Урок окружающего мира в 4-м классе . Тема: "Сердце и его работа"

Разделы: Начальная школа


Тема: «Сердце и его работа».

Тип: комбинированный урок.

Цели:

  • узнать строение сердца, его роль в организме человека;
  • узнать о свойствах крови и ее составе;
  • научить работать по таблице;
  • научить выделять главное из прочитанного или услышанного;
  • научить работать с другими источниками научно-познавательной литературы;
  • расширить кругозор учащихся, обогатить их словарный запас.

Урок основан на дидактических принципах, разработанных академиком Л. В. Занковым:

  • обучение на высоком уровне трудности;
  • ведущая роль теоретических знаний;
  • быстрый темп прохождения учебного материала;
  • осознание школьниками процесса учения;
  • систематическая работа над развитием всех учащихся.

Оборудование:

  • Н.Я. Дмитриева. Окружающий мир. Учебник для 4 класса (1-4);
  • презентация к уроку;
  • Компьютер;
  • мультимедийный проектор.

ХОД УРОКА

I. Организация класса

Проверка готовности.
Эмоциональный настрой.

II. Опрос по теме «Кровь и ее свойства»

а) Индивидуальная работа по карточкам

Дополните предложение нужными словами из приложения.

1. В состав крови входят …, …, …
2. Кислород и углекислый газ переносят …
3. За свертывание крови отвечают …
4. За охрану организма от бактерий отвечают …

Приложение: эритроциты, кислород, бактерии, плазма, тромбоциты, капилляры, лейкоциты.

б) Работа с классом

Учитель: Вспомните и скажите, о чем говорили на прошлом уроке?

Дети: Мы говорили о свойствах крови и ее составе.

(На экране слайд «Свойства крови». Приложение)

Учитель: Из чего же состоит наша кровь?

Дети: В состав крови входят эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Эритроциты представляют собой красные кровяные шарики. Они помогают доставлять кислород в ткани организма, а также выводить углекислый газ из организма. Помимо красных кровяных шариков – эритроцитов, в крови есть белые кровяные шарики – лейкоциты.
Но эритроцитов в крови огромное множество, потому-то и кровь окрашена в красный цвет.
Лейкоциты выполняют роль солдат, полицейских, пожарных и санитаров. Как только где-то появляются микробы или инородные тела, они немедленно устремляются туда. Лейкоциты захватывают инфекцию и переваривают ее в своем теле. Через стенки сосудов в месте сражения выходят все новые и новые солдаты – лейкоциты, и так продолжается до тех пор, пока все микробы не будут уничтожены. Их уровень – очень важная характеристика состояния организма. Вот почему без анализа на лейкоциты не обходится ни одно серьезное медицинское обследование. Тромбоциты отвечают за свертывание крови в организме.

Учитель: Как называются сосуды, по которым течет кровь?

Дети: Кровеносная система организма – это очень сложная система сосудов. От сердца отходит аорта – крупный сосуд. Затем она разделяется на сосуды помельче – артерии. В тканях органов артерии разветвляются на густую сеть капилляров. Капилляры – тончайшие сосуды, в 50 раз тоньше человеческого волоса. На выходе из органов капилляры вновь собираются в крупные сосуды – вены.

Учитель: Сегодня, ребята, вы узнаете много интересного и полезного еще об одном органе человека. Узнаете о его работе и строении. Это самый главный орган человека. Кто догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Дети: Разговор сегодня будет идти о сердце человека.

III. Беседа с учащимися

Учитель: Давайте рассмотрим ваши рисунки и послушаем, как вы изобразили сердце.

Ученик: Я представляю его в виде машины, которую в движение приводят молоточки, стуча по барабанам.

(Выслушиваются другие рассказы детей.)

Учитель: А где вы встречались еще с изображением сердца?

Дети: Есть много различных украшений, заколок для волос, открыток, блокнотов. Есть воздушные шары в виде сердца и даже кондитерские изделия.

(Показ слайдов на экране. Приложение)

Учитель: Поэты и композиторы написали много стихов и песен о сердце. Давайте вспомним несколько строчек.

Дети: Сердце, сердце, сердце – золотое сердце…
– Сердце, тебе не хочется покоя…
– Спасибо, сердце, что ты умеешь так любить… и т. д.

