1. Дидактические и воспитательные возможности литературного краеведения.
Задачи всемерного повышения роли литературы в воспитании и образовании молодого поколения настоятельно требуют использования всех видов и форм работы, в том числе и литературного краеведения.
Его ценность заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, прививает им любовь и уважение к истории и культуре родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью.
Современные методисты, краеведческий принцип обучения рассматривают как полнокровный самостоятельный принцип обучения, который отвечает всем педагогическим принципам и подкрепляется большой практикой учителей.
Краеведение нацеливает учащихся на познание истории и культурных объектов своей малой родины и вводит региональный компонент образования в общекультурный блок.
Своеобразными разновидностями краеведения являются лингвистическое и литературное краеведение (в целом филологическое), обогащающее общее краеведение и усиливающее его образовательное и воспитательное значение.
Д.С.Лихачев придавал особое значение занятиям литературным краеведением, он писал: «Огромную роль в формировании интеллигентности играет память, которая связывает человека с его прошлым. Огромную роль на этом пути играет книга, являющаяся проводником в разные эпохи и к другим народам. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране - к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем к человеческой культуре…».
Большое воспитательное и образовательное значение имеет собирание местного фольклора. Не в стенах школы, не по книгам, а в живом, непосредственном общении с народом ребята приобщаются к неисчерпаемому поэтическому источнику народной фантазии и мудрости, сокровищницы души народа. Увлекательная работа по собиранию фольклора будит у учащихся интерес к славному прошлому нашей Родины.
Произведения фольклора, услышанные в живом исполнении сказителя (певца), помогают ощутить красоту устного народного творчества, приучают любить мелодию народной песни и живую народную речь, доставляют эстетическое наслаждение, развивают художественный вкус.
Знакомство с жизнью и творчеством писателя помогает учащимся лучше понять художественную правду его произведений, красоту языка, глубину мыслей и чувств. Параллельное изучение национальной и русской литературы в школах союзных и автономных республик, национальных округов и автономных областей, многочисленные примеры взаимосвязи культур братских народов помогают в обогащении и разнообразии тематики и форм работы, являются благодатной почвой для патриотического и интернационального воспитания.
Посещение мест, воспетых в художественной литературе, вызывает обостренное чувство красоты природы. Знакомство с работой сотрудников музеев-усадьб по сохранению природы заповедных мест, что связано с проблемами воспитания чувства бережливого отношения к природе, желания принять участие в мероприятиях по ее охране. Духовный подъем, вызванный пребыванием в заповедных местах, радость познания, обилие впечатлений, памятные встречи - все это может вызвать у школьников стремление занести свои впечатления в дневник. Ведение дневника, в свою очередь, способствует обогащению словарного запаса, воспитывает интерес к литературному творчеству.
Участие в поисковой и исследовательской работе помогает воспитанию самостоятельности, творческого подхода к делу. Выполнение заданий государственных и научных организаций по сбору литературно-краеведческих материалов, содействие в охране памятников культуры, активное участие в пропаганде литературного краеведения воспитывают у школьников сознание общественной значимости проводимой ими работы, стремление стать полезным для общества человеком.
2. Периодические формы внеклассной работы по литературному краеведению (литературные праздники).
1. Литературно-краеведческие вечера.
