Танграм

Разделы: Математика


Тип урока: комбинированный, с применением компьютерных технологий.

Цели:

Образовательные – познакомить учащихся с историей возникновения геометрии, с простейшими геометрическими фигурами на плоскости. Развивать пространственные представления и конструкторские умения учащихся.

Развивающие – развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся на уроке с помощью решения задач исследовательского характера, интеллектуальные качества личности школьников такие, как самостоятельность, способность к оценочным действиям, обобщению, быстрому переключению; способствовать формированию навыков самостоятельной работы; формировать умение четко и ясно излагать свои мысли.

Воспитательные – прививать учащимся интерес к предмету с помощью изучения истории развития науки геометрии, применения информационных технологий (с использованием компьютера).

Задачи:

1. Формировать у учащихся понятия и представления о геометрических фигурах .
2. Развивать умение сравнивать.

Вступление:

Древние греки занимались геометрией, не только измеряя земельные участки и расстояния до кораблей в море. Они любили геометрические игры. Одна из них называлась “стомахион”.

Слайд 1.

В этой игре надо было из 14 частей квадрата складывать различные фигуры. Греки на столько увлекались игрой стомахион , что сам великий ученый Архимед написал о ней сочинение, благодаря которому мы и узнали об игре.

Похожей игрой развлекались и древние китайцы. Только они делили квадрат не на 14, а на 7 частей, и называли свою игру “чи-чау-тю” (что означает “хитроумный узор из семи частей”).

Слайд 2.

В наше время игра известна как танграм.

Слайд 3.

Как надо разрезать квадрат для этой игры? Учитель на доске показывает процедуру деления квадрата. (Для дальнейшей работы заранее приготовлены наборы танграм по количеству учащихся.) Сначала проводится диагональ. Затем соединяются середины верхней и левой грани. Пока получилось 3 части. Из середины получившегося отрезка проводим отрезок в нижний правый угол квадрата. И из этой же точки проводим параллельную прямую до полученной ранее диагонали. Для получения последней 7 части необходимо опустить перпендикуляр из середины левой стороны к диагонали квадрата. При этом получились знакомые нам геометрические фигуры.

Слайд 4.

Давайте, перечислим эти фигуры (ребята должны узнать прямоугольно равнобедренные треугольники, квадрат и параллелограмм.).

Традиционно шесть из полученных частей (треугольники и квадрат) красили с одной стороны в чёрный цвет, а седьмую – параллелограмм с двух сторон, чтобы её можно было при желании переворачивать на другую сторону. Но можно и в любой понравившийся вам цвет.

Слайд 5.

Предлагаю сейчас из полученного вами набора собрать квадрат.

Слайд 6.

Игра состоит в том, чтобы из полученных частей складывать различные фигуры. Это могут быть животные или растения. Дома, люди и многое другое. При этом в каждой фигуре должны быть использованы все семь частей танграма. Как вы полагаете, что можно сказать о площадях получившихся различных фигур? Поскольку, все фигуры состоят из одинаковых частей, то они будут, имеют одинаковую площадь.

Посмотрите на экран. Узнаёте, какие животные изображены с помощью частей танграма? Слайд 7.

Попытайтесь сложить такую же фигуру. При этом советую начать с того чтобы найти  место самому большому треугольнику. Кто справился МОЛОДЦЫ! А у кого пока не получилось, посмотрите на экран. И вы увидите подсказки.

Слайд 8.

Об увлекательности этой игры говорит то, что французский император Наполеон, который после военного поражения был сослан на остров Святой Елены, часами занимался там складыванием фигур танграма.

В современном Китае проходят настоящие турниры по игре в танграм. Смысл, которых состоит в том, чтобы за наименьшее время собрать как можно больше различных фигур. Перед вами ещё несколько примеров изображений животных.

Слайд 9.

Узнаёте? Правильно, это кошка.

Слайд 10.

А теперь попробуйте сложить вот этого милого, доброго ослика ИА из сказки Винни-Пух.

Слайд 11.

Можете воспользоваться подсказкой.

Слайд 12.

Особенность нашего урока состоит еще и в том что, мы с вами будем учиться собирать фигуры, используя компьютера.

И я передаю слово учителю информатика, который подскажет вам, как справится с этой задачей. А вам выдаю задание составить одну из следующих фигур.

Слайд 13.

Ребятам выдаётся раздаточный материал аналогичный слайду 13.

Блок учителя информатики.

Для выполнения поставленной учителем математики задачи будем использовать программу обработки векторной графики CorelDraw. Запускаем эту программу и открываем файл с изображением квадрата, разделенного на семь частей. Рядом с квадратом расположен образец фигуры,  заранее созданной из частей квадрата.

Для выполнения задания Вы должны освоить некоторые приемы работы в программе. Эти приемы мы отработаем на примере фигуры, представленной в качестве образца. (В разных программах однотипные операции выполняются разными способами, поэтому в этом описании не указываются конкретные действия по выполнению тех или иных операций)

Первая операция: выделение.
Вторая операция: перемещение.
Третья операция: поворот (также, поворот на угол, кратный 150).
Далее последовательная сборка фигуры по образцу.

Теперь выделяем все 7 частей фигуры и закрашиваем в один цвет.

Теперь Вы научились выполнять основные действия в программе и попробуйте выполнить полученное задание по сборке какой-либо из предложенных фигур.

Далее учитель математики: Я надеюсь, игра вам понравилась.  Вы обучите этой древней забаве своих родителей.

И вместо просмотра очередного сериала всей семьёй будете собирать различные фигурки. И устраивать семейный турнир по танграм.

Вы знаете, что 2008 год объявлен годом семьи. Скоро состоится районная олимпиада компьютерной графики на тему “моя семья”, посвящённая году семьи. В ней примет участие ученик 11 “А” класса нашей школы Андреев Аркадий, представив на суд жюри свою работу, выполненную в технике танграм. Эту работу имеем возможность посмотреть и мы.

Слайд 14.

Интересны и задачи, в которых складывают фигуры из частей, состоящих из нескольких квадратов. Такую игру называют полимино.

Презентация