Цели урока:
Образовательные:
- показать специфику лесной зоны, особенности сезонного климата;
- показать взаимную приспособленность живых организмов – членов экосистемы леса;
- показать отличия хвойных и лиственных лесов.
Развивающие:
- расширить представления о растительном и животном мире зоны лесов;
- развивать познавательную активность детей, умение работать с картой.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе;
- умение работать в группе.
Оборудование: магнитофон, компьютер с мультимедиа, фонограмма “Голоса птиц”, атлас “Животный мир леса”.
Информационное сообщение урока: презентации учителя.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
“Мозговой штурм”
- Сколько тепловых поясов различают между полюсом и экватором?
- Европа – это материк?
- Какая часть света включает в себя 2 материка?
- Правда ли, что пингвины живут в Арктике?
- Что такое “экосистема”?
II. Проверка домашнего задания.
- Разбить живые организмы на группы по выполняемым ролям в “сообществе”
- Составить цепи питания, характерные для тундры.
- Заполнить таблицу.
ТУНДРА |
|
1. Местоположение | |
2. Климат | |
3. Почва. Осадки | |
4. Растительный мир | |
5. Животный мир |
Графический диктант
- Зона тундры протянулась с запада на восток по побережью северных морей.
- Природные условия тундры суровы: длинная холодная зима и короткое прохладное лето.
- Зона тундры расположена севернее арктических пустынь.
- В тундре зимой только полярная ночь, а летом только полярный день.
- В тундре обитают тюлени, моржи, киты.
- Растения тундры высокие с мощными корнями и широкими листьями.
- Лишайник ягель растет быстро, постоянно обновляя оленьи пастбища.
- Летом в тундре над поверхностью земли летает большое количество комаров и мошек.
Ответ: _ _ ООООО _ _ ( _ да, О –нет)
III. Новый материал.
Давайте, закроем глаза и перенесемся в более теплую природную зону (звучит фонограмма с записью пения птиц). Где мы оказались? (В лесу). Вы правы, мы в зоне лесов. Что может рассказать нам о зоне лесов карта? Давайте посмотрим. (Учебник № 4, с. 16–17)
1. Работа с картой.
Найдите зону лесов. Как она расположена относительно тундры? Что еще можно сказать? (Обозначена зеленым цветом, состоит из нескольких частей: тайга, смешанные и широколиственные леса)
- Если сравнить площадь, занятую лесами с площадью других зон, что можно сказать? Какая часть самая большая? (Тайга)
- В каком тепловом поясе расположена зона лесов? (Меренный пояс)
2. Целепологание.
Какова тема нашего урока?
Какие вопросы вы хотели бы найти ответы?
- Чем отличаются леса умеренного пояса от тундры?
По ходу урока мы будем заполнять таблицу.
ТУНДРА |
Леса умеренного пояса | |
1. Местоположение | ||
2. Климат | ||
3. Почва. Осадки | ||
4. Растительный мир | ||
5. Животный мир |
- На какой вопрос мы уже ответили? (Местоположение – южнее тундры)
- Можем ли мы что – либо сказать о климате этой зоны? Какова главная особенность этого пояса? (Хорошо различаются времена года. Лето не слишком жаркое, а зима не слишком холодная, но всегда холоднее, чем лето)
IV. Домашнее задание.
Все что мы повторили поможет вам выполнить домашнее задание.
Задание 1, с. 49; задание 5, с.52 Подготовить сообщение о любом жителе леса.
V. Работа с учебником.
Вы заметили, что зона лесов состоит из нескольких частей: хвойные леса (тайга), смешанные и широколиственные леса.
- Определите, на какой иллюстрации хвойные леса, а на какой – лиственные?
- Почему хвойные? Лиственные? Какие леса называем смешанными?
- Ребята, как вы думаете, почему хвойные леса расположены ближе к тундре, а лишь потом идут смешанные и широколиственные леса? (Предположения ребят)
- Проверить наши предположения поможет учебник. (С. 50 чтение 1 и 2 абзаца)
Слайд -презентация (приложение № 1)
- Как приспособились деревья к холодной зиме? (Хвоя не боится морозов, лиственные деревья – сбрасывают листву)
- Что добавим в таблицу? (Почва: тайга – вечная мерзлота, смешанные и лиственные – нет вечной мерзлоты. Осадки – выпадает много осадков)
- На какие вопросы осталось ответить?
VI. Самостоятельная работа.
Чтобы рассказать о растениях и животных леса, нужно поближе познакомиться с ними. Выполним з.2, 3,4 с. 50 – 52 (дочитать текст).
- Что общего у деревьев каждого ряда?
- Какую роль играют изображенные животные в жизни растений?
А знаете ли вы, что…
Кедровка – помогает выращивать лес. Она делает запасы на зиму. Некоторые кладовые с орешками она находит, а некоторые – нет. И они прорастают.
Сойка – питается желудями, помогает выращивать молодые дубки. Ведь у семян дуба больше нет способа разлетаться по свету.
- Что еще интересного вы узнали? (“Лесная корова” – лось, “лесной петух” - глухарь, “лесной кролик” - заяц)
- Можем мы назвать лес экосистемой? Докажите.
- Как человек может повлиять на жизнь экосистемы? Об этом поговорим на следующем уроке.
- Назовите “кормильцев”, “едоков”, “мусорщиков” экосистемы леса.
VII. Работа в группах.
Я предлагаю вам поработать в группах. Мы сможем узнать еще несколько секретов о лесе.
Задания для 1 группы.
- Пользуясь атласом “Животный мир леса” узнайте, какие животные обитают в зоне лесов умеренного пояса.
- Рассели животных по своим “домам”. Кто остался? Почему? (Пингвин, жираф, лев – они не приспособлены к условиям жизни в лесу)
Задания для 2 группы.
- Прочитайте текст.
Если присмотреться, увидишь что растения в лесу растут неодинаково, как – бы этажами. Ученые называют их ярусами (лесными этажами). Почему? Разным растениям требуется разное количество света. Самый верхний ярус (этаж) – высокие деревья (сосны, дубы) – им требуется много света. Следующий этаж – деревья поменьше (осина, береза, липа) и кустарники. Затем травянистые растения и мелкие кустарнички. Они менее требовательны к свету. А на самом нижнем этаже – грибы, мхи и лишайники.
Наклей несколько представителей травянистых растений и мелких кустарничков. С помощью атласа узнай названия этих растений.
Задания для 3 группы.
- Составьте 2–3 цепи питания, характерные для зоны лесов.
-Мы познакомились лишь с некоторыми жителями леса. Растительный и животный мир лесной зоны богат и разнообразен. Подготовьте сообщение о растениях или животных леса.
Я предлагаю вам еще раз заглянуть в мир леса. Слайд-презентация № 2 (презентация содержит экологическую задачу – нужны ли мухоморы лесу?) – приложение № 2.
VIII. Итог.
На какой главный вопрос мы отвечали?
- Чем зона лесов отличается от тундры?
- Назовите растения? Животных?