Заметным событием в жизни школьного литературного краеведения последних лет явилась программа внеклассных и внешкольных занятий, рассчитанная на начинающих учителей-краеведов. Краеведческие вечера невозможно организовать при отсутствии нужного материала. Требуется серьезная подготовка: определение темы и цели вечера, отбор материала, значительного в идейном и художественном отношении, составление программы и т. д. Важно, чтобы вечер получил именно краеведческую окраску и отличался бы от обычных литературных. Для накопления материала могут быть проведены туристические поездки и походы по литературным местам, организовано изучение литературных произведений местных авторов, переписка и встречи с ними. Все это не может не натолкнуть учащихся на мысль о проведении литературных вечеров: юным краеведам хочется рассказать о том, что они увидели, услышали, узнали в результате занятий краеведением. Вечер и будет своеобразным отчетом о большой работе юных краеведов. Литературно-краеведческие вечера, несомненно, оставляют неизгладимый след в памяти их участников, помогают ближе узнать и полюбить литературу, развивают художественный вкус. Возможны классные и общешкольные литературно-краеведческие вечера. Тема классного вечера, как правило, значительно уже общешкольного, рассчитана на небольшой круг участников и не требует продолжительной подготовки. Наоборот, школьный литературно-краеведческий вечер предполагает длительную и многостороннюю подготовку многих учащихся. В последние годы получили распространение литературно-исторические и литературно-географические вечера на местном материале. Они помогают удовлетворению запросов учащихся, любящих литературу, историю, географию. В программе вечера может преобладать литературный, исторический или географический материал. Но во всех случаях важно, чтобы краеведческий вечер имел четкую идейно-тематическую направленность, способствовал нравственному и эстетическому воспитанию учащихся. Тематика литературно-исторических и литературно-географических вечеров многообразна. Она охватывает историю края и его природные особенности, жизнь, культуру и быт населения в прошлом и в наши дни. Вот несколько примерных тем: «Родные просторы», «Пути-дороги родного края», «По историческим местам нашего города», «Прошлое родных мест», «Природа и люди родного края»,
В программу входит подготовка художественного чтения и пересказа отрывков из художественных произведений, чтение в лицах, постановка отдельных сцен из пьес. В программу вечера включаются также музыкальные номера и песни в исполнении учащихся. Пополнению словарно-фразеологического запаса учащихся, проявлению их находчивости помогают литературные игры и викторины. Для присуждения премий за лучшие выступления на вечере и ответы на вопросы викторины назначается жюри, куда входят учителя-словесники, активные члены кружка и др. представители. Ежегодно в рамках проекта «Литературный Сталинград», проводится вечер « Сталинград в литературе и искусстве», где звучат стихи К. Симонова, Е.Долматовского, А.Яшина и др. поэтов, а также отрывки из произведений наших классиков о Сталинграде. А вечер, посвященный творчеству М. А. Шолохова, прошел, на наш взгляд, очень интересно, так как ребята рассказывали о традициях местного казачества, предварительно собрав об этом материал, да и страницы произведений писателя звучали по - новому для учащихся.
Интересно на наш взгляд пройдет вечер лирики, где выступят многие ребята, подготовившие стихи разных поэтов, живущих в Волгограде. Так большую помощь в подготовке этого вечера может оказать литобъединение «Парнас», которое берет под свое покровительство молодых поэтов города. Ребята не только смогут читать стихи, но и комментировать, объясняя причину выбора именно этого стихотворения.
2. Встречи.
Наиболее простая с точки зрения организации и активности учащихся, литературные встречи. Это приезд в школу по специальному приглашению писателя, литературоведа, друга или современника поэта или писателя. А также человека, с которым интересно пообщаться школьникам, который может увлечь ребят. В процессе, во время выступления и после него, как правило, завязывается беседа. Некоторые выступления записываются на магнитофон, а потом эти записи используются на уроках и во внеклассной работе, прослушиваются на заседании совета клуба.
Встречи с писателем требуют определенной подготовки. Чем больше узнают учащиеся о его жизни и творчестве, тем лучше. Это повысит интерес к его личности и книгам. По совету учителя школьники знакомятся с биографией писателя, читают доступные произведения. Некоторые готовят для громкого чтения понравившиеся стихи и отрывки из прозы. Солисты и юные музыканты разучивают песни, написанные композиторами на слова поэта. Иногда возможны простейшие литературно-краеведческие разыскания учащихся старших классов, связанные с предстоящей встречей: беседы со старожилами о писателе-земляке, знакомство с описанными в его произведениях местами, фотографирование памятных мест, например, дома, в котором он родился или жил. Немало забот ложится на плечи словесника. Вместе с учащимися он обдумывает, как лучше устроить выставку книг писателя, что показать на ней из литературного творчества школьников, как оформить стенную газету, посвященную этому событию.
3. Концерты.
Во многих школах систематически практикуются литературные концерты, организуемые с помощью филармонии, актеров, певцов. В школу приезжают мастера художественного слова и выступают с концертной программой. Часто они сопровождают чтение рассуждениями, воспоминаниями. Получается не просто концертное выступление, а встреча, разговор, общение.
