Цель: формирование умения определять слова, обозначающие действие предмета и ставить к ним вопросы
Задачи:
Образовательные:
- научить определять слова-действия и задавать к ним вопросы,
- закрепить знание словарных слов.
Развивающие:
- обогащать словарь учащихся,
- развивать связную речь и орфографическую зоркость, формировать коммуникативную компетентность
Воспитывающие:
- развивать умение работать в команде и проявлять внимание и уважение к товарищам,
- прививать привычку к аккуратному оформлению работы
Оборудование: учебник русского языка для 2 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной, CD “Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 2 класс”, карточки для групповой работы, ребусы, плакаты “Имя существительное” и “Имя прилагательное” презентация “Словарные слова”, компьютер, проэктор, экран, локальная сеть.
Ход урока
I. Организационный момент
Дети декламируют речевку:
На уроке мы сидим, не шумим и не шалим.
Руку тихо поднимаем, если спросят – отвечаем.
Учитель проверяет готовность принадлежностей к уроку/
Хоровое проговаривание с выполнением действий:
Я тетрадь свою открою и наклонно положу.
Я от вас, друзья, не скрою – ручку правильно держу.
Запись числа (комментирует один из учеников)/
II. Минутка чистописания
Учитель просит определить задание для минутки чистописания.
Игра “День-ночь” (отдых для глаз)
По команде учителя “Ночь” дети закрывают глаза и слушают задание:
Эта буква обозначает твердый непарный, глухой парный, шипящий согласный звук.
Педагог выборочно дотрагивается до плеча ученика, тот на ушко учителю говорит свой вариант.
По команде “День” дети открывают глаза и на доске видят задание, доказывают, что буква была определена верно.
ш ш
По плакату на доске один из учеников показывает алгоритм написания буквы “ша”.
Дети пишут, учитель напоминает, что нужно выбрать самую красивую букву и подчеркнуть ее.
Чтение предложения с доски.
Шура Тимошке крошит в окрошку крошки.
Учитель: Что вы прочитали?
Дети: Скороговорку, потому что одни и те же сочетания звуков в предложении повторяются ( кро, ш)
У. Что такое “окрошка”?
Д. Это холодная похлебка (суп) из кваса с покрошенными в нее кусочками мяса, овощей.
Упражнение в хоровом чтении скороговорки с перемещением логического ударения.
Учитель задает вопросы, дети хором выделяют в предложении слово-ответ.
Кто крошит? Кому крошит? Шура что делает?
Куда крошит? Что крошит?
Орфографическое проговаривание. Самостоятельная запись с выделением “опасных” мест.
Учитель во время работы контролирует работу детей, напоминает о правильном положении тела во время письма.
III. Словарная работа
(Проводится дифференцированно по группам (1 группа (“сильные” учащиеся – 2 ряд), 2 группа (“средние” ученики – 1 ряд), 3 группа (“слабые” учащиеся – 3 ряд)):
Учитель дает задания:
- 1 ряд составляет короткий рассказ на тему “Школа”, используя словарные слова: класс, учитель, ученики, ученица, хорошо, работали;
- 2 ряд разгадывает ребусы и записывает словарные слова;
- 3 ряд пишут картинный диктант (Картинки предъявляются на экране компьютера – презентация “Словарные слова”)< Приложение 1>
Дети первой и второй группы выполняют задания самостоятельно, учитель показывает слайды третьей группе, наблюдает за работой всего класса.
Проверка словарной работы:
3 группа, 2 группа – на экране дана правильная запись слов <Приложение 1>.
Выясняем, что общего у слов каждой группы.
Дети: Это слова-предметы и слова-признаки.
Повторяем правила “Что такое имя существительное и имя прилагательное” с опорой на плакаты.
Проверка работы 1 группы – чтение рассказов о школе (2-3человека)
IV. Наблюдение за словами-действиями
Учитель объявляет цель урока.
По морю слов мы с вами плыли пока на двух кораблях ( имя существительное и имя прилагательное), сегодня мы узнаем, что есть еще один корабль – часть речи.
Работа с CD “Уроки русского языка во втором классе”
Раздел “Глагол и его время”, Уроки 2-4
На экране учитель – ежик читает стихотворение Даниила Хармса “Очень-очень вкусный пирог”
(Cлушаем стоя – “Растем, тянемся к солнышку”/)
Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе позвал.
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый пирог.
Пирог, ножи и вилки тут,
Но что-то гости не идут.
Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек откусил.
Потом подвинул стул и сел,
И весь пирог в минуту съел.
Когда же гости подошли,
То даже крошки не нашли.
Учитель-ежик дает задание вписать пропущенные слова в стихотворение.
Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе _______
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый _____.
Пирог, ножи и вилки тут,
Но что-то гости не _____.
Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек________.
Потом подвинул стул и сел,
И весь пирог в минуту ____.
Когда же гости подошли,
То даже крошки не ______.
Дети работают на компьютерах, учитель оказывает помощь при необходимости.
Проверка осуществляется на компьютере.
Учитель-ежик определяет, верно ли выполнена работа, и дает новое задание, какое слово “лишнее”
Дети: Пирог – это слово-предмет, отвечает на вопрос Что?
Следующее задание учителя-ежика: определить, что обозначают оставшиеся слова( предметы, признаки или действия предметов)
Выполнение и проверка задания на компьютере.
– На какие вопросы отвечают эти слова?
Запись в тетрадь слов с вопросами (поочередно “Передай мел другу” дети записывают данные слова с вопросами на доске)
Слушаем вывод учителя-ежика:
Слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы Что делает? Что сделает? и другие подобные, называются глаголами.
Зарядка для глаз
Стоя дети повторяют глазами траектории на плакате, пытаются мысленно повторить вывод ежика, учитель вывешивает на доску корабль-плакат “Глагол”
Достигнута ли цель урока – определили новую часть речи?
Повторение правила по плакату.
V. Работа по учебнику
Физкультминутка “Повтори и отгадай”
Учитель выполняет 5 приседаний и 2 наклона, дети повторяют – это стр 52
8 потягиваний, 2 прыжка – упражнение 82
Коллективная устная работа (называем выделенные в тексте глаголы, ставим устно вопросы). Выписываем два слова по выбору.
На доске одновременно работают 4 человека. Каждый из них выписывает глаголы из определенного предложения.
Во время проверки сверяем свои записи с записями на доске
VI. Упражнение в определении глаголов и постановке к ним вопросов – групповая дифференцированная работа
(Учитель просит напомнить правила работы в группе: работать дружно, стараться дать каждому высказаться, на ошибки указывать тактично, доказывать свою точку зрения)
Учитель дает задание: выбрать и прикрепить к доске только глаголы
Первой группе даны карточки (по количеству детей) со словами всех частей речи:
Алфавит, читать, рассказывает, весело, громкий, я, думал, пять
Второй группе даны слова изученных частей речи:
Девочка, веселый, работает, улица, народная, выучил, нарисует, русский
Третьей группе даны слова двух частей речи:
Дорога, карандаш, пишет, ребята, пришел, театр, прочитаю, язык
Проверка коллективная
Учитель: Не попал ли на корабль “Глаголов” другой пассажир?
VII. Итог урока
С какой частью речи мы сегодня познакомились?
Повторяем правило с опорой на плакат.
Приводим примеры слов-действий.
Учитель дает словесную оценку работе отдельных учеников.
Домашнее задание
Рассказать родителям самый интересный момент урока, проверить, знают ли они глаголы.