Цели урока:
- Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, прививать любовь к родному краю, воспитывать эстетические чувства.
- Образовательная: закреплять полученные знания, учить читать целыми словами, интонацией передавать настроение стихотворения, расширять кругозор учащихся.
- Развивающая: развивать эмоциональную сферу детей, развивать творческие способности.
- Здоровьесберегающая: следить за утомляемостью детей, проводить оздоровительные минутки, следить за осанкой, за утомляемостью глаз.
Техническое оборудование: медиапроектор, компьютер, магнитофон, аудиокассета с записью русской народной песней "Во поле берёза стояла", слайды с иллюстрациями.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний учащихся.
Формы урока:
Практическое занятие. Урок-игра.Методы:
- словесные - рассказ и беседа;
- иллюстративный;
- использование ТСО;
- работа с книгой;
- проблемный;
- игровой;
Ход урока
Слайд 1 (приложение 1)
I. Организационный момент.
Динь, динь, динь
Звенит звонок -
Начинается урок!
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Вы проверьте-ка,
Ребятки!
Тихо сядем и молчок,
Начинаем мы урок!
II. Речевая разминка.
1. Дыхательная гимнастика:
Слайд 2
- упражнение "Задуй свечу"
- упражнение "Вдохни свежий воздух"
2. Упражнение на создание эмоционального настроя детей на урок
- С каким настроение вы пришли на урок? (ответы детей)
Слайд 3
3. Упражнение в чтении слогов столбиками разным темпом.
Слайд 4
III. Целеполагание.
1. Игра "Спрятались слова"
Слайд 5
- Найдите слова, которые здесь спрятались.
- Прочитайте.
- Что мы будем делать сегодня на уроке?
Дети: Мы читаем, играем, узнаём.
- Сегодня на уроке мы будем читать по учебнику, отгадывать загадки, рассказывать стихи наизусть и узнаем много интересного.
IV.Работа по учебнику.
1. Работа по учебнику
Откройте учебник литературного чтения на странице 15.
- Расскажите, что нарисовано?
Дети: Картинки природы в разное время года.
2. Работа в парах и индивидуально.
- Прочитайте первое четверостишие про себя.
- Что это? (загадка)
- О каком времени года говорится в загадке? (о зиме)
Слайд 6
- Что вы ещё знаете об этом времени года? (рассказы детей)
- Прочитайте вторую загадку жужжащим чтением.
- О каком времени года говорится в загадке? (о весне)
Слайд 7
- Какие особенности у этого времени года? (рассказы детей)
- Следующую загадку прочитают хором мальчики.
Слайд 8
- О каком времени года вы узнали в этой загадке? (об осени)
- Чем вам нравится осенняя пора? (рассказы детей)
- Последнюю загадку прочитают хором девочки.
Слайд 9
- Что вы наблюдали в это время года? (ответы детей)
V. Физ. минутка.
Слайд 10
Ветер дует нам в лицо,
Закачало деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.
VI. Развитие речи.
Слайд 11
1. Самостоятельное чтение.
- Прочитайте загадку.
- О каком растении мы будем сегодня говорить? (о берёзе)
- Что вы знаете об этом дереве? (рассказы детей)
2. Рассказ учителя.
- Берёза - символ России, нашей Родины. Без берёзы невозможно представить пейзаж нашей родины. В наших краях берёза является одной из распространённых пород дерева. Это самое нарядное дерево, сильное. В России берёза считается символом, оберегом.
- Что такое оберег? ( выслушиваются ответы и предположения детей)
- В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова говорится: "ОБЕРЕГ - ПРЕДМЕТ, ОБРЕГАЮЩИЙ, ОХРАНЯЮЩИЙ ОТ ЧЕГО-НИБУДЬ".
- Что вы знаете о берёзе? (рассказы детей)
3. Работа по учебнику. Стр. 16
- А сейчас мы прочитаем статью о берёзе из учебника на странице 16.
(текст о берёзе читает хорошо читающий ученик)
- Что вы узнали о берёзе из текста. (выслушиваются ответы детей)
4. Подготовка к чтению стихотворения А. Прокофьева "Берёза"
- Много стихов, песен сложили поэты, народ о берёзе.
- Послушайте стихотворение В. Рождественского "Берёза", которое подготовили ребята к нашему уроку.
(дети рассказывают отрывки из стихотворения, выученные дома)
Слайды 12-13
- Какие чувства вызывало это стихотворение? (ответы детей)
- С каким настроением вы его слушали? (ответы детей)
VII. Работа над стихотворением А. Прокофьева "Берёза".
Рассматривание рисунка к стихотворению.
- Рассмотрите иллюстрацию берёзы к стихотворению.
- Какие слова можно подобрать к описанию берёзы? (ответы детей)
Слайд 14
Чтение стихотворения учителем.
Первичное восприятие стихотворения.
- Какие чувства возникли у вас после прослушивания стихотворения?
Дети: Ласковые, добрые, тёплые.
4. Повторное чтение детьми.
- Прочитайте стихотворение. (жужжащее чтение, затем читают хорошо-читающие дети)
- Почему автор так чутко относится к берёзке? (ответы детей)
- На Руси о берёзе слагали не только стихи, но и заклички, песни.
Послушайте закличку:
Берёзонька желанная
Подруга долгожданная:
Войди скорей в наш круг.
Войди зарёю ясною
С косой зеленовласою,
Здесь каждый тебе друг!
VIII. Физ. минутка.
Игра-хоровод под песню "Во поле берёза стояла".
Звучит песня. Дети водят хоровод.
Словесное рисование.
- Найдите слова, которые помогут вам описать берёзу.
(деть рассказывают о берёзе по представлению)
IX. Обобщение.
- Много поэтов, писателей использовали символ берёзы в своих произведениях. Но и художники на своих картинах писали берёзу.
Слайд 15
- Люди сочиняли о берёзе пословицы и поговорки, а также, наблюдая за берёзой, они отмечали народные приметы.
Слайд 16-17
- Из бересты берёз изготавливали посуду, которая обладала свойствами термоса. Из неё также плели корзины, вазочки. Из дерева берёзы делают мебель.
Слайд 18
X. Итог
- Что понравилось на уроке?
- Что узнали нового?
- Дома нарисовать берёзу.
XI. Рефлексия.
- С каким настроением завершим урок?
Слайд 19
Вот и прозвенел звонок,
Наш закончился урок.
- Спасибо всем за работу на уроке.