На концерты приглашают актеров, которые читают стихи, отрывки из постановок наших театральных трупп, а так же исполнители старинных романсов, песен. Об актерском выразительном чтении уже шла речь. Здесь можно только подтвердить еще раз неоспоримую силу познавательного и эмоционального воздействия, которое оказывают литературные концерты на учащихся. Концерт можно провести и силами самих учащихся, на нем могут звучать, как и стихи, так и песни.
3. Постоянные формы внеклассной работы по литературному краеведению (литературные объединения).
1. Кружковая работа.
Кружковая работа по краеведческой литературе в школе находит большее распространение среди старшеклассников. Однако при должном руководстве в среднем звене она также вызывает интерес учащихся и приводит к ощутимым результатам. Кружок литературных краеведов объединяет учащихся средних или старших классов, интересующихся жизнью родного края, его природой, бытом, историей и культурой. Участие в занятиях кружка дает возможность школьникам проявить себя в роли собирателей и исследователей литературы родных мест, готовит ревностных пропагандистов художественного слова, помогает развитию творческих способностей молодежи.
В книге П. Г. Воробьева, посвященной описанию работы литературно-краеведческого кружка, так определяются его задачи:
- углубить и укрепить знания по литературе, полученные на классных занятиях;
- применять эти знания к изучению литературной жизни местного края;
- понять органическую взаимозависимость местной и общенациональной литературы;
- развить умение связывать изученную в классе литературу прошлого с жизнью своей родины в настоящем;
- уяснить роль общественной среды, в условиях которой формировались характер, мировоззрение и творчество писателя; осознать значение органической связи писателя с людьми и местом его рождения и воспитания;
- выявить и усовершенствовать навыки исследовательской работы; развить наблюдательность и умение оперировать фактами жизни при изучении любимого предмета.
К этому надо добавить, что литературно-краеведческий кружок призван также, прививать учащимся любовь к народному творчеству и родной литературе, помогать формированию их художественного вкуса. Не следует опасаться того, что иной раз краеведческие интересы школьников выходят за рамки кружка и последний теряет свои отчетливые контуры. В ряде случаев кружковые занятия учащихся могут переходить в общешкольные (литературно-краеведческие экскурсии, походы), и наоборот, нередко лишь кружок способен наиболее полно ответить на запросы пытливых. Только, найдя дело по душе и по силам, школьники будут захвачены им, по-настоящему увлечены. Юные краеведы собирают местный фольклор, читают и обсуждают произведения писателей-земляков, ведут розыски литературно-краеведческого материала, участвуют в разборе творчества кружковцев. Таково общее содержание работы. Внеклассная работа – самая распространенная форма внеурочных занятий по литературе. Внеклассная работа задает тон ломке методических стереотипов и рождает новые подходы к преподаванию литературы, становится своеобразной лабораторией творчества словесника Внеклассная работа по литературе - явление многовариантное. Взаимодействие разных видов искусства (литература и театр, музыка, живопись и др.), освоение конкретной литературной темы, разных видов деятельности школьников. Самостоятельным направлением во внеклассной работе является литературное краеведение. Маранцман В.Г. писал: «Литературное краеведение помогает в привычном обыденном окружении обнаружить высокую культурную тенденцию... Культура начинается с памяти. Человек, чувствующий слои прошлых времен, которые его окружают, повседневно не может вести себя как дикарь. Литературное краеведение оживляет опыт прошлых поколений в непосредственной, конкретной, наглядной форме». Краеведение в широком плане - это и знакомство с памятными местами, отмеченными пребыванием в них писателя, судьбами его героев.
Опыт многих школ и внешкольных учреждений показывает, что основной, самой распространенной начальной формой организации литературно-краеведческого коллектива школьников является кружок с фиксированным составом участников. Это объясняется необходимостью специальной подготовки актива: расширение общего кругозора, систематизация знаний по истории культуры родного края, накопление навыков исследовательской, поисковой и оформительской деятельности. В дальнейшем актив кружка станет организатором общешкольной работы по литературному краеведению (ядром литературно-краеведческого общества). По содержанию деятельности литературно-краеведческие кружки могут быть различными:
- фольклорные;
- фольклорно-этнографические;
- кружки по изучению народного художественного творчества (включая народное поэтическое и песенное творчество);
- историко-литературные (по изучению литературной истории родного края, современной литературной жизни своего города, села);
- жизни и творчества писателя-земляка;
- литературно-творческие, работающие по краеведческой тематике;
- по изучению истории названий населенных пунктов (топонимические).
