Взаимодействие педагогов клуба "Радость" для детей с ограниченными возможностями здоровья с семьями воспитанников

Разделы: Социальная педагогика


Семья – это первый социальный институт в жизни ребенка. Именно здесь складываются его первые представления о человеческих ценностях, характере взаимоотношений между людьми, формируются нравственные качества, но не всегда семья оказывается в состоянии удовлетворить эти потребности ребенка. Это бывает в том случае, когда в семье рождается ребенок-инвалид.

Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблема воспитания и развития “особого” ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Родители оказываются в сложной ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины за то, что родился такой ребенок, нередко впадают в отчаяние. Семья чаще всего отдаляется от друзей, знакомых, родственников. Часто семьи распадаются (70%), мама одна взваливает всю тяжесть воспитания больного ребенка на свои плечи.

Психологи выделяют четыре фазы психологического состояния родителей, когда в семье появляется особый ребенок.

1-я фаза – шок, растерянность, беспомощность, страх, возникновение чувства собственной неполноценности.

2-я фаза – “неадекватное” отношение к дефекту ребенка, характеризующееся негативизмом и отрицанием поставленного диагноза, это является своеобразной защитной реакцией.

3-я фаза – “частичное осознание дефекта ребенка”, сопровождаемое чувством “хронической печали”, депрессивное состояние, которое является следствием постоянной зависимости родителей от потребностей ребенка, отсутствием у него положительных изменений в развитии.

4-я фаза – начало социально-психологической адаптации всех членов семьи, вызванного принятием дефекта, установлением адекватных отношений со специалистами и следование их рекомендациям.

Семьи с такими детьми переживают страх, неуверенность, пессимистичные взгляды на будущее ребенка довольно долгое время. Чтобы выйти из длительной психотравмирующей ситуации, семье имеющей ребенка-инвалида, необходимо специальная помощь специалистов, поддержка родных, близких и окружающих. Включение семьи в поле взаимодействия с социумом – основной стабилизирующий фактор. Если ребенок обучается в школе, семья взаимодействует с педагогами, социальными работниками, психологом, детским коллективом в хотя бы небольшом размере. Если ребенок не обучается в школе – взаимодействие с социумом затруднено – обще известно отношение общества к детям с ограниченными возможностями здоровья. В лучшем случае это жалость, сострадание, в худшем – брезгливость, презрение.

В нашем обществе инвалиду трудно войти в социум, а социуму трудно принять инвалида. Но вместе с тем развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья невозможно без наличия широких сознательных контактов, постоянного общения с различными людьми. Дети-инвалиды также нуждаются в общении, как и здоровые дети. Родители часто стараются оградить круг общения ребенка, опасаясь, что его отношения с обычными детьми не сложатся, что его будут обижать, что у него не получится найти общий язык. В будущем это может стать причиной, развития у него депрессивного состояния, так как окружающие его не понимают, избегают, а он не умеет и не знает, каким образом можно установить контакт, построить дружеские отношения.

Единственным для многих детей (особенно не обучающихся) местом, где дети и их родители имеют возможность общаться, взаимодействовать – является в городе клуб “Радость”, целью которого и является социализация и адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья. Достижение этой цели во многом зависит от родителей. Поэтому одной из первых задач клуба явилась организация сотрудничества педагогов клуба с родителями.

Работа с родителями нашего клуба зависит во многом от вида семьи, в которой воспитывается ребенок-инвалид. Условно мы разделяем семьи с такими детьми на следующие группы:

1-я группа – семьи с ярко выраженным лидером в борьбе с заболеванием ребенка (чаще всего это мать).

2-я группа – семьи с преобладающей гиперопекой своего особого ребенка;

3-я группа – семьи с доминирующей гипоопекой такого ребенка;

4-я группа – семьи, где ребенка воспитывает только одна мать.

