кальция играют решающую роль. Среди них формирование костей, свертываемость крови, сокращение сердечной мышцы, передача нервных импульсов. Около 99% кальция содержится в зубной и костной ткани.
Человеку в сутки необходимо 1 грамм .кальция. В то же время употребление жесткой воды увеличивает опасность мочекаменной болезни, неблагоприятно влияет на состояние сосудов.
Магний . Также необходим нашему организму.
Суточная потребность 0,7 грамма. При недостатке магния нарушается нормальная возбудимость нервной ткани. При избытке магния наступает сонливость.
Поэтому важно вести контроль за содержанием солей.
Учитель. Как это сделать – мы расскажем на следующей странице.
Третья страница. Химическая.
Из общего количества минеральных солей, содержащихся в природной воде, выделяют и отдельно оценивают концентрацию магния и кальция, говоря о степени жесткости. При этом различают временную жесткость(карбонатную),которая зависит от содержания бикарбоната и постоянную
При кипячении растворенные в воде бикарбонаты выпадают в осадок в виде карбонатных солей (уравнение).
Постоянную жесткость можно убрать химическим путем Для этого природную воду обрабатывают гашеной известью или содой. (уравнение). Но помните , что кипятить воду можно только 1 минуту, иначе образуется “мертвая вода”. Мы предлагаем такой способ: воду надо замораживать. Когда вода замерзает при 0 градусов, то растворы замерзают при более низких температурах. Чистая вода, замерзая, вытесняет растворы солей в центр. Эти соли в виде столбика льда при оттаивании необходимо удалить.
Четвертая страница. Послесловие.
Как готовят воду для питья, с этой целью наша группа посетила котельную. Там мы познакомились с работой химика-аналитика.
Наша природная вода – это химический раствор, в котором много различных веществ, в том числе и токсических( железа, меди, кадмия). Качественный состав питьевой воды характеризуется такими показателями: кислотность, минерализация, бактериальное загрязнение, жесткость.
Общая жесткость воды, которую мы пьем, равна
Основные показатели соответствуют норме.
Учитель.
Подземная вода, которая прошла очистку природную, обработку хлором, отвечает всем нормам требованиям. Но дальше то она идет по трубам, изготовленных порой из низкосортной стали или чугуна, без внутренней защиты от коррозии. Десятки, а то и сотни километров. Мы, конечно, можем воспользоваться методами очистки воды: кипячением или замораживанием. Но можем ли мы позволить пить посеребренную, бутылированную воду. Решать вам! Смотрите следующий проект “Власов ключ”
Ученик.
Наш проект называется “Власов ключ”
Основная цель нашего проекта: показать экологически чистое производство, основанное на использовании родниковой воды.
Демонстрация видеофильма, отснятого учениками.
Учитель.
Наступило время подвести итог и подсчитать общий рейтинг каждого проекта. Те ожидаемые результаты ваших проектов, которые вы определили, мы отразим в решении конференции
Решение конференции.
Рефлексия.
Учитель. Не стоит думать, что эта работа капля в море, осуществляя её можно потом с уверенностью сказать: “Мы сделали всё возможное, чтобы мир стал хоть чуточку чище!” И те капельки, что у вас на столах вы определите на стенд.
Учебная литература:
- М.А. Андреева, А.С. Маркова “География Челябинской области” Челябинск. Южно-Уральское книжное издательство. 2002 г.
- С.В. Алексеев, А.М. Беккер Изучаем экологию экспериментально. Практикум. С-П. 1993 г.
- Материалы к урокам экологии Челябинской области. А.В. Лагунов и др. Миасс. 1995 г.
- Челябинская область. Атлас. Учебное пособие. Челябинск. Абрис. 2002.
- Д.П. Гольнева Человек, его здоровье и окружающая среда. ЧГПИ. 2003 г.
- “Химия в школе” журнал.