Управление качеством образования (из опыта работы)

Разделы: Администрирование школы


Образовательное пространство нашей школы ориентировано на удовлетворение гражданского заказа на качественноеобразование. Формирование школьной политики в области качества образования выпускника происходит под влиянием различных внешних и внутренних факторов. Среди внешних факторов следует отметить модернизацию российской системы образования. Среди внутренних факторов развития школы ведущими являются потребности обучающегося, родителей и педагогов. Родители и учащиеся видят качественное образование в создании условий для максимальной самореализации и развитии индивидуальных особенностей личности выпускника. Педагоги испытывают потребность в саморазвитии и самореализации. Анализ ситуации побудил управленческую команду выстраивать современное образовательное пространство школы на основе личностно-ориентированного образования и компетентностного подхода.

Ориентир на качество образования требовал качественно нового подхода к управлению образовательным процессом в школе. Целенаправленное воздействие на школьную образовательную среду проходило в контексте синергетического подхода к управлению: возбуждение потенций личности учителя и учащегося, ситуация открытого диалога при оценке результатов, нарастание сложности требований привело к рождению нового школьного пространства. Акцент деятельности управленческой команды на проектирование способствовал созданию активных и самовозбудимых сред – проектов развития школы в рамках генерального проекта (Приложение 1).

Следует отметить, что организация развития школы через проектирование позволяет адекватно и своевременно реагировать на изменения внешних и внутренних факторов функционирования школьного пространства:

Проект «Общественные институты в повышение качества образования» направлен на увеличение влияния общественности на качество, доступность и открытость образования в школе. Главным органом государственно-общественного управления школой является Управляющий совет – коллегиальный орган согласования, разработки и принятия совместных решений в области образования на уровне управления образования администрации района и управления школой. В числе других субъектов государственно-общественного управления школой – Родительский комитет, Попечительский совет. Отделение БФПО, Школьный парламент, Детская общественная организация «Радуга», Детская волонтерская организация «Беспокойные сердца». Родительский комитет – коллегиальный орган, оказывающий помощь педагогическому коллективу в реализации прав и интересов учащихся в получении образования и всестороннего воспитания. Попечительский совет - коллегиальный орган, оказывающий практическую помощь в укреплении материально-технической базы школы. Защите прав и интересов участников образовательного процесса. Самоуправляющая организация «Отделение БФПО» осуществляет попечительскую деятельность. Орган детского самоуправления «Школьный парламент» способствует социализации и самореализации подростков. Детские организации «Беспокойные сердца» и «Радуга» выполняют воспитательные функции через добровольческую деятельность и работу в творческих коллективах.

Инновационное управление развитием школы осуществляется в тесном взаимодействии с такими всероссийскими образовательными институтами, как Институт образовательной политики «Эврика» и Академия творческой педагогики. Администрация и педагоги школы участвуют в ежегодных конференциях и форумах этих организаций, обмениваясь опытом с передовыми педагогическими коллективами и образовательными учреждениями страны.

Проект «Профильное обучение и предпрофильная подготовка» (Приложение 2). Ориентация на качественную подготовку выпускников школы актуализировала переход на третьей ступени школы от системы жесткого профиля в рамках профильных классов к обучению по индивидуальным учебным планам. Это повлекло изменения организационных, методических и педагогических основ профильного обучения в школе. Основным результатом этого проекта является организация обучения в профильных группах в условиях классно-урочной системы по ИУП. Таким образом, созданы условия для самоопределения старшеклассников, чему способствовала целенаправленная разъяснительная работа с учащимися и их родителями на этапе предпрофильной подготовки и новый подход к формированию учебного плана (Приложение 1).

