Урок литературного чтения в 3-м классе "К.Г.Паустовский "Кот-ворюга"

Разделы: Начальная школа


На первом уроке после самостоятельного знакомства с текстом (этот “шаг” переносится на дом) предлагается тест, цель – проверить понимание текста на уровне содержания. Данный тест носит репродуктивный характер (выявление знаний сюжета, имен героев, литературоведческих терминов и понятий).

Тест (по рассказу К.Паустовского “Кот – ворюга”, 3 класс)

1. Жанр этого произведения:

  1. сказка
  2. рассказ
  3. повесть

2. От имени кого ведется повествование?

  1. Леньки
  2. кота
  3. автора

3. Кто главный герой рассказа?

  1. Ленька
  2. кот
  3. голенастый петух

4. Как звали кота?

  1. бандит
  2. бродяга
  3. ворюга

5. Что такое кукан?

  1. металлическая сетка
  2. палочка, на которую одевается пойманная рыба

6. Где кот попался?

  1. на березе
  2. в узком лазу

7. Чей совет тебе кажется более разумным?

  1. Леньки
  2. Рувима

8. Как повлиял ужин на кота?

  1. убежал из дома
  2. перестал воровать

Второй урок

Цель: воспитание доброты, доброго отношения к животным.

Задачи:

  1. Работа над образом литературного героя
  2. Развитие умения высказывать свое отношение к прочитанному и аргументировано доказывать свое мнение
  3. Раскрытие гуманистической сути данного произведения

Ход урока

1. Работа с текстом после чтения. Работа над образом литературного героя. Раскрытие гуманистической сути произведения

– Посмотрите на наши рисунки (все рисунки разделены на две группы).

– Какие здесь кошки, коты? (Самодовольные, спокойные, ухоженные.)

– А здесь? (Голодные, уличные, брошенные.)

– А у нас какой кот?

(На доске: злой, жестокий, беспризорник, настороженный, беспомощный.)

– Найдите и прочитайте описание кота в начале рассказа.

– Кто нам про него рассказал? В каком произведении?

– Как бы вы отнеслись к такому коту, если бы он оказался рядом с вами?

– Как к нему отнеслись сначала ребята? (Выслеживали, поклялись поймать кота, вздуть его за бандитские проделки.)

– Как называет кота Константин Георгиевич Паустовский?

(На доске: бандит, бродяга, ворюга.)

– Согласны ли вы с автором? Докажите свою точку зрения.

– Вот он наш кот (иллюстрация). Куда мы его отнесем? В какую семью запишем?

И вот кот уже пойман, ребята решают вопрос: что же с ним делать?

– Представьте себе, что вы уехали на 2–3 дня из дома, а своего кота оставили одного. Приготовили ему пищу, а он ее за 1 день всю съел. И был голодным, плохо себя вел: перевернул свою тарелку, поцарапал мебель, навел дома беспорядок. Как вы поступите? Что вы будете делать? Есть какой-нибудь выход из этой ситуации?

– Прочитайте разговор ребят, где они ищут ответ на этот вопрос “Что же с ним делать?”

– Кому из ребят вам хотелось бы доверить кота? Почему?

– Почему Ленька предложил накормить кота как следует? (понял, в чем причина его выходок)

– Как Ленька поступил по отношению к коту? (защитил)

– Был ли у вас такой случай, когда вам пришлось защитить свое животное (будь то кошка или собака)? Расскажите.

– Итак, коту дали замечательный ужин.

– Прочитайте, каким и как он вышел из чулана, наевшись?

Какой он стал, ребята? (на доске: довольный, веселый, доверчивый, добрый)

– И теперь мы нашего кота отнесем в какую семью (к каким рисункам)

 

 – Что изменило кота? (доброта, жалость, он почувствовал, что теперь он не один, у него есть хозяин)

– Как вы думаете, для чего Константин Паустовский написал этот рассказа? Он хотел, чтобы мы поняли одну очень важную вещь, какую? (Изменило кота – добро людей)

– А что же нам делать с этими остальными котами?

КТО
ЧЕЛОВЕК
и ЧТО
ДОБРОТА
поможет этим котам перейти в нашу семью?

2. Проблемный вопрос.

А легок или труден путь к доброте?

3.Творческое задание.

Объясните, про какого человека говорят, что он ДОБРЫЙ, через подбор синонимов (с использованием толкового словаря).

Домашнее задание.

  1. Заполнить кроссворд (все слова по горизонтали) и отгадать ключевое слово (доброта)
  2. Какое качество в человеке больше всего ценил К.Г.Паустовский? (деликатность)
  3. Город, в котором родился К.Г.Паустовский? (Москва)
  4. Одно из самых любимых увлечений писателя, о котором он мог говорить часами? (рыбалка)
  5. Что считал Паустовский “ключом к пониманию человеческой души”? (природа)
  6. Какое качество в человеке находил К.Г.Паустовский самым отвратительным? (подлость)
  7. Как называется первое крупное произведение (роман) писателя? (“Романтики”)
  8. Газета, в которой в 30-е годы активно работал К.Г.Паустовский как журналист. (“Правда”)