Цели:
Оборудование:
учебник “Русский язык” 2-й класс 2, 3 ч. (УМК “Перспективная начальная школа”), тетрадь для самостоятельной работы № 2, интерактивная доска или мультимедийный проектор, презентация к уроку.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Ребята, сегодня у нас новая очень интересная тема урока. Мы познакомимся со сложными словами. А помогут нам в этом Анишит Йокоповна, Асырк, Торк, Маша, Миша и Летучая Мышь. Они будут сопровождать нас на экране и приготовили нам много разных заданий.
2. Словарная работа.
Прочитайте отрывок из стихотворения. Кто читал и знает название и автора этого произведения? (С.Михалков “Дядя Стёпа – милиционер”)
Летучая мышь показала вам эту книгу, вы можете взять в библиотеке и прочитать.
Какое слово пропущено? (Фамилия)
Давайте обратимся к словарю (Толковый словарь. С.И. Ожегов) и узнаем значение этого слова.
Фамилия –
- Наследуемое семейное наименование, прибавляемое к личному имени.
- То же что и семья.
Впишите слово и подчеркните буквы, которые нужно запомнить.
Какое слово подчиняется правилу ЧА-ЩА? (Отвечайте)
Запишите это слово и выделите орфограмму.
3. Знакомство с новой темой.
Анишит Йокоповна приглашает нас отправиться на экскурсию.
Инсценировка.
Как из двух слов образовать новое слово? Вы не знаете где мы сейчас находимся? Но может бы вы знаете как называется участок леса, который используется как парк?
Правильно ЛЕСОПАРК.
А как называется полоса леса, то есть полоса лесных насаждений? ЛЕСОПОЛОСА
А как называется земля между лесом и степью? ЛЕСОСТЕПЬ
Как называется завод по обработке леса? ЛЕСОЗАВОД
А комбинат по заготовке леса? ЛЕСОКОМБИНАТ
А как называется посадка леса? ЛЕСОПОСАДКА
Все эти слова называются СЛОЖНЫМИ, потому что они сложены из двух слов.
Давайте запишем эти слова и понаблюдаем как же они образованы?
4. Наблюдение.
Сначала слово ЛЕС лишилось своего окончания и осталась основа ЛЕС/. Затем слово ПАРК лишилось своего окончания и осталась основа ПАРК/ Затем к основе первого слова с помощью буквы О присоединилась основа второго слова. Получилось слово ЛЕСОПАРК – мужского рода с нулевым окончанием.
ЛЕС/ + ПАРК/=ЛЕСОПАРК
Выполнение упр. 102 (У) (с комментированием).
Работа над лексическим значением слов: лесостепь, лесозавод, лесоруб, лесовоз.
Составление схем.
5. Физминутка.
Имитирование предметов: самолет, пылесос, лесоруб, птицелов, скалолаз, водолаз.
Выполнение упр. 59 (Т).
Чтение двустиший, выписывание выделенных слов. Докажите что выписанные слова сложные?
Водомерка, толстопятые, косолапые, лежебока, гололёд, сыроежки.
Заполнить из данных слов кроссворд, в итоге образуется слово МОЛОДЦЫ!
6. Итог урока.
Какие слова называют сложными?
Понравилось ли вам путешествие?
Какое сложное слово вам больше всего понравилось?
7. Домашнее задание
Найти в словаре несколько незнакомых вам сложных слов, объяснить их значение показать как они образовались?