Тема: «Сердце и его работа».
Тип: комбинированный урок.
Цели:
- узнать строение сердца, его роль в организме человека;
- узнать о свойствах крови и ее составе;
- научить работать по таблице;
- научить выделять главное из прочитанного или услышанного;
- научить работать с другими источниками научно-познавательной литературы;
- расширить кругозор учащихся, обогатить их словарный запас.
Урок основан на дидактических принципах, разработанных академиком Л. В. Занковым:
- обучение на высоком уровне трудности;
- ведущая роль теоретических знаний;
- быстрый темп прохождения учебного материала;
- осознание школьниками процесса учения;
- систематическая работа над развитием всех учащихся.
Оборудование:
- Н.Я. Дмитриева. Окружающий мир. Учебник для 4 класса (1-4);
- презентация к уроку;
- Компьютер;
- мультимедийный проектор.
ХОД УРОКА
I. Организация класса
Проверка готовности.
Эмоциональный настрой.
II. Опрос по теме «Кровь и ее свойства»
а) Индивидуальная работа по карточкам
Дополните предложение нужными словами из приложения.
1. В состав крови входят …, …, …
2. Кислород и углекислый газ переносят …
3. За свертывание крови отвечают …
4. За охрану организма от бактерий отвечают …
Приложение: эритроциты, кислород, бактерии, плазма, тромбоциты, капилляры, лейкоциты.
б) Работа с классом
Учитель: Вспомните и скажите, о чем говорили на прошлом уроке?
Дети: Мы говорили о свойствах крови и ее составе.
(На экране слайд «Свойства крови». Приложение)
Учитель: Из чего же состоит наша кровь?
Дети: В состав крови входят
эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Эритроциты
представляют собой красные кровяные шарики. Они
помогают доставлять кислород в ткани
организма, а также выводить углекислый газ из
организма. Помимо красных кровяных шариков –
эритроцитов, в крови есть белые кровяные шарики
– лейкоциты.
Но эритроцитов в крови огромное множество,
потому-то и кровь окрашена в красный цвет.
Лейкоциты выполняют роль солдат, полицейских,
пожарных и санитаров. Как только где-то
появляются микробы или инородные тела, они
немедленно устремляются туда. Лейкоциты
захватывают инфекцию и переваривают ее в своем
теле. Через стенки сосудов в месте сражения
выходят все новые и новые солдаты – лейкоциты, и
так продолжается до тех пор, пока все микробы не
будут уничтожены. Их уровень – очень важная
характеристика состояния организма. Вот почему
без анализа на лейкоциты не обходится ни одно
серьезное медицинское обследование. Тромбоциты
отвечают за свертывание крови в организме.
Учитель: Как называются сосуды, по которым течет кровь?
Дети: Кровеносная система организма – это очень сложная система сосудов. От сердца отходит аорта – крупный сосуд. Затем она разделяется на сосуды помельче – артерии. В тканях органов артерии разветвляются на густую сеть капилляров. Капилляры – тончайшие сосуды, в 50 раз тоньше человеческого волоса. На выходе из органов капилляры вновь собираются в крупные сосуды – вены.
Учитель: Сегодня, ребята, вы узнаете много интересного и полезного еще об одном органе человека. Узнаете о его работе и строении. Это самый главный орган человека. Кто догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
Дети: Разговор сегодня будет идти о сердце человека.
III. Беседа с учащимися
Учитель: Давайте рассмотрим ваши рисунки и послушаем, как вы изобразили сердце.
Ученик: Я представляю его в виде машины, которую в движение приводят молоточки, стуча по барабанам.
(Выслушиваются другие рассказы детей.)
Учитель: А где вы встречались еще с изображением сердца?
Дети: Есть много различных украшений, заколок для волос, открыток, блокнотов. Есть воздушные шары в виде сердца и даже кондитерские изделия.
(Показ слайдов на экране. Приложение)
Учитель: Поэты и композиторы написали много стихов и песен о сердце. Давайте вспомним несколько строчек.
Дети: Сердце, сердце, сердце – золотое
сердце…
– Сердце, тебе не хочется покоя…
– Спасибо, сердце, что ты умеешь так любить… и т.
д.
Учитель: Когда-то люди считали, что сердце – это душа человека. Про хорошего человека и сейчас говорят; у него доброе сердце. А о других: сердце, как камень. О каких людях так говорят?
