Цели:
- получить знания из истории заселения Краснодарского края казаками;
- развивать чувство любви и ответственности за культурное наследие родного края;
- воспитание патриота, знающего и уважающего традиции своего народа, труженика, любящего свою землю, гражданина, готового защищать своё Отечество;
- формирование у подростков уважительного отношения к трудовым и ратным подвигам старшего поколения;
- развитие чувства милосердия, толерантности друг к другу и окружающим;
- развитие творческих способностей учащихся.
Ход мероприятия
1. Звучит песня "Моя земля - мой Краснодарский край":
С Кавказских гор, чтоб встретиться с лиманом,
Река Кубань привольная бежит,
А за грядою горным великаном
Синее море Чёрное лежит.
Быть может, гряда горная, как роскошь,
Покрытый пляжем Черноморский рай.
А для меня до самого погоста -
Моя земля, моя земля, моя земля - мой Краснодарский край...
2. Слово ведущим.
Ведущий 1:
- Кубань... Много написано произведений о родном крае, о его славной истории, тревогах казаков, их заботах. Наш край славен богатейшим народным творчеством.
Ведущий 2:
- В стародавние времена среди русских людей бытовала легенда о том, что есть на свете богатейший край, прозванный Кубанью. Там, под царственным шатром Кавказа, омываемые черноморскими и азовскими волнами, лежат невиданной щедрости земли и ждут к себе человека-труженика. И пришёл он, крепкий духом и не знающий устали, казак, и освоил плодоносные кубанские земли. Верой и правдой стал служить своему Отечеству.
Ведущий 1:
- Всё может родная Кубань. Может накормить вкусным хлебом, напоить родниковой водой, удивить своей красотой. И только защитить сама себя она не может... Поэтому защита Отечества и родной Кубани - долг тех, кто ест её хлеб, пьёт её воду, любуется её красотой...
3. Чтец 1:
"Даровання воля" Сергей Хохлов
Кубань влекла нас плодородием,
Безбрежьем, трав степных игрой
И мы её назвали Родиной,
Назвали матерью родной.
Казак страдал по ней в туретчине,
Страдал, шагая по неметчине,
И плакал, в горькую траву
Роняя буйную главу.
И не просил награды-ордена,
Просил лишь, чтоб в последний миг
Над ним светилось небо Родины,
Где слышен вольной птицы крик...
4. Слово ведущим:
Ведущий 2:
- Это прозвучало стихотворение кубанского поэта Сергея Хохлова, который любит и воспевает свою малую родину. А сколько таких Сергеев, Иванов, Алексеев? Беззаветно любя Кубань, они жизнь посвящали ей, свой талант, свои силы...
- А теперь перенесемся в глубины истории...
Россия... 18 век...
Ведущий 1:
- Раньше южная граница России проходила по реке Ея, что течёт на севере нашего края, а после победы над турками - по реке Кубани. Под началом А.В. Суворова солдаты построили линию укреплений. Её требовалось охранять. И повелела императрица Екатерина Вторая переселиться на Кубань черноморским и донским казакам. А кто такой казак? Образ его нам помогут раскрыть следующие участники. Им слово.
5 . Сценка 1. "Кто такой казак?"
/Сценку ведут ребята-казачата в костюмах из средних классов/
1 ученик: - Казак - удалая, отважная неустрашимая голова.
2 ученик: - Казак - лихой, смелый, неутомимый наездник.
3 ученик: - В походе и на фронте терпелив, вынослив, неприхотлив; на ходу скоро ест, мало спит и всегда начеку.
4 ученик: - Казак скор и подвижен, как вьюн, гибок, как молодой стебель, как прибрежный тростник.
5 ученик: - Казак - бойкий, с доброй улыбкой и щедрой душой.
6 . Слово о Екатерине Великой.
1. Ведущий 2:
- История Кубани тесно связана с именем императрицы Екатерины 2. Имя её свято для каждого современного казака. "Я гожусь только для России", - говорила Екатерина2. Немка, она навсегда стала русской: приняла православие, выучила язык, русские обычаи. Её отличали ум и выдержка. Екатерина 2 считала, что Россия непременно должна занимать активную позицию на мировой арене. Императрица была очень набожной и себя считала защитницей Русской православной Церкви. Сторонница Просвещения, она любила ярких, талантливых людей. Этого достаточно, чтобы мы с благодарностью вспоминали её имя.
