Тема:«Туес. Техника «Гроттаж». Орнаментальное решение»
Цель: изготовить туес в технике «Гроттаж» с элементами орнамента народов ханты.
Задачи:
- обучить принципу изготовления берестяного туеса;
- познакомить с техникой «Гроттаж»;
- обучить принципам составления орнаментальной композиции, знакомство с символами орнамента;
- развивать художественно – творческие способности;
- воспитывать интерес к декоративно- прикладному искусству; предметам быта и их орнаментации.
Оборудование: белый картон; гуашь; тушь; кисти; ножницы; линейка; простой карандаш; нитки; игла; свечка; кусочки гофрированного картона.
Ход урока
Урок сопровождается показом компьютерной презентации. (Приложение 1)
I. Организационный момент |
- Добрый день, рада вас видеть! Сядет тот ряд, который правильно прохлопает ритм. (Для каждого ряда учитель прохлопывает определённый ритм). |
|
ΙΙ. Сообщение темы и цели урока |
- Молодцы! Скажите, что такое ритм? - Где в рисовании мы можем использовать знания о ритме? (При выполнении орнаментов.) Верно, сегодня на уроке мы сможем познакомиться с новыми видами орнамента. |
|
III. Вводная беседа |
- Мы с вами живём на землях коренных малочисленных народов Севера, поэтому должны уважать и знать основы традиционной культуры. На протяжении четырёх уроков мы познакомимся с культурой и бытом народов ханты, познакомимся с орнаментом и его значением; изготовим изделие, являющееся предметом быта у коренного населения. - Мы с вами выполняли массу изделий, все они разные по форме, по цвету, по назначению и, конечно же, по материалу. Давайте вспомним, каким материалом мы пользовались? (Выполняли изделия из бумаги картона, яичной скорлупы, листьев, природного материала, ткани, меха, кожи, поролона, ниток, жести и т.д.) - Сегодня мы познакомимся с ещё одним поделочным материалом. Каким? Вы сами должны догадаться, отгадав загадки:
|
|
|
||
Слайд 1 |
- Вы догадались, о каком поделочном материале идёт речь? (Берёста) - Верно, обратите внимание, как правильно произносится это слово. (Карточка на доске) |
|
- Давайте посмотрим, на готовые изделия из берёсты. (Демонстрация изделий, обсуждения) - Большую роль в обиходе народов Севера играют изделия из бересты. Это орнаментальное искусство имеет долгую историю. Изначально затесы делались прямо на березе – надо отметить, что это дерево считается священным у многих народов, – на них процарапывали знаки: символические изображения растительного или животного мира. Существует немало легенд о возникновении традиции изготовления предметов обихода из бересты. - Заготовлением берёсты занимаются в жаркий летний период: с середины июня до середины июля. В это время кора хорошо отслаивается от ствола, тогда как зимой она напрочь пристаёт к пробочному слою. Однако можно заниматься заготовкой и в более позднее время. Вплоть до октября месяца на болотистой местности берёза позволяет с определёнными усилиями снимать тёмную бурую кору. С удивительной легкостью и мастерством шьют мастерицы из бересты сосуды с высокими и низкими стенками для рыбы, ягод и орехов, большие и маленькие куженьки для ягод, коробочки разной формы для украшений и предметов рукоделия. Самыми красивыми, самыми тонкими и изящными рисунками украшают детские колыбельки. Несмотря на то, что долгие годы декоративно-прикладное творчество коренных народов Севера было не востребованным, благодаря талантливым мастерицам, эта древняя культура сохранилась, и при этом каждый регион имеет свои орнаменты. - При изготовлении этих уникальных изделий используется редчайшая для нашего времени техника процарапывания узора с последующим выскабливанием внутреннего коричневого слоя. |
||
Слайды 2-8 |
- Процарапывается береста, как правило, металлическим инструментом - ножом, шилом, иглой. Используется осенняя берёста, которая снимается с дерева с немалым усилием. На такой берёсте остаётся тонкий слой камбия, который и удаляется процарапывающим инструментом во время работы. |
|
Рис. 1
Слайд 9
(Рис. выполняется процарапыванием на покрытой парафином и тушью поверхности) |
- Обратите внимание на орнамент, самые отвлечённые геометрические формы наполнены определённым содержанием [1]:
- В действительности, они отражают окружающую действительность – это звери: «заячьи ушки», «след бобра»; явления природы и сам человек. (Демонстрация элементов орнамента.) «Заячьи ушки» применяются в основном при украшении детских вещей. - «Зигзаг» считается простейшим древним орнаментом для многих народов, у ханты он используется везде кроме меха и закреплена за ним функция оживления неживого. - Ребята, на самом деле вы все понимаете, что всем нам невозможно заготовить берёсту и в целях сохранения деревьев, мы с вами будем имитировать под берёсту, а техника выполнения таких узоров называется ГРОТТАЖ. |
|
ΙV. Анализ изделия |
-Посмотрите на данное изделие – это ТУЕС. Как вы думаете, каково его предназначение? (Ответы детей.) - А для чего вы можете его использовать, сделав своими руками? - Изготовление туесов считается одним из самых сложных в берестяном ремесле. Сверху и снизу поясок равный 1 сантиметру, который пришивается в виде зигзага. На боковой шов, также накладывается поясок. Крышка и донце примерно на 0,5 см по диаметру больше, чем сам туес. Донце пришивается, а для того чтобы крышка держалась, на середину крышки приклеивают несколько слоёв толстого или гофрированного картона равного диаметру туеса. - Скажите из скольких деталей будет состоять наше изделие? - Какие инструменты нам понадобятся? - А из какого материала выполнен наш туес? - Действительно, туес сделан с помощью имитации бумаги под берёсту. А как это сделать, запишем план работы на доске. |
|
V. Подготовка к практической работе, составление плана Слайды 10-14 Пункт №2 сделать очень качественно, без пробелов!!! |
План работы
Сборка (Приложение 2):
|
|
VI. Повторение правил безопасности |
- ТБ при работе с ножницами, иголкой. Проявить аккуратность при работе с тушью и красками! - Давайте в каждой команде выберем ответственного, который будет отвечать за приготовление смеси и контролировать всю деятельность. - Рекомендую всей команде тонировать бумагу в один цвет! |
|
VII. Практическая работа |
Учитель координирует и контролирует всю работу, разъясняет в индивидуальном порядке. |
|
VIII. Физ. минутка |
На каждом уроке продумывается своя, например, танец народов ханты – различные движения под удары бубна или движения животных (прыжки «молодого зайчика»), либо прослушать звуки природы, и пр. – на усмотрение учителя. |
|
IΧ. Итог урока Слайд 15 |
- С каким поделочным материалом мы познакомились? - Как можно изготовить данное изделие без использования берёсты? - Для чего используют ханты данный туес? - Чем интересен орнамент народов Севера? - Пожалуйста, поставьте все свои работы на выставку. Приберите рабочие места, особо уделите внимание чистоте парт. - Спасибо за урок. |
Использованная литература
Банников В.Н., Петрук О.И. Изобразительное искусство в национальной школе: Метод. Пособие. – Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2005.-62 с.