В деятельности литературно-краеведческого кружка ведущее место занимают следующее виды работы:
- Самостоятельная работа учащихся по сбору материала о различных сторонах жизни города и области, который может быть использован для бесед, письменных работ по литературе и русскому языку.
- Переписка и встреча с писателями.
- Организация экскурсий по местам, связанным с жизнью или творчеством писателей.
- Изучение произведений писателей, посвященных родному краю.
В каждой области найдутся свои объекты поиска, связанные с литературным краеведением. Работа эта увлекает учащихся, прививает любовь к родному краю и его культуре, воспитывает чувство интернационализма.
2. Клубы.
Литературное краеведение в школьном литературном клубе - часть его работы, тем неменее оно занимает довольно значительное место. Поездки учащихся литературно-краеведческого характера классифицируются следующим образом:
- поездки с целью сбора дополнительных литературных материалов, представляющие собой один из видов поисковой литературной работы, имеющие характер исследования;
- поездки с целью знакомства с памятными литературными местами, имеющие характер экскурсии;
- поездки с целью пропаганды творчества писателя.
На практике все эти вида литературного краеведения взаимопроникающи, и очень редко учащиеся отправляются в путь, ставя перед собой только одну из указанных задач. Но в любой литературной экспедиции, как мы называем эти поездки, какая-нибудь задача все же является главной, определяющей, остальные решаются попутно. Все литературные экспедиции завершаются отчетом на совете клуба, который сопровождался вручением фотографий, вещей, документов, дневниковых записей, оформленных в альбомах. Иногда материалы литературных экспедиций могут получать выход в экспозицию в виде стендов, витрин. Литературные экспедиции всегда возглавляются учителями. Не обязательно это были словесники, но в этом есть и своя положительная сторона: преподаватели других предметов также литературно образовывались и воспитывались, приобщались к литературе и, особенно к клубу, в работе которого они, таким образом, принимали непосредственное участие. Одна из оправдавших себя форм работы школьного литературного клуба - клубная, массовая, имеющая целью способствовать углубленному литературному образованию учащихся. Она заключает в себе организацию литературных встреч, вечеров, читательских конференций, диспутов, литературных концертов, просмотров кинофильмов и театральных спектаклей с последующим обсуждением, посещение музеев и выставок. Значение этой работы, состоит, прежде всего, в том, что она дает учащимся дополнительные литературные знания, которые имеют весьма разносторонний характер.
Читательские конференции как форма клубной работы чрезвычайно распространены в школах и библиотеках. Читательские конференции проводятся не часто, пожалуй, даже еще реже, чем литературные вечера. Они требуют еще более серьезной подготовки. Прежде всего, необходимо организовать массовое чтение книги учащимися, предварительно настроив их на чтение, заинтересовать их краткой, но интригующей аннотацией (разумеется, устной). Можно рассказать об авторе, об истории создания; можно подойти с другой стороны - осветить морально-этическую проблему, поставленную в книге. Обычно мы даем краткий вопросник, помогающий учащимся в процессе чтения заострить свое внимание на важных для обсуждения вопросах. Едва ли не самым трудным бывает организовать обсуждение таким образом, чтобы оно прошло активно, естественно, живо и чтобы учащиеся не просто пели дифирамбы писателю, а анализировали проблемы, поставленные в книге, задавали вопросы. Мы не видим ничего неудобного и неприличного в том, что учащиеся на читательской конференции выступают с критикой данной книги или отдельных ее элементов. Чаще всего проводятся читательские конференции с участием авторов. Это, естественно, усиливает интерес ребят.
4. Организация кабинета литературного краеведения.