В семьях, относящихся к первой группе, роли как правило распределены не так, как в семьях, воспитывающих здоровых детей. Нередко формальным лидером становится мать. Она диктует ребенку стиль его поведения, решает за него все проблемы, в присутствии ребенка говорит от его имени, лишая его возможности высказать свое мнение. Ребенок-инвалид ограничен в свободе и социальной значимости. У него очень высока степень зависимости от семьи, ограничены навыки взаимодействия в социуме. Постоянное ощущение боли, тревога и чувство безысходности, исходящая от родителей, зачастую приводят к появлению тревоги и страха у детей (страха боли, чужих людей, больниц и т.д.). Родители полностью погружены в проблемы здоровья своего ребенка и обычная родительская ласка к малышу отходит на второй план. В результате у детей к страхам добавляется состояние тревожности. Родители не спрашивают у ребенка “Как ты малыш, что ты чувствуешь, что ты хочешь?” обычно родители четко знают, что надо делать, и не спрашивают ребенка, чего он хочет сам.

Один из методов работы с такими семьями – создание межсемейных групп взаимопомощи. Основной смысл создания таких групп заключается в том, что они могут поменять социальные роли в семьях. Лидером межсемейной группы может стать только один человек, как правило, авторитетный, мудрый, с определенным жизненным опытом. Другим родителям, которые привыкли быть лидерами в семье, приходится если не подчиняться, то хотя бы прислушиваться к мнению других отцов и матерей. К тому же, дети и подростки в таких межсемейных группах играют значительно более весомые роли, чем в своих семьях, так как для членов других семей они являются социально значимыми партнерами и их возможности не преуменьшаются. Объединение семей в группы совершается ненавязчивым способом, под каким-либо предлогом. Мы советуем одной семье обратиться к другой, у которой есть нужная информация или опыт. Наиболее распространенные группы взаимопомощи по признакам близости проживания (группы соседи). Зачастую мамы лидеры, борющиеся с заболеванием своего ребенка, пересматривают свои позиции по отношению к ребенку, начинают его ценить таким, каков он есть.

Есть семьи, их около 80%, где преобладает потворствующая гиперопека. Ребенок является единственной целью жизни родителей, естественно центральной фигурой в семье. Ему уделяется чрезмерное внимание, родители стремятся выполнить все его желания, ограждают ребенка от насмешек, обидных высказываний других людей. Иначе говоря, родители воздвигают вокруг него некий забор, отгораживающий его от действительности. Они часто поддерживают детские качества в ребенке, когда он уже повзрослел. Такой ребенок становится малоинициативным, эгоцентричным. В коллективе эти дети не умеют соотносить свои желания с интересами других людей. Предложение применить самому доступные навыки самообслуживания вызывают у них раздражение и чувство оскорбления. Для работы с такими семьями используем метод приобщения родителей к культурно-досуговой деятельности клуба. Его задача – создание установки: клуб представляет большую семью, где все имеют определенные права и обязанности. Родители участвуют в многочисленных праздничных массовых мероприятиях наравне с детьми. Проведение массовых мероприятий сопровождается неоднократными репетициями. А репетиции – социальное поле, дающее возможность высказывать свое мнение каждому, что-то менять, предлагать, что-то мастерить. Каждый может взять на себя роль артиста, мастера, режиссера, то есть каждый должен что-то уметь делать, уметь взаимодействовать с другими. Перекрестные взаимодействия родителей с не своими детьми обеспечивают более высокую социальную значимость этих детей, так как другой ребенок воспринимается как равный партнер, а не центральной фигурой.

Есть семьи, в которых недостаточно внимание к ребенку с ограниченными возможностями здоровья. Это приводит к полному или частичному отвержению ребенка, неприятию его личности родителями. В таких семьях ребенок воспринимает себя как страдающего и нуждающегося в участии. У таких детей нет возможности осознать свою болезнь, нет четкой концепции здоровья, так как информацию о своем состоянии ребенок может получить только от родителей. От родителей же зависит, какая установка формируется у ребенка – либо воля к выздоровлению, либо уход в болезнь и фиксация на своих дефектах. Работе педагогов с такими семьями заключается в том, чтобы помочь ребенку реализовать свои способности, задатки с привлечением к этому процессу родителей, что позволяет родителям пересмотреть свое отношение к ребенку, не как к обузе, балласту, а увидеть в нем человека способного и желающего что-то делать, творить.