Дети: Так говорят о добрых и, наоборот, жестоких безжалостных людях.
Учитель: Подумайте и скажите, почему о сердце так много говорят, пишут, изображают, а вот о других органах человека мало что услышишь?
Дети: Сердце – один из органов, но это, как бы самый «одушевленный» орган. На все наши чувства, на все наши ощущения в первую очередь реагирует сердце. Например, если мы сильно возбуждены, оно начинает биться очень часто. А если нас что-то внезапно испугало, то сердце замирает.
Учитель: Да, ребята, сердце – это мотор, не останавливающийся всю жизнь. Прочитайте, как о нем сказал английский ученый В. Гарвей.
(Показ слайда на экране. Приложение)
IV. Практическая работа
Учитель: Приложите правую руку к левой стороне груди. Что вы чувствуете?
Дети: Мы чувствуем биение сердца.
Учитель: Встаньте все, поставьте руки на пояс и сделайте по 10 прыжков на левой ноге, правой ноге и на обеих вместе. Сядьте. Что заметили?
Дети: Оно бьется сильнее и чаще, так как организму дали нагрузку.
Учитель: Размер нашего сердца можно определить по размеру сжатой ладони в кулак. Его функция – перекачивать кровь по организму. Оно работает непрерывно до самой смерти человека. Посмотрите макет сердца и послушайте его биение.
(Показ слайда на экране и прослушивание биения сердца)
Учитель: Когда люди обращаются к доктору по поводу болезни этого органа, то им делают кардиограмму – графическое изображение, на которой видно, имеются какие-нибудь изменения или нет. Кому-то из вас тоже делали кардиограмму.
(Показ слайда на экране. Приложение)
V. Строение сердца
1. Работа с учебником
Учитель: Откройте учебник на странице 65, прочитайте текст. Что нового узнали?
Дети: Мы прочитали о том, как устроено сердце.
Учитель: Кто может показать и рассказать, как устроено сердце?
(Показ слайда на экране. Приложение)
Один из учеников рассказывает, учитель поправляет, а потом рассказывает сам.
Учитель: Условно сердце делится перегородкой на две половины – левую и правую. Левая состоит из левого желудочка и левого предсердия. Между ними находится двухстворчатый клапан. Правая половина состоит из правого желудочка и правого предсердия. Они тоже отделены клапаном, но этот клапан имеет три створки, и поэтому называется трехстворчатым. Клапаны открывают и закрывают проход между предсердиями и желудочками, заставляя течь кровь в одном направлении.
VI. Работа сердца
Учитель: Итак, вы узнали, что сердце –
это неутомимый мотор, который не знает ни
выходных, ни праздников, ни каникул, ни смены дня
и ночи или времени года, а работает, работает и
работает, приводя в движение весь твой организм.
За день сердце сокращается почти 100000 раз и
перекачивает за час 300 литров крови. На один удар
оно затрачивает столько энергии, что ее хватило
бы, чтобы поднять груз массой 200 г на высоту 1 метр.
А за 1 минуту сердце могло бы поднять этот груз на
высоту 20-этажного дома.
Как же работает этот неутомимый мотор?
(Показ слайда на экране «Большой круг кровообращения». Приложение)
Учитель рассказывает, как происходит большой круг кровообращения. Затем повторяют дети.
VII. Тренировка сердца
Учитель: Чтобы быть здоровым, всем нужно тренировать свое сердце. А что мы должны для этого делать?
Дети: Надо заниматься спортом, проводить ежедневные прогулки на свежем воздухе, правильно питаться и т. д.
(Просмотр слайдов на экране. Приложение)
Учитель: К работающему органу всегда приливает больше крови. Когда человек занимается умственной работой – готовит уроки, пишет ли ученые статьи – во всех случаях больше крови приливает к головному мозгу. Проделали такой опыт. Уравновешивали весы, на которых лежал человек в горизонтальном положении, а затее ему давали решить задачу. Весы выходили из равновесия. Это значит, что кровь в большем количестве приливала к мозгу. После приема пищи кровь приливает к желудку и кишечнику. Вот почему нельзя во время приема пищи читать или разговаривать.
VIII. Итог урока
Учитель: Что интересного и полезного узнали на уроке?