Ориентация на повышение качества образовательных результатов в старшей школе повлекла изменение общих подходов к организации и содержанию профильного образования.Обучение проходит в профильных группах в условиях классно-урочной системы. Созданы творческие мастерские и лаборатории для учащихся. Осуществлен переход на учебный план 2004 года.Учителя применяют новые технологии и методы обучения: ИКТ, технология проектного моделирования, технология блочно-модульного обучения, интерактивные методы обучения (диспуты, круглые столы, мозговой штурм). Мониторинг образовательных результатов предполагаетнормативно-ориентированное (тестирование, контрольные работы, ЕГЭ), индивидуально-ориентированное (портфолио) икритериально-ориентированное (проекты, творческие конкурсы, НОУ, фестивали) виды оценивания качества образования. В соответствие с новыми подходами к обучению в старшей школе приведена нормативно-правовая база школы. Разработаны Положения о профильных классах и портфолио,Договор с учащимися и родителями на 3-й ступени (Приложение 2, приложение 3).

Проект «Информатизация образования и проектная деятельность». Интеграция таких инновационных технологий, как ИКТ и педагогическое проектирование, и учебного процесса способствует его интенсификации, модернизации системы образования, повышения качества обучения, реализации идеи развивающего и непрерывного обучения. Данные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых благодаря дифференцированному подходу к учащимся с разным уровнем готовности к обучению.

Направления информатизации и проектной деятельности указаны в Приложении (приложение 3). Повышению качества образовательного процесса способствует эффективное использование компьютерного информационного обеспечения. В школе 2 компьютерных класса, 16 компьютеров – на рабочих местах администраторов и специальных служб, 17 рабочих мест для учителей, 2 компьютера для работы Школьного музея «Сквозь призму школьных лет» и Пресс-центра «Пятерка», 2 сервера (файловый и Интернет). Благодаря участию школы в конкурсе ПНПО в 2007 году дополнительное финансирование в размере 1000000 рублей было израсходовано на оборудование учебных кабинетов школы, пресс-центра, информационно-методического и ресурсного центра (Приложение 3).

В школе действуют правила электронного документооборота, ведется электронная база КИАСУО для обеспечения отчетности и документооборота. Более 90% педагогических работников применяют ИКТ для оформления документации. В Интернете по адресу http://www.sch5.ru размещен динамический сайт школы, который востребован всеми участниками образовательного процесса (новости, фотоальбом, официальные документы, документы проектных и творческих групп, методические материалы, форумы, гостевая книга). С 2008 года школа стала участником проекта «Электронный дневник», благодаря сотрудничеству с компанией «Proverim.com». Ежедневная SMS-рассылка оценок по всем предметам способствует повышению мотивации учащихся к учению, улучшились показатели качества успеваемости, повысился авторитет школы у родительского сообщества.

Проводится целенаправленная методическая работа по внедрению ИКТ и проектной деятельности. На базе школы организованы курсы начинающих пользователей. За 3 года на курсах ММЦ по программе «ИКТ в деятельности учителя-предметника» обучилось 70% педагогов школы. Обучение на стажерской площадке «Учебные проекты с применением ИКТ» прошли 8 человек. Ежемесячно проводятся занятия методического семинара «Освоение новых программно-технических средств и методик их внедрения». Ежегодно проводится неделя ИКТ, участниками которой являются учащиеся, учителя, родители и гости школы: конкурсы для учащихся, образовательные игры и викторины, видеоконференции, творческие отчеты учителей по применению ИКТ и проектной деятельности, форумы на сайте школы.

Администрация школы систематически проводит мониторинговые исследования по формированию ключевых компетентностей учащихся и педагогов и оценке качества образования. 50% учителей школы активно используют ИКТ и метод проектов в учебном процессе. ЦОРы и метод проектов систематически используются в таких предметных областях, как физика, химия, иностранные языки, биология, история, география, технология, алгебра, геометрия, русский язык, литература, информатика и ИКТ, окружающий мир в начальной школе и предметы НРК.

