Ю.А. Конаржевский писал, что в школе должна быть «внутришкольная культура»: «Культура школы отражает ведущие идеи, отражающие идеи, преобладающие в коллективе».
Современная школа предполагает внедрение новых форм работы с использованием информационных технологий и предусматривает новые роли для участников образовательного процесса – педагога как консультанта и ученика как активного исследователя. Учащийся творчески и самостоятельно работает над решением поставленной задачи, широко использует компьютер, Интернет, электронные базы данных для получения и обработки необходимой информации. Педагогу необходима более полноценная подготовка к урокам и систематическое повышение профессионального уровня.
Следовательно, в основу структуры единого – информационного пространства можно предложить три составляющие:
- «неэлектронное» образовательное пространство – помещения, материальная, методическая и информационная базы библиотеки, учебных кабинетов, методического кабинета, школьного издательства, музея школы, кабинета психолога, спортивного зала ОУ.
Однако, это не только фонд учебных и методических материалов, но и комплект медиасредств – наличие компьютера для повседневной работы учителя, телевизора для демонстрации на уроке учебных программ и видеофрагментов, проектор для просмотра диапозитивов и т.д.
- Интранет – внутренняя локальная сеть. Интранет помогает решать задачи доведения до всех структурных подразделений ОУ актуальной информации; организация оперативной связи с учебными кабинетами, библиотекой; обеспечения доступа директору, заместителям директора, учителям, библиотекарю, а в ряде случаев – учащимся и родителям, к единому банку данных ОУ.
Единый банк данных включает базы данных общей административной информации и информации учебно-методического характера, картотеки и каталоги литературы, медиасредств, подготовленных сотрудниками библиотеки ОУ.
- Интернет – доступ к информации, размещенной в мировой сети. Скоростной и защищенный доступ в Интернет позволяет не только вести поиск, анализ и накопление ссылок на веб-ресурсы для различных групп пользователей, но и организовывать дистанционное обучение и повышение квалификации в соответствии с возникающими потребностями.
I вариант
Следовательно, возникает целостная картина создания единого информационного пространства в ОУ в виде самостоятельных проектов:
- Проект «Фундамент»
Цель: Развитие материально-технической базы и создание единого информационного пространства школы.
Задачи:
- Создание школьной локальной сети, выход в глобальную сеть;
- Создание школьного информационного методического центра;
- Создание школьного сайта.
- Проект «Компьютер в массы»
Цель: Создание условий для обучения педагогических работников навыкам работы на ПК на базе школы или на базе городского информационно-методического центра.
Задачи:
- Обучить административно-педагогический состав школы ИКТ-технологиям.
- Организовать образовательный процесс на основе новых технологий обучения с использованием средств информационных и коммуникационных технологий.
- Развить творческий потенциал учителя, повышать мотивацию к его творческой деятельности.
- Проект «Компьютер и дети»
Цель: Развитие познавательной деятельности и творческой активности учащихся с применением ИКТ
Задачи:
- Вовлечь учащихся участвовать в творческих конкурсах, олимпиадах, проектной деятельности.
- Формирование информационной культуры учащихся и педагогов
- Использование в творческой деятельности учащихся домашнего компьютера.
- Влияние компьютера на здоровье ребенка.
- Проект «Информация и управление»
Цель: Управление школы на основе внедрения средств ИКТ.
Задачи:
- Внедрение программы АРМ «Школа (1C)»
- Создание единого банка данных.
- Проведение социально-педагогических исследований, мониторинга образовательного процесса.
II вариант
Создание единого информационного пространства ОУ поэтапно:
1 этап. Подготовительный.
- Создание материально-технических условий;
- Создание кадровых условий.
2 этап. Организационный.
- Включение всех структур в единое информационное пространство;
- Организация образовательного процесса;
- Осуществление деятельности.
3 этап. Внедренческий.
- Планирование деятельности;
- Адаптация субъектов образовательного процесса к условиям функционирования единого информационного пространства.
- Внедрение традиционных и инновационных форм деятельности.
4 этап. Оперативный.
- Оптимизация условий функционирования единого информационного пространства в ОУ.
III вариант
Составные части Проекта «Создание единого информационно - образовательного пространства в образовательном учреждении посредством организации локальной сети»:
- Проекты – творческая форма аттестации учащихся.
- Использование информационных технологий в преподавании общеобразовательных предметов.
- Использование мультимедиа учебников и Интернет - технологий в образовательном процессе.
- Дистанционное образование учителя как способ повышения профессиональной компетентности педагога.
- Программа автоматизированное рабочее место «Школа».
IV вариант
Создание единого информационного пространства ОУ с помощью схемы:
Информационно-коммуникационные технологии и управление школой. Что может их связать в единое целое? Школа, являясь сложной системой, состоит из отдельных звеньев, тесно связанных и взаимодействующих между собой: учебно-воспитательная деятельность, управленческая, хозяйственная, кадровая, научно-методическая. Объединяют все звенья в единое образовательное пространство информационные потоки. Придание этим потокам целенаправленного характера обеспечивает эффективное функционирование системы, что возможно на основе ИКТ.
Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет осуществить оптимальное взаимодействие управляемой и управляющей подсистем школы. Прежде чем ИКТ внедрять в управление руководителю необходимо иметь хотя бы минимальные пользовательские навыки. Хорошее знание проблем процесса управления и наличие пользовательских навыков – условия успешного внедрения ИКТ в жизнь школы.
С кого начать? Первой категорией обучаемых должна быть администрация. Пройдя обучение, руководители приобретают первоначальные пользовательские навыки. И возможности компьютера привлекают к решению управленческих проблем, хотя работа вначале строится на интуитивном уровне.
