Тема урока: русские народные сказки
Цель: cоздать условия для обобщения, систематизации и расширения у детей представлений о устном народном творчестве, сказках
Задачи:
- создать условия для формирования читательских умений; для обобщения и систематизации знаний о русских народных сказках
- способствовать возникновению интереса к исследовательской деятельности через самостоятельное чтение
- развивать любознательность, внимательность и читательскую память
Тип урока: урок комплексного применения знаний и способов деятельности
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– Сегодня у нас урок, на котором вам понадобятся не учебник, а только ваши знания и наблюдательность.
2. Мобилизующий этап. Формулирование учащимися темы и цели урока
– На доске – кроссворд: определите жанр
фольклора
– Разгадайте данный кроссворд , и вы узнаете
ключевое слово темы нашего урока.
1. Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах.
2. Три-та-та,три-та-та!
Вышла кошка за кота.
Ходит кот по лавочке,
А кошечка – по подлавочке,
Ловит кота за лапочки:
– Ох ты, котик, котик,
Крутолобенький !
Поиграй ты ,кот, со мной,
С Машкой, кошкой молодой!
3. Как по речке, по реке
Ехал рыжий на быке.
Рыжий красного спросил:
– Чем ты бороду красил?
– Я не краской, не помазкой,
Я на солнышке лежал,
Кверху бороду держал.
4. Днём спит,
Ночью летает
И мышек хватает.
5. Катилось яблоко
Мимо сада.
Мимо сада,
Мимо града.
Кто поднимет,
Тот и выйдет.
6. Коровушка, бурёнушка,
Подай молочка,
Покорми пастушка.
(1 – пословица, 2 – потешка, 3 – небылица, 4 – загадка, 5 – считалка, 6 – закличка)
– Итак, какое слово получилось? Попробуйте
сформулировать тему нашего урока.
– Правильно, тема урока – русские народные
сказки.
– Какие задачи перед собой поставите?
- вспомнить русские народные сказки
- ответить на вопросы
- думать, делать выводы
3. Актуализация знаний
– Давайте вспомним, что такое устное народное
творчество? (Передавалось из уст в уста, не
записывалось. Народное – сочинял не один
человек, автора установить нельзя. Творчество –
от слова «творить»)
– Каким ещё словом мы можем назвать устное
народное творчество? (Фольклор)
– Какие жанры фольклора мы вспомнили, разгадывая
кроссворд?
– Какие ещё вы можете назвать? (Былина,
былинный сказ, песня, песенка, и д.р.)
– Чем сказка отличается от другого произведения?
(Сказка – это произведение, в котором
изображается чудесное, необычное. Есть
волшебство, фантастические персонажи. В сказке
есть зачин, присказка и концовка. Троекратный
повтор)
– Какие виды сказок вы знаете? (Сказки о
животных, волшебные, бытовые, докучные)
4. Проверка домашнего задания
– Какие сказки вы прочитали к уроку?
Выступления учащихся по плану:
1. Название сказки
2. Краткое содержание сказки, как зовут главного
героя сказки
3. Чему учит сказка. Рассматривание книги со
сказкой (если принёс)
По ходу выступлений заполняется таблица:
Название сказки | Главный герой сказки |
5. Физкультминутка
– Я буду называть героев сказок, если герой положительный, вы становитесь на цыпочки, поднимаете руки над головой и хлопаете, как бы приветствуя его. Если герой отрицательный, то с силой отталкиваете его от себя
6. Формулировка проблемы
– Молодцы! Вы много прочитали интересных
сказок. Посмотрите на таблицу, что заметили?
(В большинстве русских народных сказках героя
зовут Иван.)
– Почему? Как вы думаете?
– Почему имя «Иван» так распространено и любимо
русским народом?
– В чём причины?
7. Формулировка гипотез (предположений) учащимися
- Может быть ответ в значении имени?
- Может быть, это имя понравилось своим звучанием?
- Может имя связано с каким-то значимым событием в истории страны?
- Может имя «Иван» имели какие-то очень уважаемые люди?
– Где можно найти ответ на наш вопрос? (В справочной литературе, энциклопедиях, спросить взрослых, родителей, посетить библиотеку, обратиться к компьютеру и т.д.)
8. Задание на дом: попробуйте найти ответы на наши вопросы.