Семей, где ребенка воспитывает одна мать, много – около 70%. Распад (зачастую по причине рождения больного ребенка) меняет привычный уклад семьи, что осложняет процесс воспитания ребенка. Ухудшается материальное положение, перестраиваются социальные связи, обедняется социальное окружение ребенка. Кроме того мать-одиночка испытывает социальную дискриминацию, которая проявляется в прямом осуждении, скрытом пренебрежении окружающих, их стремлении отнести детей матери-одиночки к обездоленным, заведомо трудным. Материнские социальные проблемы, каждодневные заботы о больном ребенке – причины душевных переживаний одинокой матери, сопряженные с неустойчивостью настроения, повышенной раздражительностью. Она может наказать ребенка, накричать на него из-за пустяков. Ее гневная реакция на пустяки часто провоцирует ответную агрессию ребенка, а у него и так достаточно причин для огорчений в виду своей неполноценности. Чем же клуб может помочь такой семье? Прежде всего – это обеспечение социального окружения. Ведь в клубе постоянно присутствуют педагоги, родители других детей. Многие из этих родителей грамотные, интеллигентные, находятся в такой же ситуации, но чувствуют себя вполне самодостаточно, а дети спокойно. Участие в различных мероприятиях клуба, смена деятельности позволяют мамам и их детям снять психоэмоциональное напряжение, поднять настроение. Тренинговые занятия для мам позволяют изучить навыки саморегуляции, справляться со стрессами и агрессией.

К работе с семьей имеющей больного ребенка, независимо от ее особенностей, следует подходить с гуманистических позиций, ориентировать родителей на опережающую подготовку к жизни, вырабатывать у них умения мыслить категориями будущего, формировать позитивные перспективы его развития. Наиболее эффективная модель взаимодействия семьи и педагогов клуба – сотрудничество, партнерство, что невозможно без установления доверительных и доброжелательных взаимоотношений. Установление таких отношений предусматривает некую поэтапность.

Первый этап – изучение проблем ресурсов семьи, ее стрессовый фактор, понимание, какая помощь необходима родителям – важная составляющая работы. Для того, чтобы этот процесс не превращался в допрос, разработана социально-психологическая карта семьи, которая заполняется родителями совместно с руководителем куба. Само заполнение этой карты уже несет в себе психотерапевтический эффект, так как помогает родителям более конкретно осознать проблемы ребенка и семьи, понять насколько гармонично семья включена в социум, как для родителей, так и для ребенка.

Второй этап – установление между педагогами клуба и родителями доброжелательных межличностных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить, сформировать у них положительный образ ребенка.

Третий этап – формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них. Это может быть информация о некоторых особенностях общения ребенка со сверстниками, его отношении к труду, достижениях в продуктивных, видах, деятельности.

Четвертый этап – совместное со взрослыми исследование и формирование личности рёбенка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы, выбираются формы сотрудничества.

Сотрудничество с семьёй требует от педагогов обязательного выполнения правил, необходимых для оптимального педагогического общения, для завоевания авторитета в общении:

  • обращение к родителям своих воспитанников только по имени;
  • проявление искреннего интереса к ним;
  • умение выслушать;
  • проявление доброжелательности, улыбка в общении с ними;
  • беседы о том, что интересует родителей и что они ценят выше всего;
  • умение дать почувствовать родителям их значительность, проявление уважения к их мнению.