Рисунок 1

Школа является городской базовой площадкой – координатором городских проектов по информатизации. В результате деятельности школьной команды по информатизации программа школы стала победителем регионального конкурса «Лучшие программы информатизации учреждений системы общего и начального профессионального образования» 2007 года. В районном конкурсе школьных команд 2008 года наша школа заняла I место. В профессиональном конкурсе Большой учительский мастер-класс Открытого районного компьютерного фестиваля 6 из 13 учителей вышли в полуфинал. Команда учителей и учащихся принимает участие в конкурсах «Открытый урок» и «Портфолио» Издательского дома «Первое сентября» http://www.1sept.ru, в региональной конференции по результатам продвижения проекта ИСО «День открытых дверей», Сибирском IT форуме и является победителем в номинациях Городского компьютерного фестивале. Команда учащихся «Навигатор» пятый год участвует в дистанционном Российском компьютерном фестивале «Ум@ник», занимая позиции в высшей и суперлигах.

Растет число педагогов и учащихся, активно участвующих в проектировании, что способствует формированию у них таких ключевых компетентностей, как информационная, коммуникационная и способность решать проблемы. Родители участвуют в проектной деятельности в качестве руководителей детских учебных проектов, партнеров социальных проектов и проектов развития школы. Управляющий совет проводит ежегодную ярмарку проектов «Твори, выдумывай, пробуй». В I–III ярмарках 100 учащихся 4–11-х классов совместно с 60 педагогами школы представили 80 проектов по номинациям: учебные и учебно-методические, сетевые и телекоммуникационные. Инициативная группа школы выиграла грант и в 2007–2008 годах провела I и II районные ярмарки детских образовательных проектов с применением ИКТ «Академия проектирования». На них были представлены 82 проекта из 15 школ района по номинациям: филологическая, гуманитарная, естественно научная, физико-математическая, технология и ИКТ, начальная школа. Участниками были 160 школьника и 64 педагога. По итогам последней ярмарки отмечен рост качества проектов и разнообразие тем. Более того, проведение ярмарок не только способствовало формированию районного банка детских образовательных проектов, но и заложило основы сетевого взаимодействия педагогов и учащихся.

Проект «Самоуправление в воспитательной системе школы» направлен на формирование гражданско-патриотического сознания учащихся и создание условий для их личностного роста. В школе действуют различные общественные объединения детей: орган ученического самоуправления старшеклассников – школьный парламент, детское общественное объединение «Радуга», волонтерский отряд «Беспокойные сердца», объединение «Меценаты». Деятельность этих сообществ создает условия для удовлетворения потребностей ребенка в реализации “пяти” само – самоорганизации, самодеятельности, самоуправления, самовоспитания и самообучения. По инициативе активистов этих объединений проводятся общешкольные коллективные творческие дела и акции. Стали традиционными праздник «День знаний», праздничный концерт «Учителю посвящаем!», школьный конкурс рисунков «Мой любимый учитель», «Осенний бал», Новогодние ёлки, огоньки и балы, праздничные мероприятия «Мы Масленицу встречаем», «День Святого Валентина» и праздник «Последнего звонка».

Учащиеся школы ежегодно участвуют в различных акциях: социальных – «Помоги пойти учиться», «Милосердие», «Весенняя и осенняя недели добра», «Спешите делать добро»; экологических – «Заповедник», «Птичий домик»», «Кормушка», «Зеленый фургон», «Наш школьный двор», «За чистый город – чистую Сибирь», « День борьбы с курением», «Мир без наркотиков»

Участие в общешкольных мероприятиях развивает у школьников ответственность, инициативу, содействует воспитанию общественной активности, выявляет лидерские качества личности и их коммуникативные способности. Учащихся школы отличает активная жизненная позиция.

