Система целей урока:
- Сверхцели: вызвать у детей желание вне урока слушать классическую музыку, формировать эмоциональную сферу, воспитание художественного вкуса. Пропедевтическое ознакомление с языковыми явлениями из области фонетики.
- Общедидактическая цель: отметить характерные черты марша, обобщить изученный материал.
- Триединая дидактическая цель:
- образовательный аспект: продолжать учить находить характерные черты марша, выделять сильную долю в музыке; закреплять навыки деления слова на слоги, определение ударных слогов.
- воспитательный аспект: способствовать воспитанию чувства прекрасного, заложить основы формирования функционально грамотной личности.
- развивающий аспект: развивать творческие способности, умения работать над выразительностью исполнения, развивать фонематический слух.
Формы организации познавательной деятельности:
- коллективная;
- фронтальная.
Методы обучения:
- беседа;
- музыкальной драматургии;
- ретроперспективной;
- музыкальных обобщений;
- наглядный;
- звуковой аналитико-сентетический.
Средства обучения:
- визуальные;
- аудиальные.
Система контроля: отслеживание эмоционального отклика в течение всего урока, анализ учителем исполнения песен, самооценка.
Программы:
- «Музыка» для общеобразовательных учреждений под редакцией Д.Б. Кабалевского – М.: Просвещение, 2007 г.
- «Обучение грамоте» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина – М.: Баласс, 2004 г.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Музыкальное приветствие.
Учитель музыки: Сигнал встать.
Звучит музыка «Музыка, здравствуй!» С. Лазарева
2. Актуализация опорных знаний
Наиграть вступление песни «Чему учат в школе» В. Я. Шаинского.
– Что прозвучало?
– Композитор?
– К какому из трех китов вы отнесете?
– Что характерно для песни?
– Какое настроение?
Исполнение песни. Анализ исполнения.
3. Постановка учебной задачи
Учитель музыки:
– Какие из средств музыкальной выразительности изменялись? (темп)
Учитель начальных классов:
– Что такое темп? (Скорость звучания)
– Можем ли мы применить темп в устной речи?
– Прочитаем слоги в разном темпе.
– С разной силой голоса (тихо – громко)
– Прочитайте слоги с мягким согласным звуком.
– С твердым согласным звуком.
На доске:
– Рассмотрите изображение согласных звуков.
– Почему у звуков разные головные уборы? О чем
это говорит? (Колокольчики – у звонких,
цилиндры – у глухих согласных)
Объяснение лексического значения слова
«марш» и «кит».
Коллективная работа с сигнальными карточками
(характеристика каждого звука в словах)
4. Повторение пройденного материала
Учитель музыки:
– Что прозвучит? (Слушаем «Марш деревянных
солдатиков» из цикла «Детский альбом» П.И.
Чайковского)
– Название?
– Из какой музыкальной страны этот марш? (Цикл)
– Название цикла? («Детский альбом»)
– Композитор? (П.И. Чайковский)
– Что такое цикл? (Несколько музыкальных
произведений, объединенных одной главной мыслью)
– (хором) Мы слушали «Марш деревянных
солдатиков» из цикла «Детский альбом» П.И.
Чайковского.
Учитель начальных классов:
– Ребята, чем отличается схема предложения от
схемы слова?
– Составьте схему предложения. (Два ученика
работают у доски, остальные составляют схемы по
карточкам)
Проверка. Слого-звуковой анализ слов:
АЛЬБОМ ПАЛОЧКИ
(Хором выделение ударного слова, хлопками – количество слогов)
Учитель музыки:
– Когда мы произносим слова тихо или громко,
какое это средство музыкальной выразительности? (Динамика)
– Как звучит «Марш деревянных солдатиков» П.И.
Чайковского? (Бодро и легко)
Исполнение с помощью палочек сильной доли в марше.
– Мы выделили сильную долю, в музыке, как и в
словах есть ударение.
– Звучала музыка П.И. Чайковского, а сейчас
прозвучит музыка какого композитора? (Узнают
по портрету)
Вывешивается портрет С.С Прокофьева.
– У С.С. Прокофьева мы знаем пока лишь одно
музыкальное произведение, какое? («Марш»).
– Напойте мелодию.
– Что такое пульс? (Каждая доля в музыке и
сильная, и слабая)
– В этом марше мы исполним шагами пульс.
Исполнение, анализ.
5. Обобщение
Учитель музыки:
– Сегодня на уроке звучали песни и марш. Помним, что песня – плавно, протяжно звучит, а марш – бодро и четко. Сегодня на уроке мы убедились, что речь разговорная и музыкальная очень похожи. В словах есть ударение, а в музыке – сильная доля. Темп и динамика есть и в разговорной речи и в музыкальной речи.
6. Рефлексия
Учитель начальных классов:
– Сигнальной карточкой покажите, понравился ли вам урок, ваша работа на уроке, было ли вам интересно.
Оценка собственных успехов.
- Зелёный цвет – отлично; урок прошёл удачно: я активно участвовал в работе класса, с заданиями справлялся успешно. Я очень доволен собой!
- Жёлтый цвет – хорошо; сегодня на уроке не все задания оказались такими уж лёгкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой!
- Красный цвет – тревога; задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!
С помощью условных значков ученики оценивают свои успехи в личном еженедельнике первоклассника образовательной системы «Школа 2100».