В новых социально-экономических условиях всё более возрастает значение образования в формировании конкурентоспособной личности. Это требует как создания новых образовательных концепций, так и разработки методов и средств, способных реализовать такие концепции.
Одним из таких методологических новшеств явилось создание концепции о возможности развития творческого потенциала в условиях интегративного обучения. Интеграция обучения возможна на разных уровнях. Формирование потребности в познавательной деятельности в сочетании с развитием структур внимания, памяти и мышления является предпосылкой к появлению новых ассоциативных связей между предметами и явлениями. Именно это сочетание ведёт к появлению возможности нового, нестандартного видения проблемы, то есть к формированию творческого потенциала. Каждый новый предмет, объект или явление окружающего мира познаётся одновременно с нескольких точек зрения.
Для нашего времени характерна интеграция наук, стремление получить как можно более точное представление об общей картине мира. Эти идеи находят отражение в концепции современного школьного образования. Но решить такую задачу невозможно в рамках одного учебного предмета. Поэтому в теории и практике обучения наблюдается тенденция к интеграции учебных дисциплин (интегрированные курсы, интегрированные уроки), которая позволяет учащимся достигать межпредметных обобщений и приближаться к пониманию общей картины мира.
Среди огромного числа проблем, которые волнуют всех, требуя незамедлительного решения, основополагающей становится организация и обеспечение процесса становления личности, способной адекватно ориентироваться, свободно избирать свою позицию и действовать в современном конфликтном, динамично меняющемся мире. Интеграция ориентирована на подготовку выпускника к жизни в современном обществе, к достойному выбору собственной жизненной и профессиональной позиции.
В процессе интеграции предметов физика и английский формируются ключевые компетенции, необходимые ученику в практической деятельности (ценностно-смысловые, учебно-познавательные, коммуникативные, информационные).
Ценностно-смысловые компетенции предполагают умения:
- формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к предмету и сферам деятельности;
- владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; уметь принимать решения;
Учебно-познавательные компетенции:
- ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;
- организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
- задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений;
- выступать устно и письменно о результатах своего исследования;
- иметь опыт восприятия картины мира.
Коммуникативные компетенции:
- уметь представить себя устно и письменно, использовать для этого знание иностранного языка;
- владеть способами взаимодействия с окружающими людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
- владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями;
- владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;
Информационные компетенции:
- владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, , энциклопедиями, словарями;
- самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
- ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое;
Для реализации компетентностного подхода в рамках интеграции физики и английского языка нами разработаны цикл уроков и внеклассных мероприятий: «Сферические зеркала. Сослагательное наклонение», «Нагревание проводников электрическим током. Употребление модальных глаголов», «Измерение силы. образование прилагательных с помощью суффиксов», «Употребление английских числительных для решения задач», «Перечитывая историю физики», «Жизнь и творчество М.В.Ломоносова».
При изучении числительных на уроках английского языка недостаточно представлена практическая значимость этой темы. Мало уделяется внимания дробным числительным, числительным , выражающим проценты. Поэтому мы решили использовать для этой цели задачи из учебника физики. На остальных уроках мы использовали интеграцию для развития познавательного интереса к предметам высокого уровня сложности, нетрадиционная подача материала способствует более быстрому и качественному усвоению знаний и формирует умение применять их в нестандартной ситуации.
В приложении приведены разработки урока «Нагревание проводников электрическим током. Употребление модальных глаголов» и внеклассного мероприятия «Жизнь и творчество М.В.Ломоносова».
В результате осуществления интегрированного подхода в обучении физики и английского языка наблюдаются устойчивые положительные результаты:
- создается психологический комфорт для приобретения учащимися знаний и для самовыражения;
- повышается интерес к знаниям;
- развивается самостоятельность пользования научно-популярной литературой, умение выбирать главное из текста, делать небольшие сообщения по выбранной теме как на русском , так и на английском языке;
- увеличивается творческий потенциал учащихся, развивается логическое мышление, коммуникативные способности;
- использование различных видов работы в течение урока позволяет поддерживать внимание учеников на высоком уровне, снижает утомляемость, снимает усталость им перенапряжение;
- интегрированный урок вовлекает учителей – предметников в совместную работу;
- нестандартная форма проведения уроков дает возможность для самовыражения, самореализации и творчества учителя, способствует более полному раскрытию его способностей.
Список литературы
:1. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и
образовательные стандарты // Интернет-журнал
"Эйдос". – 2002.
2. Проблемы интеграции в современном образовании.
Сборник статей Самарского государственного
университета. – 2003.