Гуманизации и демократизации взаимоотношений педагогов с родителями, на наш взгляд, способствуют многие факторы, как, например:

  • индивидуальные именные приглашения, сделанные совместно с детьми, на родительские собрания вместо обезличенных объявлений о предстоящем мероприятии;
  • организация в клубе уголка для родителей, где они могут познакомиться с детской литературой, работами детей, игрушками, дидактическим материалом, который можно на время взять домой.

Мы отказались от формального общения, монолога в пользу диалога с родителями и отдаем приоритет таким формам работы, как “круглый стол”, вечера вопросов и ответов, совместные со взрослыми праздники и развлечения, дискуссии, выставки совместных работ родителей и детей, тренинговые занятия, помогающие родителям ориентироваться в различных ситуациях, анализировать их, находить оптимальные решения. Важную роль в установлении взаимоотношений с родителями играют также индивидуальные формы работы с ними. Слово, подкрепленное наглядностью, в качестве которой могут выступать беседы с детьми, записанные на магнитофон, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, включение родителей в ролевые педагогические игры или тренинговые упражнения, фотографии детей, выставки их работ, микровыступления родителей, участие их в работе кружков, проведении игр, занятий и экскурсий с детьми – одно из эффективнейших средств воздействия на семью.

Завершаем занятие с мамами и папами на пике их интереса, “поставив не точку, а запятую в дискуссии” и предоставив им возможность самим далее поразмышлять.

Готовясь к сотрудничеству с семьей, четко продумываем формы и
методы работы и обеспечиваем их соответствие поставленным задачам, особенностям партнеров по взаимодействию. Это необходимо для того, чтобы вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, пробудить их интерес к жизни детей в клубе, активизировать участие в различных мероприятиях.

Все формы работы подразделяются на индивидуальные, коллективные и
наглядно-информационные.

Индивидуальные формы работы с родителями

Одной из важнейших форм взаимодействия семьи и клуба является индивидуальная работа с каждым родителем. Преимущество такой формы состоит в том, что через изучение специфики семьи, беседы с родителями (с каждым в отдельности), наблюдение за общением родителей с детьми как в клубе, так и дома мы намечаем конкретные пути совместного воздействия на ребенка.

В самом начале очень важно изучение семейной микросреды. Для этого проводим диагностико-аналитическую работу со взрослыми. Наиболее распространенный метод диагностики – это анкетирование. Оно позволяет выявить общий план семьи, возраст родителей, образовательный уровень, характер взаимоотношений ребенка с родителями, уровень воспитательного потенциала родителей, сведения о ребенке, характер заболевания ребенка. Однако анкета не дает возможности в полном объеме узнать индивидуальные особенности ребенка, организацию его жизни в семье. Поэтому следующим важным звеном в индивидуальной работе является посещение семьи. Основная цель визита – познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для него обстановке. В игре с ребенком, разговоре с родителями можно узнать много нужной информации о малыше, его пристрастиях и интересах, любимых играх и игрушках, здоровье, привычках, умениях и навыках в различных формах деятельности. Посещение, с одной стороны, приносит пользу родителям – они получают представление о том, как воспитатель общается с ребенком, и, с другой стороны, позволяет педагогу познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме. Кроме того, такая форма работы дает возможность общаться не только с матерью, отцом, самим ребенком, но и с другими членами семьи, которые принимают участие в его воспитании.

Организуя посещение семьи, необходимо соблюдаем некоторые условия:

  • тактичность по отношению к чувствам родителей;
  • объясняем, что вы приходим в семью для того, чтобы ребенок мог поближе
    узнать педагога в знакомой для него обстановке;
  • составляем для себя памятку по организации домашних визитов и стараемся ее выполнять.

Беседа педагогов с родителями – наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, его систематического общения с отцом и матерью, другими членам семьи. Цель беседы – обмен мнениями по тому или иному вопросу воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи. Материал для бесед педагогу дают наблюдения за ребенком: выполнение им правил поведения в коллективе; отношение к детям, взрослым и их требованиям; отношение к деятельности. Беседы могут возникать по инициативе родителей и педагогов.

