Цели урока:
1. Обучающие:
- познакомить учащихся с формулой вычисления площади трапеции,
- повторить и закрепить знания учащихся по теме “Площади”.
2. Развивающие:
- развиваем умение мыслить,
- развиваем навыки исследовательской деятельности,
- развитие способности самостоятельно отыскивать способ доказательства теоремы, аргументированная математическая речь.
3. Воспитывающая:
- воспитание интереса к предмету,
- воспитание умения слушать, признать ошибку,
- воспитание таких качеств личности, как инициатива, организованность, привычка к системному труду, самостоятельность.
Оборудование урока:
Различные виды карточек (тесты с открытым ответом, задачи для самостоятельного решения, карточки обратной связи).
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Вопросы к учащимся:
- Какую тему мы сейчас изучаем?
- Площади, каких фигур мы уже знаем?
- Какой прием используется при выводе формул площадей?
На доске записаны условия двух задач по изученному материалу:
№ 1. Площадь прямоугольника равна 75 см2 . Найдите стороны этого прямоугольника, если одна из них в три раза больше другой.
№ 2. Сторона параллелограмма 6 см, а диагональ, равная 10 см, образует с ней угол 30° . Найдите площадь параллелограмма.
К доске вызываются два ученика, остальные в это время работают самостоятельно по уровням сложности:
- часть класса: тесты с открытыми ответами (заполнить пропуски, обязательный уровень знаний),
- другая часть: решение задач (см. Приложение №1).
После сдачи листочков с самостоятельной работой, проверка решений. Проверка решения задач№1 и №2.
3.Угадай фигуру.
Учитель загадывает “трапеция”. Учащиеся задают вопросы, на которые учитель может отвечать только “да” или “нет”. Учащиеся должны угадать фигуру.
4.Постановка проблемы.
На доске проблемная задача:
“Высота трапеции равна меньшему основанию и в два раза меньше большего основания. Найти высоту трапеции, если ее площадь равна 54 см2”
Учащиеся не могут решить предложенную задачу, так как еще не изучали площадь трапеции, и они об этом сообщают. Возникает проблема: как же вычисляется площадь трапеции?
Формулируется тема урока: “ Площадь трапеции”.
5.“Открытие” нового знания.
Учитель:
“Дана трапеция АВСД с основаниями АД =a , ВС =b и высотой ВК=h. Найти площадь трапеции АВСД.”
Учащиеся, проанализировав условие, предлагают самостоятельный вывод формулы площади трапеции, используя карточки с изображениями трапеции.
Для оформления вывода формулы площади трапеции выбирается самый “простой” и удобный для запоминания способ (Рисунок в). Cм. Приложение №2
6.Формирование практических навыков по применению “открытого”.
Учащиеся решают проблемную задачу и №480(а).
7.Домашнее задание.
- п.53, с. 129, в. 7;
- 1 уровень: №№ 42, 44 (рабочая тетрадь)
- 2 уровень: №480(б, в)
- 3 уровень: №518(а).
8.Итог урока.
Литература:
- Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и др. Геометрия: 7-9 классы- М.: Просвещение, 2006.
- Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и др. Геометрия: 8 класс. Рабочая тетрадь - М.:
Просвещение, 2006.