Проект «Конструирование социального пространства «ДОУ – начальная школа» выстраивает качество образования на основе здоровьесберегающей педагогики. Разработана система мер по формированию здорового образа жизни школьников, начиная со школы 1 ступени. Поскольку проблема сохранения здоровья имеет две направленности: медико-психологическую и психолого – педагогическую, в школе создана единая единая медико - психоло- педагогическая служба. В нее входят врач, психологи школы всех ступеней и психологи ДОУ, логопед, руководитель структурного подразделения – физкультурно-спортивного клуба «Омега», учителя физического воспитания, тренеры, педагоги. Родительская общественность принимает активное участие в образовательно-оздоровительных мероприятиях.

В рамках проекта сложились прочные отношения сотрудничества с ДОУ микрорайона. Стали традиционными уроки-эстафеты первоклассников и воспитанников подготовительных групп. Осенью и весной учитель физкультуры школы совместно с инструкторами ДОУ проводят увлекательные эстафеты в спортивном зале, зимой спортивный праздник «Румяные щечки» проходит на школьном стадионе. И первоклассники, и воспитанники ДОУ с нетерпением ждут эти эстафеты. В октябре на малом педсовете «Адаптация учащихся первых классов» обязательно присутствуют не только воспитатели, завучи, но и психологи, врачи ДОУ. Учителю, работающему в 1-м классе, необходимо знать, в каких условиях проживает ребенок, его режим дня., поэтому педагог по рекомендации психолога ДОУ посещает семьи своих первоклассников с целью знакомства с жилищно-бытовыми условиями. Для осуществления физического воспитания и отслеживания влияний технологий на здоровье учащихся классные руководители вместе со школьным врачом наблюдают за динамикой физического развития ребенка, его физическую подготовленностью, наличием и течением заболеваний. На педагогических советах врач школы представляет информацию о физическом здоровье поступивших в школу учеников. В 2007–2008 среди учащихся первых классов на начало учебного года только 11% детей не имели никаких отклонений в состоянии здоровья.

В школе традиционным стал День здоровья, на котором все классы соревнуются по параллелям, принимают активное участие в спортивных конкурах. Для младших школьников с ослабленным здоровьем разрабатываются свои «облегченные» этапы эстафет с привлечением родителей.

Особую тревогу вызывает тот факт, что многие дети имеют патологию речи, и эта тенденция увеличивается с каждым годом. Из всех первоклассников, поступающих в школу, логопедом осмотрено лишь 50% детей, из которых патологию речи имеют 27 первоклассников. Настораживает и тот факт, 50% учеников первых классов развиты дисгармонично, имеют дефицит или избыток веса, высокий или низкий рост. Следует отметить и низкий уровень физической подготовленности: 45% детей имеют среднюю физическую подготовленность, 15% – выше и 40% – ниже средней. Данная информация важна учителю физкультуры, работающему в 1-м классе.

Валеологическая направленность обучения предполагает обязательное соблюдение учителями санитарно- эпидемиологического режима в школе, организацию горячего питания, обеспечение психологической безопасности, профилактическую работу с родителями. Кроме того, осуществляется регулярный внутришкольный контроль и анализ уроков с позиции здоровьесохраняющей технологии. Администрация наблюдает систему взаимодействия «Педагог- учащийся» в 1-х классах и анализирует действия учителей по поддержанию физического, психического и нравственного здоровья учащихся. Воспитатели, завучи ДОУ присутствуют на таких уроках и анализируют их с позиции здоровьесохраняющей технологии. В ходе рефлексивного анализа уроков обозначены точки соприкосновения школы 1-й ступени и ДОУ:

  • личностно – ориентированный подход к детям;
  • реализация педагогики сотрудничества;
  • использование интеграции в проведении занятий и уроков;
  • использование на уроках игровых моментов;
  • единство в выборе формы проведения урока (групповая);
  • создание положительной мотивации как на занятиях в ДОУ, так и на уроках;
  • формирование оценочной самостоятельности у первоклассников, отсутствие отметочной системы.

Таким образом, качество обучения в школе 1-й ступени напрямую зависит физического состояния и эмоционального благополучия младших школьников, иными словами, от качественной здоровьесберегающей педагогики.