Живой характер беседы, доброжелательность, дружеский тон, умение педагога проявить сочувствие, терпимое отношение к некоторым ошибочным представлениям и убеждениям родителей вызовут у них желание откровенно делиться впечатлениями, рассказывать о поведении ребенка.

Одной из форм индивидуальной дифференцированной работы с родителями являются консультации. Они помогают, с одной стороны, ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всего нужна, с другой – побуждают родителей серьезно присматриваться к своим детям, выявлять черты их характера, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Давая консультации, педагог отвечает на вопросы родителей, стремится дать им квалифицированный совет. Тематика консультаций разнообразна. Она определяется потребностями взрослых (какие вопросы они задают, какие трудности испытывают), наблюдениями за поведением детей в клубе, за взаимоотношением родителей и детей, актуальностью некоторых вопросов на данном этапе.

Коллективные формы работы с родителями

Групповые родительские собрания – это действенная форма работы педагогов с коллективом родителей, организованного для ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях клуба и семьи. Практика показывает, что если педагоги творчески готовятся к собранию, активно привлекают к участию в нем родителей, приводят примеры организации жизни и деятельности детей в семьях, то оно проходит живо, интересно, результативно.

Повышает активность родителей на собраниях участие детей. Это может быть проведение какого-либо развлечения, драматизация сказки, показ художественной самодеятельности.

Если собрания проводятся в удобное для роли гелей время и организованы интересно, то его участники получают не только пользу, но и удовольствие от общения друг с другом.

Одной из форм повышения педагогической культуры родителей является родительская конференция. Ценность ее в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность. Темы могут обсуждаться самые разные: моральное воспитание ребенка, подготовка к школе, ответственность родителей за воспитание своих детей и т.д. На конференциях выступают педагоги, работники отдела социальной защиты, учителя, члены врачебной квалификационной комиссии, психологи. Происходит обмен опытом семейного воспитания, организуются выставки рисунков, поделок родителей и детей, совместные концерты художественной самодеятельности.

Дни открытых дверей – это возможность для родителей присутствовать на любом занятии, прогулке, принимать участие в разных мероприятиях клуба.

Родительские тренинги (тренинговые игровые упражнения и задания) помогают выработать оценку разным способам воздействия на ребенка, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает позитивное общение с ребенком, постигает новые истины.

Кроме того, мы большое внимание уделяем наглядно-информационным формам работы с родителями. Прежде всего, это уголки для родителей с различной информацией:

  • выставки детских работ по определенной тематике;
  • информационные листы, которые могут содержать: объявления о собраниях, событиях; просьбы о помощи; информацию о событиях в клубе; рекомендации по воспитанию детей; благодарности добровольным помощникам,
  • памятки для родителей.

Работа с семьей – одно из важных и актуальных направлений нашей деятельности. Она помогает нам решать цели и задачи социализации и адаптации детей в клубе и обществе. Взаимодействуя с педагогами клуба, родители пополняют свои психолого-педагогические знания, меняют свои взгляды на воспитание детей, гармонизируют их душевное состояние. Опыт работы показывает, что у многих родителей появились довольно оптимистические взгляды на жизнь, сменились пессимистические установки, связанные с заболеванием ребенка на жизнеутверждающие.

Список литературы

  1. Асвобудинова P.M. Система работы педагогического коллектива Дворца творчества юных с детьми с ограниченными возможностями здоровья, Дополнительное образование, Златоуст, 2002, № 12.
  2. Бойков Д.И., Бойнова С.АВ., Граш Н.Е. Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями. – М.: Новый учебник, 2003. – 176 с.
  3. Лунина Е.И. Настольная книга классного руководителя 5-8 кл. – Ростов н/Д., Феникс. 2002.
  4. Яровая Л.И., Жиренко О.Е. Внеклассные мероприятия. – М.: Вако, 2004.