2. Голос Екатерины 2 записан под фонограмму:
- Ой Кубань-земля! Ширь просторная, степь раздольная, землепашцу рай! Ты прими, Кубань, казаков лихих войска славного, черноморского. Привечай, Кубань, вольных воинов. Покажи красу берегов своих...
3. Экскурсовод:
- Благодарные кубанцы всегда хотели увековечить в бронзе свою благодетельницу. Идею воздвигнуть памятник императрице предложил археолог, историк,общественный деятель Е.Д.Фелицын ещё в 1882 году. Скульптура работы известного мастера, академика Императорской Академии художеств Михаила Осиповича Микешина (1835-1896) была установлена в Екатеринодаре на Атаманской площади 6 мая 1907 года. Постановлением Совета народных комиссаров памятник Екатерине Второй был разобран, сдан на хранение и в исторический музей и... не сохранился. Сейчас монумент восстановлен одним из самых известных скульпторов Кубани А.Аполлоновым. Аналогов ему в России нет.Это настоящий "исторический театр в бронзе". В семифигурной композиции вся история освоения Кубани. На высоком постаменте возвышается бронзовая фигура императрицы, изображённой в царственной порфире и с атрибутами монаршей власти в руках. Композиция нижней части памятника рассказывает историю казачьего войска. Здесь на белом никеле золочеными буквами дан полный текст дарственной грамоты. Изображены исторические личности, которые имели прямое отношение к образованию войска и переселению его на Кубань: князь Потёмкин, войсковой судья А.Головатый, первый атаман войска Сидор Белый, второй атаман Захарий Чепега. А с противоположной стороны пьедестала изображена бытовая сценка: слепой кобзарь с бандурой в руках и рядом мальчик-поводырь...
7. Слово о А.В. Суворове:
1. Ведущий1:
- Александр Суворов... С этим именем тесно связана история нашей станицы.
2. Ведущий 2:
- Согласно указу императрицы А.В. Суворов на правом берегу Кубани заложил несколько укреплений. Одна из них - крепость Павловская - была названа в честь родившегя царевича Павла, позже переименована в Кавказскую. Сюда по приказу Екатерины Второй и переселились донские и запорожские казаки. Через годы и столетия образ Суворова, его мысли остались в истории станицы...
/Звучит фонограмма с голосом А.В. Суворова. Диалог с атаманом./
Ведущий 2:
- Нам есть чем гордиться и что беречь!
Ведущий 1:
- Нам есть чем гордиться и что беречь!
8. Сценка 2. "Нам есть чем гордиться и что беречь..." / Участники - ребята 6 класса , чтецы сценки №1/.
1 ученик: - Кубань - "житница России": даёт много хлеба для страны.
2 ученик: - Кубань - "здравница России": на минеральных источниках края поправляют своё здоровье миллионы людей нашей страны.
3 ученик: - Кубань - край изобилия плодов, погожих тёплых дней, разнообразия климатических зон, где неоглядная степь-кормилица соседствует с вековым лесом, а высокие горы Кавказа - с морским синим простором.
4 ученик: - Столица края - Краснодар. Его не трудно отыскать на карте. 45 параллель северной широты - расстояние равного удаления города от экватора и северного полюса.
5 ученик: - Кубань - "жемчужина России": здесь живут талантливые учёные, писатели, музыканты, художники, спортсмены.
9. Ведущий 2:
- Вот так и пересеклись история и современность. Много воды утекло с тех пор, но слава дедов и прадедов, их традиции и обычаи не должны быть забыты. Помните, что у казаков...
ДРУЖБА - обычай!
ТОВАРИЩЕСТВО - традиция!
ГОСТЕПРИИМСТВО - закон!
10. Ведущий 1:
- О молодецкой удали, храбрости и доблести казака спето немало песен. Они вошли в репертуар не только Кубанского казачьего хора, но и нашего станичного народного хора под руководством В. А. Беликова.
11. Выступление народного хора станицы Кавказской под руководством А. Беликова.