Урок литературного чтения "А.В. Жигулин «О Родине», Н.М. Рубцов «Тихая моя родина»"

Разделы: Начальная школа


Цель: совершенствовать навык правильного, осознанного, выразительного чтения, развивать монологическую  речь, творчество воображения, обогащать словарный запас, воспитывать положительные качества в процессе работы в парах, группах.

 

Учебный материал

Методические рекомендации

Модуль 1

1

Цель: научить четко произносить звуки, читать целыми словами, развитие зрительной памяти, речи, расширять словарный запас.

Звуковая разминка.

1. Упражнение на дыхание.
2. Чтение согласных (3 ряда по 15 букв).
3. Скороговорка:

На дворе трава
На траве дрова
Не руби дрова
На траве двора.

 

2

Проверка домашнего задания.

Цель: проверить правильность, беглость, осознанность, выразительность  чтения.

Работа в паре.

- Прочитайте памятку для работы над домашним заданием.

См. Приложение.

1 вариант

2 вариант

- Поднимите сигнальные карточки с итогами проверки домашнего задания.

- Кто хочет прочитать выразительно стихотворение, передать свое отношение к содержанию. (Заслушивается 2 человека)

Сигнальные карточки.

 

3

Прими участие в общеклассной беседе.

Цель: подведение итогов.

- Над чем еще надо поработать?

- Какие качества характера надо в себе воспитывать? (Усидчивость, настойчивость, терпеливость, упорство)

- Развивая эти качества, вы преодолеете все трудности на пути к знаниям.

 

Модуль 2

1

Цель: узнать, о чем говорится в новом произведении.

Объяснения учителя. Сообщение темы и цели урока.

- О событии, какого периода жизни написано произведение?

  У каждого человека есть родина.

- Что такое родина?

- Как называется страна, где мы живем? (Символика)

Каждый человек любит свою родину. Художники рисуют прекрасные картины, поэты пишут замечательные стихи о Родине.

- Сегодня мы познакомимся  со стихотворениями  А.В. Жигулина и Н.М. Рубцова о родине.

- Послушайте стихотворение А.В. Жигулина. (Чтение учителем стихотворения.)

- Поделись своими чувствами о прочитанном. Какие чувства переполняли тебя, когда ты слушал стихотворение. (Чувство любви к Родине; гордость за страну; чувство грусти; сожаление о прошедшем детстве.)

 

2

Работаем с учебником.

- Откройте учебник на стр. 78. Папку на странице «чтение».

- Прочитайте памятку №1. Взяли карандаши.

- Начали! Стоп!

- Какие слова вы подчеркнули?

«Я взором трепетным ловлю» - с волнением.

- Какое выразительное средство языка использует поэт? Можно ли «поймать взором»? (Метафора – образное выражение.)

«Проселки» - грунтовая дорога между небольшими поселками.
«Перелески» - небольшой редкий лес, отделенный полянами.
«Жнивьё» - поле, где сжали злаки.
«Я взором трепетным ловлю» - поэт с волнением смотрит на картину, которая расстилается перед ним.

См. Приложение.

 

- Что же видит поэт? Выберите из текста словосочетания, соответствующие этой схеме, для ответа на этот вопрос.

- А как вы понимаете «И ржавый крест над колокольней»?

- Да, во времена детства поэта люди редко ходили в церковь.

«И низкий холмик со звездой»- это могила солдата, отдавшего свою жизнь за счастье и свободу Родины.

- Закройте глаза. Я сейчас прочитаю строки, а вы скажите мне, кому бы вы посвятили эти строки?

В тебе одной – и утешенье
И исцеление мое….

- Образ матери. Мама любит своего ребенка, защищает и оберегает его от всех бед и несчастий.

- В чем  поэт находит утешенье, силу и энергию, чтобы жить и творить? (В родине, как в матери)

Вспомним пословицы, где рядом стоят слова «Родина» и «мать».

Родина мать – умей за неё постоять.

Модуль 3

1

Цель: совершенствовать навык  правильного, беглого, выразительного чтения.

Прочитайте памятку №2

- Начали! Стоп!

Чтение за диктором. Читай выразительно. Обратите внимание, что слово «родина» написано с большой буквы. Пишем с заглавной буквы, когда говорим о  стране. Но родина это и место, где ты родился. О нем говорят «малая родина». Это слово написано с прописной  буквы.

См. Приложение.

 

 

Малая родина для Н. Рубцова на русском севере среди лесов в поселке Елецке, в 150 км выше Архангельска на Северной Двине. Вправо и влево леса. Высокие  избы, шустрая речушка, березовые изгороди, на которых сидят и тараторят вертлявые вороны.

- Я сейчас прочитаю стихотворение Н.М. Рубцова о его малой родине. Посвящено оно писателю, другу поэта Василию Белову.

- Какие чувства пробудили в вас эти строки? (Любовь к родине, тоска по прошлому)

Оценки сигнальными карточками.

 

 

- Кто хочет выразительно прочитать стихотворение? Прочитайте соседу по парте.

Работа в парах.

Модуль 2

 

Цель: узнать, о чем говорится в новом произведении (работа ведется аналогично работе над 1 стихотворением)

Работаем по памятке №1.

- Начали! Стоп!

- Какие слова вы подчеркнули?

«Погост» - сельское кладбище.
«Купол церковной обители» - монастырь.
«Болотика» - болотистые места.

- После долгой разлуки поэт не сразу находит могилу матери. Но перед ним всплывают картины из далекого детства.

- Найдите и прочитайте 1 картину.

- О чем она? (О речке)

См. Приложение.

 

 

- Перед нами чистый холст. Давайте нарисуем ее. Как ее назовем. А вот как эта картина выглядит в цвете?

- Найдите и прочитайте 2 картину. (О школе)

Нарисуем ее. Опишем. Озаглавим.

Словесное и рисование иллюстрации на холсте.

Модуль 3

1

Работаем над выразительным чтением по памятке №2.

- Кто хочет выразительно прочитать стихотворение?

 

 

2

Прими участие в общеклассной беседе.

Цель: подведение итогов.

- Мы познакомились с двумя стихотворениями о родине.

- Чем похожи эти стихотворения?

- Что мы скажем о чувствах, которые возникли при чтении стихов? (Это стихи о Родине. В стихах тоска по детству, грусть, сожаление о прошедшем детстве)

 

 

3

Беседа по региональному компоненту.

1. В каждом регионе учитель знакомит учеников с поэтами своего края, зачитываются и разбираются стихи местных поэтов.

2. В нашем классе есть свои поэты, которые делают первые шаги  в поэзии.

3. Итоговая беседа.

Вот из этих «малых родин» каждого человека состоит наша Родина – Россия.

«Хоть мала моя малая Родина, но с нее начинается Русь!»

- Как же мы с вами должны относится к своей Родине? (Любить свою страну,  уметь защищать ее, вырасти достойными людьми, чтобы сделать многое на благо страны)

4. Рефлексия.

5. Д/З стр. 78 – 80 выразительное чтение