Цель: совершенствовать навык правильного, осознанного, выразительного чтения, развивать монологическую речь, творчество воображения, обогащать словарный запас, воспитывать положительные качества в процессе работы в парах, группах.
|
Учебный материал |
Методические рекомендации |
|
Модуль 1 |
1 |
Цель: научить четко произносить звуки, читать целыми словами, развитие зрительной памяти, речи, расширять словарный запас. Звуковая разминка. 1. Упражнение на дыхание.
|
|
2 |
Проверка домашнего задания. Цель: проверить правильность, беглость, осознанность, выразительность чтения. |
Работа в паре. |
|
- Прочитайте памятку для работы над домашним заданием. |
См. Приложение. |
||
1 вариант 2 вариант - Поднимите сигнальные карточки с итогами проверки домашнего задания. - Кто хочет прочитать выразительно стихотворение, передать свое отношение к содержанию. (Заслушивается 2 человека) |
Сигнальные карточки. |
||
|
3 |
Прими участие в общеклассной беседе. Цель: подведение итогов. - Над чем еще надо поработать? - Какие качества характера надо в себе воспитывать? (Усидчивость, настойчивость, терпеливость, упорство) - Развивая эти качества, вы преодолеете все трудности на пути к знаниям. |
|
Модуль 2 |
1 |
Цель: узнать, о чем говорится в новом произведении. Объяснения учителя. Сообщение темы и цели урока. - О событии, какого периода жизни написано произведение? У каждого человека есть родина. - Что такое родина? - Как называется страна, где мы живем? (Символика) Каждый человек любит свою родину. Художники рисуют прекрасные картины, поэты пишут замечательные стихи о Родине. - Сегодня мы познакомимся со стихотворениями А.В. Жигулина и Н.М. Рубцова о родине. - Послушайте стихотворение А.В. Жигулина. (Чтение учителем стихотворения.) - Поделись своими чувствами о прочитанном. Какие чувства переполняли тебя, когда ты слушал стихотворение. (Чувство любви к Родине; гордость за страну; чувство грусти; сожаление о прошедшем детстве.) |
|
2 |
Работаем с учебником. - Откройте учебник на стр. 78. Папку на странице «чтение». - Прочитайте памятку №1. Взяли карандаши. - Начали! Стоп! - Какие слова вы подчеркнули? «Я взором трепетным ловлю» - с волнением. - Какое выразительное средство языка использует поэт? Можно ли «поймать взором»? (Метафора – образное выражение.) «Проселки» - грунтовая дорога между небольшими поселками. |
См. Приложение. |
|
|
- Что же видит поэт? Выберите из текста словосочетания, соответствующие этой схеме, для ответа на этот вопрос. - А как вы понимаете «И ржавый крест над колокольней»? - Да, во времена детства поэта люди редко ходили в церковь. «И низкий холмик со звездой»- это могила солдата, отдавшего свою жизнь за счастье и свободу Родины. - Закройте глаза. Я сейчас прочитаю строки, а вы скажите мне, кому бы вы посвятили эти строки?
- Образ матери. Мама любит своего ребенка, защищает и оберегает его от всех бед и несчастий. - В чем поэт находит утешенье, силу и энергию, чтобы жить и творить? (В родине, как в матери) Вспомним пословицы, где рядом стоят слова «Родина» и «мать». Родина мать – умей за неё постоять. |
||
Модуль 3 |
1 |
Цель: совершенствовать навык правильного, беглого, выразительного чтения. Прочитайте памятку №2 - Начали! Стоп! Чтение за диктором. Читай выразительно. Обратите внимание, что слово «родина» написано с большой буквы. Пишем с заглавной буквы, когда говорим о стране. Но родина это и место, где ты родился. О нем говорят «малая родина». Это слово написано с прописной буквы. |
См. Приложение. |
|
|
Малая родина для Н. Рубцова на русском севере среди лесов в поселке Елецке, в 150 км выше Архангельска на Северной Двине. Вправо и влево леса. Высокие избы, шустрая речушка, березовые изгороди, на которых сидят и тараторят вертлявые вороны. - Я сейчас прочитаю стихотворение Н.М. Рубцова о его малой родине. Посвящено оно писателю, другу поэта Василию Белову. - Какие чувства пробудили в вас эти строки? (Любовь к родине, тоска по прошлому) |
Оценки сигнальными карточками. |
|
|
- Кто хочет выразительно прочитать стихотворение? Прочитайте соседу по парте. |
Работа в парах. |
Модуль 2 |
|
Цель: узнать, о чем говорится в новом произведении (работа ведется аналогично работе над 1 стихотворением) Работаем по памятке №1. - Начали! Стоп! - Какие слова вы подчеркнули? «Погост» - сельское кладбище. - После долгой разлуки поэт не сразу находит могилу матери. Но перед ним всплывают картины из далекого детства. - Найдите и прочитайте 1 картину. - О чем она? (О речке) |
См. Приложение. |
|
|
- Перед нами чистый холст. Давайте нарисуем ее. Как ее назовем. А вот как эта картина выглядит в цвете? - Найдите и прочитайте 2 картину. (О школе) Нарисуем ее. Опишем. Озаглавим. |
Словесное и рисование иллюстрации на холсте. |
Модуль 3 |
1 |
Работаем над выразительным чтением по памятке №2. - Кто хочет выразительно прочитать стихотворение? |
|
|
2 |
Прими участие в общеклассной беседе. Цель: подведение итогов. - Мы познакомились с двумя стихотворениями о родине. - Чем похожи эти стихотворения? - Что мы скажем о чувствах, которые возникли при чтении стихов? (Это стихи о Родине. В стихах тоска по детству, грусть, сожаление о прошедшем детстве) |
|
|
3 |
Беседа по региональному компоненту. 1. В каждом регионе учитель знакомит учеников с поэтами своего края, зачитываются и разбираются стихи местных поэтов. 2. В нашем классе есть свои поэты, которые делают первые шаги в поэзии. 3. Итоговая беседа. Вот из этих «малых родин» каждого человека состоит наша Родина – Россия. «Хоть мала моя малая Родина, но с нее начинается Русь!» - Как же мы с вами должны относится к своей Родине? (Любить свою страну, уметь защищать ее, вырасти достойными людьми, чтобы сделать многое на благо страны) 4. Рефлексия. 5. Д/З стр. 78 – 80 выразительное чтение |
|