Учитель: Когда-то люди считали, что сердце – это душа человека. Про хорошего человека и сейчас говорят; у него доброе сердце. А о других: сердце, как камень. О каких людях так говорят?

Дети: Так говорят о добрых и, наоборот, жестоких безжалостных людях.

Учитель: Подумайте и скажите, почему о сердце так много говорят, пишут, изображают, а вот о других органах человека мало что услышишь?

Дети: Сердце – один из органов, но это, как бы самый «одушевленный» орган. На все наши чувства, на все наши ощущения в первую очередь реагирует сердце. Например, если мы сильно возбуждены, оно начинает биться очень часто. А если нас что-то внезапно испугало, то сердце замирает.

Учитель: Да, ребята, сердце – это мотор, не останавливающийся всю жизнь. Прочитайте, как о нем сказал английский ученый В. Гарвей.

(Показ слайда на экране. Приложение)

IV. Практическая работа

Учитель: Приложите правую руку к левой стороне груди. Что вы чувствуете?

Дети: Мы чувствуем биение сердца.

Учитель: Встаньте все, поставьте руки на пояс и сделайте по 10 прыжков на левой ноге, правой ноге и на обеих вместе. Сядьте. Что заметили?

Дети: Оно бьется сильнее и чаще, так как организму дали нагрузку.

Учитель: Размер нашего сердца можно определить по размеру сжатой ладони в кулак. Его функция – перекачивать кровь по организму. Оно работает непрерывно до самой смерти человека. Посмотрите макет сердца и послушайте его биение.

(Показ слайда на экране и прослушивание биения сердца)

Учитель: Когда люди обращаются к доктору по поводу болезни этого органа, то им делают кардиограмму – графическое изображение, на которой видно, имеются какие-нибудь изменения или нет. Кому-то из вас тоже делали кардиограмму.

(Показ слайда на экране. Приложение)

V. Строение сердца

1. Работа с учебником

Учитель: Откройте учебник на странице 65, прочитайте текст. Что нового узнали?

Дети: Мы прочитали о том, как устроено сердце.

Учитель: Кто может показать и рассказать, как устроено сердце?

(Показ слайда на экране. Приложение)

Один из учеников рассказывает, учитель поправляет, а потом рассказывает сам.

Учитель: Условно сердце делится перегородкой на две половины – левую и правую. Левая состоит из левого желудочка и левого предсердия. Между ними находится двухстворчатый клапан. Правая половина состоит из правого желудочка и правого предсердия. Они тоже отделены клапаном, но этот клапан имеет три створки, и поэтому называется трехстворчатым. Клапаны открывают и     закрывают проход между предсердиями и желудочками, заставляя течь кровь в одном направлении.

VI. Работа сердца

Учитель: Итак, вы узнали, что сердце – это неутомимый мотор, который не знает ни выходных, ни праздников, ни каникул, ни смены дня и ночи или времени года, а работает, работает и работает, приводя в движение весь твой организм. За день сердце сокращается почти 100000 раз и перекачивает за час 300 литров крови. На один удар оно затрачивает столько энергии, что ее хватило бы, чтобы поднять груз массой 200 г на высоту 1 метр. А за 1 минуту сердце могло бы поднять этот груз на высоту 20-этажного дома.
Как же работает этот неутомимый мотор?

(Показ слайда на экране «Большой круг кровообращения». Приложение)

Учитель рассказывает, как происходит большой круг кровообращения. Затем повторяют дети.

VII. Тренировка сердца

Учитель: Чтобы быть здоровым, всем нужно тренировать свое сердце. А что мы должны для этого делать?

Дети: Надо заниматься спортом, проводить ежедневные прогулки на свежем воздухе, правильно питаться и т. д.

(Просмотр слайдов на экране. Приложение)

Учитель: К работающему органу всегда приливает больше крови. Когда человек занимается умственной работой – готовит уроки, пишет ли ученые статьи – во всех случаях больше крови приливает к головному мозгу. Проделали такой опыт. Уравновешивали весы, на которых лежал человек в горизонтальном положении, а затее ему давали решить задачу. Весы выходили из равновесия. Это значит, что кровь в большем количестве приливала к мозгу. После приема пищи кровь приливает к желудку и кишечнику. Вот почему нельзя во время приема пищи читать или разговаривать.

VIII. Итог урока

 Учитель: Что интересного и полезного узнали на уроке?