Цели:
- расширять читательский опыт детей через знакомство с русскими народными сказками;
- формировать навыки осознанного чтения;
- развивать речь учащихся;
- формировать нравственные понятия о семье, о человеческих отношениях, о сути добра и зла;
- воспитывать интерес к чтению, любовь к родному языку.
Оборудование:
Презентация Power Point, выставка книг, выставка поделок, рисунков, модели обложек к сказкам, DVD.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Подготовительный этап к изучению нового материала
Учитель: Ребята, у нас сегодня необычный и очень интересный урок. А чему он будет посвящен, вы узнаете, когда прослушаете песню.
(Звучит песня “В мире много сказок”.)
– Догадались, чему посвящен наш урок? (Сказкам.)
Приложение 1, слайд 1
– Сегодня на уроке мы побываем в гостях у сказки.
– Сказки бывают разные.
– Есть сказки, которые сочиняют писатели. Как называются такие сказки? (Авторские.)
– А есть сказки, которые сочинил народ. И они называются ... (Народными.)
– Посмотрите на модели обложек к сказкам.
– Назовите, какие бывают сказки?
Слайд 2
Сказки | ||
Авторские Народные | ||
волшебные | бытовые | о животных |
– Сейчас я проверю, сможете ли вы отличить авторскую сказку от народной. А помогут мне в этом Ваши друзья (группа подготовленных детей читает загадки).
1-й ученик.
Летела стрела и попала в болото.
А в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей
Сделался мигом красивой, пригожей.
(Царевна – лягушка. Народная сказка.) Слайд 3
2-й ученик.
Появилась девочка, чуть больше ноготка.
И жила та девочка в чашечке цветка.
В ореховой скорлупке та девочка спала
И маленькую ласточку от холода спасла.
(Х.К. Андерсен. Дюймовочка. Авторская сказка) Слайд 4
3-й ученик.
Козлятушки, детушки,
Отопритеся, отомкнитеся.
Ваша мать пришла,
Молока принесла.
Бежит молочко по вымечку,
Из вымечка на копытечко,
С копытечка на сыру землю.
(Волк и семеро козлят. Народная сказка.) Слайд 5
– А эту сказку сможет отгадать тот, кто был внимательным на уроке.
– Прослушайте музыкальный фрагмент.
(Звучит фрагмент из оперы Н.А. Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане”. Полет шмеля.) (А.Пушкин. Сказка о царе Салтане... Авторская сказка) Слайд 6
– Напомню вам, ребята, что музыку к этой сказке написал великий русский композитор Николай Андреевич Римский – Корсаков. Слайд 7
– Молодцы! Я убедилась, что вы хорошо знаете сказки и умеете их различать.
– Много ли сказок на свете? Попробуйте сосчитать все звезды на небе, деревья в лесу, капли в море. Вот сколько сказок на свете!
– Посмотрите на выставку книг. Прочитайте название сказок, назовите автора.
– Посмотрите на нашу выставку.
– Как она называется? (Поляна сказок.)
(Дети рассматривают выставку поделок и иллюстраций к сказкам).
– Эти иллюстрации выполнили вы.
– А вот посмотрите иллюстрации художников к сказкам.
– Скажите, каких художников-иллюстраторов вы знаете?
(Дети рассматривают иллюстрации И.Билибина, Ю.Васнецова, В.Васнецова.) Слайд 8
3. Физкультминутка
Мы похлопаем в ладоши
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали
Дружно и сильнее.
По коленочкам ударили
Тише, тише, тише.
Наши ручки, поднимайтесь
Выше, выше, выше.
Наши ручки закружились,
Ниже опустились,
Завертелись, завертелись и остановились.
– А любите вы слушать сказку?
– Послушайте, какое замечательное стихотворение написал Овсей Дриз.
1-й ученик.
Жили-были
Старик и старуха...
Любишь ты сказки?
Так слушай, молчи.
Добрая сказка,
Теплая,
Только, что из печи..
2-й ученик.
А что может быть
Правдивее хлеба?
Отрежь ломоть-
И сразу тепло.
В сказках, как в жизни,
Земля и небо,
Солнце и тучи,
Добро и зло.
Слайд 9
Учитель.
Добрую сказку
Помню я с детства
Хочу, чтобы сказку
Послушали вы,
Чтобы подкралась
К самому сердцу
И заронила зерно доброты.
4. Изучение нового материала
- Подготовка к восприятию.
– И сегодня, ребята, мы познакомимся с интересной сказкой.
– Прочитайте, как, она называется.
РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА. ХАВРОШЕЧКА.
Слайд 10
– Начну читать сказку вам я. А вы внимательно слушайте и запоминайте:
– О ком говорится в сказке?
– Кто ее главные герои?
(Чтение 1 части сказки учителем.) (Обратить внимание на начало сказки)
– Вот это начало сказки. Как оно называется? (Зачин.)
- Восприятие текста, проверка первичного восприятия текста
– Кто же главные герои сказки?
(Крошечка-Хаврошечка, Коровушка-матушка, хозяйка и ее дочери: Одноглазка, Двуглазка, Триглазка.)
– Сейчас прочитаем вторую часть.
– А вы должны мне сказать, какая из сестер узнала тайну Хаврошечки.
(Чтение 2 части подготовленными учениками.)
– Какая же из сестер разгадала тайну Хаврошечки? (Триглазка.)
(Инсценирование 3 части сказки.)
– Что же задумала злая мачеха? Вы узнаете, когда посмотрите выступление ребят.
– Как же отблагодарила Коровушка Хаврошечку за ее доброту?
– Хотите узнать?
– Прочитаем окончание сказки по цепочке. Открыли стр.131, нашли 2 абзац.
-Читаем четко,громко,выразительно.
- Анализ сказки
– Понравилась вам сказка?
– Как жилось Хаврошечке в чужой семье?
– Кто помогал девочке-сироте?
– Какую работу нужно было выполнять?
– Как об этом говорится в сказке? Прочитайте.
– Кто ее обижал?
– Какие черты характера соответствуют Хаврошечке, сестрам?
Хаврошечка Сестры |
трудолюбивая ленивые злые добрая |
– Как различаются эти слова? (Эти слова противоположные по смыслу.)
– Как называются слова противоположные по смыслу? (Слова противоположные по смыслу называются антонимы.)
– Найдите в тексте устаревшие слова. Объясните их значение.
Слайд 11
– Прочитаем последнее предложение. (В добре поживать, лиха не знать.)
Слайд 12
– Это концовка сказки.
– Как вы понимаете смысл пословицы.
– Давайте и мы с вами научимся жить в мире и согласии. Совершать только добрые поступки.
5. Итоги урока
Выставление оценок.
6. Домашнее задание.
- выразительное чтение сказки;
- иллюстрация к сказке