9. Викторина по сказкам
– В конце урока попрошу вас ответить на вопросы викторины. Я думаю, вы легко справитесь с моими заданиями, так как много прочитали сказок.
Как взмахнул Иван своим булатным мечом раз-другой, так и снёс у Чуда-юда шесть голов. А Чудо-юдо ударил – по колени Ивана в сырую землю вогнал.
(Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо.)
Наступило время младшего брата идти стеречь. Пошёл Иван-царевич стеречь отцов сад и даже присесть боится, не то, что прилечь. Как его сон задолеет, он росой с травы умоется, сон и прочь с глаз. Половина ночи прошла, ему и чудится: в саду свет. Светлее и светлее. Весь сад осветило. Он видит – на яблоню села Жар-птица и клюёт золотые яблоки.
(Иван-царевич и Серый Волк.)
У царицы родился Иван-царевич, у кухарки – Иван-кухаркин сын, у коровы – Иван Быкович. Стали ребятки расти не по дням, а по часам; как хорошее тесто на опаре поднимается, так и они вверх тянутся. Все три молодца на одно лицо удались, и признать нельзя было, кто из них дитя царское, кто – кухаркино и кто от коровы народился.
(Иван Быкович)
Иван-царевич вошёл в дом. Девица его приняла,
напоила-накормила и расспросила. Он ей рассказал,
что пошёл доставать мать от Кощея Бессмертного.
Девица говорит ему на это:
– Трудно вернуть мать, Иван-царевич! Кощей ведь
бессмертный – убьёт тебя. Ко мне он часто
ездит…У него меч в пятьсот пудов, поднимешь ли
его?
(Кощей Бессмертный)
После обеда говорит старший брат, орёл:
– Спасибо тебе, купеческий сын, за твою службу,
вот тебе богатырский конь – дарю со всею сбруею,
и с золотом, и с камнями самоцветными.
Средний брат, сокол, подарил ему другого
богатырского коня, меньшой брат, воробей, –
рубашку.
– Возьми, – говорит, – эту рубашку пуля не берёт,
коли наденешь её, никто тебя не осилит.
(Чудесная рубашка)
Царевич подал другое ведро. Кощей выпил и
запросил третье, а как выпил третье ведро – взял
свою прежнюю силу, тряхнул цепями и сразу все
двенадцать порвал.
– Спасибо, Иван-царевич, – сказал Кощей
Бессмертный, – теперь тебе никогда не видеть
Марьи Моревны, как ушей своих. – И страшным
вихрем вылетел в окно, нагнал на дороге Марью
Моревну, прекрасную королевну, подхватил её и
унёс к себе.
(Марья Моревна)
Полез Иван-царевич на стеклянную гору. Шаг
наверх ползком, десять – вниз кубарем. Он и день
лезет, и другой лезет. Все руки себе изрезал, ноги
искровенил. На третьи сутки долез до верху. Стал
братьям кричать:
– Я пойду матушку отыскивать, а вы здесь
оставайтесь, меня дожидайтесь три года и три
месяца, а не буду в срок, так и ждать нечего. И
ворон моих косточек не принесёт!
(Медное, Серебрянное и Золотое царство)
Растёт сынок у охотника, как тесто на опаре
всходит, – не по годам, а по часам. И вырос
большой: умён, пригож, молодец молодцом. Вот
как-то раз пошёл отец по саду погулять, гулял он
гулял и вышел к реке. В то самое время поднялся из
воды человек: борода по пояс, волосы – до пят.
Стал на воде и говорит:
– Что ж ты обещать скор и забывать скор?
Припомни-ка, ведь ты должен мне.
Воротился охотник домой темней тучи и говорит
жене: «Сколько ни держать нам при себе нашего
Иванушку, а надобно отдать. Дело неминучее»
(Василиса Премудрая)
9. Итог урока
– Сегодня мы славно поработали .Давайте
посмотрим, выполнили ли мы задачи, которые
поставили в начале урока?
– Вспомнили сказки?
– Отвечали на вопросы?
– Думали, подводили итоги?
10. Рефлексия
– Перед вами волшебное яблочко. Раскрасьте его одним из трёх цветов: зелёным, красным, жёлтым. Если урок понравился – красным, если что-то не очень понравилось – жёлтым, если урок показался скучным и ничего не понравилось – зелёным.
– Спасибо за урок!