Проект «Работа с одаренными детьми» выстраивается на основе предположения о двух уровнях развития способностей человека: репродуктивном, когда он усваивает знания, овладевает деятельностью и осуществляет её по предложенному образцу, и творческом, когда он создаёт новое, оригинальное. Система работы с одаренными учащимися выстроена таким образом, чтобы способствовать развитию их способностей последовательно от одного уровня к другому.

Учащиеся повышают свой уровень знаний в предметных кружках «Умники и умницы» и «Русское слово». Участники геологического кружка «Кристалл» являются призерами краевых и зональных конкурсов. Они совершенствуют свои практические навыки во время полевых практик в геологических экспедициях на юге Красноярского края.

Ежегодно школьная команда «Эрудит» занимает призовые места в районном и городском интеллектуальных конкурсах. 25–30% детей участвуют международной лингвистической игре «Русский медвежонок», математической игре «Кенгуру», дистанционных конкурсах Центра творческих инициатив “Snail”, “British Bulldog”, Интернет-карусели. Занковское движение активно представлено учениками нашей школы на районном, городском и всероссийском уровнях. Учащиеся являются членами детского интеллектуального клуба «Созвездие занковцев», активно сотрудничают с газетой «Занковские вести», в каждом номере есть напечатанные работы наших занковцев. Учащиеся начальной школы участвуют в традиционном интеллектуальном марафоне занковцев, где во время «Выездной Школы» они погружаются в предметную интеллектуальную деятельность, решают творческие задачи и активно отдыхают. Педагоги и учащиеся участвуют во Всероссийских научно-практических конференциях и занковских чтениях.

Развитие творческих способностей учащихся происходит в проектно-исследовательской деятельности и системе дополнительного образования. Учащиеся школы представили около 40% всех проектов на I и II районных ярмарках проектов «Академия проектирования». Лауреатами I и II Городских конференций образовательных проектов «Взгляд в будущее» стали 5 учащихся 9-х, 11-х классов. Школьное Научное общество учащихся «Эврика I, II, III» выстраивает исследовательскую деятельность от начальной школы к старшей. Ежегодный районный фестиваль «Жемчужный ключ», проект инициативной группы школы, является смотром-конкурсом талантов детей школы и района. Учащиеся школы являются лауреатами городских конкурсов авторов и исполнителей лирических произведений. Работы учащихся школьной изостудии «Солнышко на память» отмечаются дипломами и грамотами Международного конкурса рисунка Всемирного фонда дикой природы, Всероссийского конкурса «Марш парков», региональных и муниципальных конкурсов рисунков.

Проект «Повышение квалификации и профессиональное развитие педагогов» (Приложение 4).

Благодаря сетевому взаимодействию педагоги школы имеют неограниченные возможности повышения квалификации и совершенствования своего профессионального мастерства как внутри школы, так и за ее пределами (Приложение 4). В нашей школе функционируют подразделения профессионального развития педагогов не только школы, но и района. Инновационный опыт педагогов школы обобщается и распространяется в рамках педагогических мастерских «C 2005 года на базе школы работает стажерская площадка «Учебные проекты с применением ИКТ». Программа стажерской площадки утверждена Городским научно-методическим центром (ГНИМЦ). При разработке программы использованы проектные идеи по программам Microsoft «Партнерство в образовании», Intel «Обучение для будущего». Обучающиеся изучают историю метода проектов и основные понятия, осваивают методики разработки и реализации учебного проекта. Выпускной работой является разработка учебно-методического проекта. Результатами работы стажерской площадки являются: сертификация стажеров; новые УМП с применением ИКТ; банк УМК учителей СОШ 5 и выпускников площадки; Web-публикации выпускных работ на портале Советского РУО http://portal.krsnet.ru.

Таким образом, благодаря изменению системы управления школой, создана развивающая среда, которая представляет собой единое образовательное пространство, построенное на принципах личностно-ориентированного обучения и деятельностном подходе.