На первом уроке после самостоятельного знакомства с текстом (этот “шаг” переносится на дом) предлагается тест, цель – проверить понимание текста на уровне содержания. Данный тест носит репродуктивный характер (выявление знаний сюжета, имен героев, литературоведческих терминов и понятий).
Тест (по рассказу К.Паустовского “Кот – ворюга”, 3 класс)1. Жанр этого произведения:
- сказка
- рассказ
- повесть
2. От имени кого ведется повествование?
- Леньки
- кота
- автора
3. Кто главный герой рассказа?
- Ленька
- кот
- голенастый петух
4. Как звали кота?
- бандит
- бродяга
- ворюга
5. Что такое кукан?
- металлическая сетка
- палочка, на которую одевается пойманная рыба
6. Где кот попался?
- на березе
- в узком лазу
7. Чей совет тебе кажется более разумным?
- Леньки
- Рувима
8. Как повлиял ужин на кота?
- убежал из дома
- перестал воровать
Второй урок
Цель: воспитание доброты, доброго отношения к животным.
Задачи:
- Работа над образом литературного героя
- Развитие умения высказывать свое отношение к прочитанному и аргументировано доказывать свое мнение
- Раскрытие гуманистической сути данного произведения
1. Работа с текстом после чтения. Работа над образом литературного героя. Раскрытие гуманистической сути произведения
– Посмотрите на наши рисунки (все рисунки разделены на две группы).
– Какие здесь кошки, коты? (Самодовольные, спокойные, ухоженные.)
– А здесь? (Голодные, уличные, брошенные.)
– А у нас какой кот?
(На доске: злой, жестокий, беспризорник, настороженный, беспомощный.)
– Найдите и прочитайте описание кота в начале рассказа.
– Кто нам про него рассказал? В каком произведении?
– Как бы вы отнеслись к такому коту, если бы он оказался рядом с вами?
– Как к нему отнеслись сначала ребята? (Выслеживали, поклялись поймать кота, вздуть его за бандитские проделки.)
– Как называет кота Константин Георгиевич Паустовский?
(На доске: бандит, бродяга, ворюга.)
– Согласны ли вы с автором? Докажите свою точку зрения.
– Вот он наш кот (иллюстрация). Куда мы его отнесем? В какую семью запишем?
И вот кот уже пойман, ребята решают вопрос: что же с ним делать?
– Представьте себе, что вы уехали на 2–3 дня из дома, а своего кота оставили одного. Приготовили ему пищу, а он ее за 1 день всю съел. И был голодным, плохо себя вел: перевернул свою тарелку, поцарапал мебель, навел дома беспорядок. Как вы поступите? Что вы будете делать? Есть какой-нибудь выход из этой ситуации?
– Прочитайте разговор ребят, где они ищут ответ на этот вопрос “Что же с ним делать?”
– Кому из ребят вам хотелось бы доверить кота? Почему?
– Почему Ленька предложил накормить кота как следует? (понял, в чем причина его выходок)
– Как Ленька поступил по отношению к коту? (защитил)
– Был ли у вас такой случай, когда вам пришлось защитить свое животное (будь то кошка или собака)? Расскажите.
– Итак, коту дали замечательный ужин.
– Прочитайте, каким и как он вышел из чулана, наевшись?
Какой он стал, ребята? (на доске: довольный, веселый, доверчивый, добрый)
– И теперь мы нашего кота отнесем в какую семью (к каким рисункам)
– Что изменило кота? (доброта, жалость, он почувствовал, что теперь он не один, у него есть хозяин)
– Как вы думаете, для чего Константин Паустовский написал этот рассказа? Он хотел, чтобы мы поняли одну очень важную вещь, какую? (Изменило кота – добро людей)
– А что же нам делать с этими остальными котами?
КТО ЧЕЛОВЕК |
и | ЧТО ДОБРОТА |
поможет этим котам перейти в нашу семью? |
2. Проблемный вопрос.
А легок или труден путь к доброте?
3.Творческое задание.
Объясните, про какого человека говорят, что он ДОБРЫЙ, через подбор синонимов (с использованием толкового словаря).
Домашнее задание.
- Заполнить кроссворд (все слова по горизонтали) и отгадать ключевое слово (доброта)
- Какое качество в человеке больше всего ценил К.Г.Паустовский? (деликатность)
- Город, в котором родился К.Г.Паустовский? (Москва)
- Одно из самых любимых увлечений писателя, о котором он мог говорить часами? (рыбалка)
- Что считал Паустовский “ключом к пониманию человеческой души”? (природа)
- Какое качество в человеке находил К.Г.Паустовский самым отвратительным? (подлость)
- Как называется первое крупное произведение (роман) писателя? (“Романтики”)
- Газета, в которой в 30-е годы активно работал К.Г.Паустовский как журналист. (“Правда”)