С кого начать? является ведущей в управлении школы на данном этапе. Для эффективного руководства школы в этот период можно определить главные критерии отбора информации:
- Полнота
- Конкретность
- Достоверность
- Своевременность
Большая часть имеющейся информации ОУ должна быть переведена на электронные носители. Необходимо сформировать электронный банк данных о школе:
- Данные об учениках
- Данные об учителе
- Отчетность
- Финансы
- Столовая
- Хозяйство
Необходимо сформировать контрольно-измерительных материалов по классам, темам, предметам. Цель контроля следует рассматривать как постоянное сравнение того, что есть, с тем, что должно быть. Успешно решить данную проблему по качеству обучения и преподавания можно с помощью ИКТ. Появляется возможность проследить степень обученности учеников по классу за несколько лет. При составлении КИМов и для учета особенностей отдельных классов, учеников широкое распространение получила компьютерная диагностика.
Более успешно решать названные проблемы можно с появлением специализированных программ для управления школьными базами данных. Подробнее про возможности. Эти программы позволяли достаточно быстро вести поиск необходимых данных, мониторинг качества образования, составлять статотчеты, а также иметь сиюминутную информацию об учителе и ученике. Наряду с готовыми программами необходимо использовать возможности суперкалка для составления тарификации, обсчета технологических карт для школьной столовой.
В результате использования компьютера накапливаются шаблоны различного вида документов. Эти матрицы позволяют более качественно и быстро выполнять работу по подготовке различной информации. Тем более, что большая часть информации носит цикличный характер. Если бумажные архивы школы занимают много места и требуют больших затрат на их оформление, то электронные – очень компактны, не требуют специального места для хранения, а также могут быть использованы и в дальнейшей деятельности. К тому же существует достаточно много стандартных бланков, что освобождает от траты денег на их приобретение.
С появлением ОС Windows расширились возможности компьютера, но принципы работы с управленческой информацией остались теми же. У данной информации огромные возможности. Это и получение любых данных об учителе и ученике, диагностика и мониторинг образовательного процесса, отслеживание профессионального роста учителя, и т.д.
Легко поддается автоматизации и процесс составления расписания. Хотя учесть все не может ни одна программа, все-таки расписание, составленное на 90%, впечатляет любого. Комплект из АРМ «Школа», расписания, тарификации, библиотеки просто необходимы. Главное достоинство этих программ в том, что они с единой базой данных. Более того, в программе есть возможность отправки отчетов в вышестоящую организацию, так как готова и сетевая версия.
Использование программных средств позволяет иметь достоверную информацию о состоянии образовательного процесса в школе и, как следствие, более глубоко понять сущность контроля в системе управления школы. Сегодня иерархический контроль изжил себя в связи с новой философией образования. Контроль рассматривается как услугу. И в этой роли ИКТ – незаменимый инструмент.
Важным разделом контроля является контроль над качеством образовательного процесса. Качество образовательного процесса – сложная категория, включающая несколько составляющих. Управление качеством начинается с учительских кадров. Это начальное и конечное звено управления. Необходимо следовать правилу: «прежде чем контролировать, научи!». Формой обучения являются совещания, педсоветы, заседания. Использование ИКТ при проведении данных мероприятий вызывает интерес участников.
Использование ИКТ, как и всякая идея, прошла три этапа: полного отрицания, скептической заинтересованности и профессионального освоения. Большую роль в «принятии» новой технологии играет использование компьютера администрацией школы. Не все учителя сразу осознают преимущество компьютера. Прежде всего, потому, что не владеют пользовательскими навыками. В ОУ можно организовать дистанционное обучение учителей. Необходимо создать соответствующие условия, чтобы учитель переступил через барьер неприятия и страха. День за днем, год за годом нужно демонстрировать плюсы использования компьютера. Возникает группа учителей разных предметов, готовых работать с администрацией в этом направлении. Данные педагоги становятся опорой администрации в реализации программы экспериментальной площадки, статус которой необходимо приобрести ОУ.
Использование ИКТ педагогами способствует их профессиональному росту, данные педагоги успешно аттестуются на первую и высшую категорию.
Контроль тогда может быть действенным, когда контролируемый ощущает его результаты. Поэтому публикации учителей, администрации в прессе, участие в конкурсах, дистанционном обучении способствовало осознанию значимости работы каждого учителя. И оказывает влияние на весь коллектив. Сегодня половина любого учительского коллектива использует компьютер в своей работе. Это помогает в управлении школой, так как часть административных функций делегирована учителям (руководители МО, председатели комиссий и т.д.).
Качество работы учителя, его профессионализм неразрывно связаны между собой. В понятие «культура школы» нужно ввести еще понятие информационной культуры и можно сказать, что работа по ее формированию в школе идет успешно. Формирование информационной культуры приводит к формированию образовательного пространства школы, главной инфраструктурой которого является школьный сайт.
Наполнение образовательного пространства происходит в процессе учебно-воспитательной деятельности. Использование ИКТ на уроке стало обычным делом. Представление доклада с компьютерной презентацией, ответы ребят на уроке, сопровождаемые презентацией, внеклассные мероприятия, родительские собрания.
Использование ИКТ позволяет избежать морального износа коллектива, вдохнуть новую жизнь в традиционную методику урока. Все это убеждает, что ИКТ – новая технология управления, влияющая на все стороны жизни школы, всего образовательного учреждения.
Приложение 1. Проект «Создание школьного информационно-методического центра»