Данный вариант кабинета по литературному краеведению всего лишь виртуальная попытка автора представить модель своего видения этого воспитательного и образовательного объекта. Тем более что в образовательных учреждениях страны накоплен большой опыт работы по этому направлению. Главная задача таких музеев заключается в том, чтобы передать творческую обстановку, среду, в которой жил и работал известный поэт, писатель, что повлияло на развитие его как творца. Письменные источники, в особенности рукописи и книги с авторскими замечаниями, становятся реликвиями такого типа музеев. Интересно заметить, что такие экспонаты способны выступать и в качестве носителей общественной памяти, «являясь сосредоточением информации об историческом прошлом человечества, отражением реалистичных явлений общественной жизни», и, одновременно, предметами, способными оказывать на зрителя эмоциональное воздействие. Мы можем почерпнуть из написанного в них какую-либо значимую информацию, а так же получить эстетическое переживание лишь от одного только созерцания таких экспонатов музея.
В Волгограде существует музей-квартира поэта Михаила Луконина. Именно в этом камерном помещении проводятся разнообразные литературные встречи. Здесь хранятся более двух тысяч экспонатов. Музей-квартира М.Луконина – это филиал Волгоградского областного краеведческого музея.
1. Библиотека кабинета
№ |
Содержание |
1 |
Книги, статьи по литературному краеведению |
2 |
Карты, справочная литература о родном крае |
3 |
Произведения живописи, фотографии |
4 |
Материалы экскурсий, походов (дневники, видеофильмы, аудиозаписи) |
5 |
Портреты писателей, поэтов, связанных с нашим краем |
6 |
Методическая литература по краеведению в помощь учителю |
7 |
Методическая литература по краеведению в помощь ученику |
2. Информационные ресурсы кабинета.
№ |
Содержание |
1 |
Книжные витрины различной тематики (книги местных авторов, подарки, редкие книги и т.д.). |
2 |
Стенды с экспозициями |
3 |
Уголок «Пиши и говори правильно». |
4 |
Уголок «Сегодня на уроке». |
5 |
Карты для подготовки учителя к уроку (см. приложение 1, приложение 2). |
6 |
Литературная карта района, города, области. |
7 |
Библиографии на тему: «Наш край в художественной, мемуарной, научно-популярной литературе», «Русские и зарубежные писатели и наш край». |
3. Формы работы с учащимися.
№ |
Содержание |
Классы |
1 |
Уроки литературного и лингвистического краеведения. |
5–9 |
2 |
Работа кружка краеведческой направленности. |
7–9 |
3 |
Литературно-краеведческие вечера. |
9–11 |
4 |
Литературно-краеведческие турниры, викторины, устные журналы. |
5–9 |
5 |
Заочные экскурсии по литературным местам края для младших школьников и их родителей. |
1–4 |
6 |
Фольклорные праздники. |
5–8 |
7 |
Конференции по книгам местных авторов. |
9–11 |
8 |
Встречи с писательской интеллигенцией. |
9–11 |
9 |
Книжные выставки. |
4–11 |
10 |
Топонимические исследования (проектная деятельность). |
7–9 |
4. Формы работы с педагогами.
№ |
Содержание |
Учителя |
1 |
Методическое объединение учителей русского языка и литературы. |
Учителя русского языка. |
2 |
Учительские конференции. |
Учителя русского языка и истории. |
3 |
Работа творческих групп над проектами. |
Учителя, увлекающиеся краеведением. |
4 |
Презентации книжных новинок. |
Работники библиотеки. |
На базе кабинета 2–8 (учитель Ситникова Т.В.) ведется активная работа по созданию такого кабинета. Собран богатый информационный материал, ведется работа по трем проектам «Гении проездом», «Литературный Сталинград», «Литературная летопись края».
Описанные далее внеклассные мероприятия были созданы и апробированы автором, активно применяются им в рамках модераторской деятельности (МОУ учителей, в работе профильного лагеря «Товарищ» и т. д.).
Внеклассное мероприятие «Литературный казачий круг» (5–9-е классы).
Вступительное слово учителя: Вы бывали когда-нибудь на казачьем круге? Пожалуй, нет. Что ж, вас ожидает приятный сюрприз! Оглянитесь вокруг: казаки у нас есть, гости приглашены. Пора и круг начинать! Только будет он у нас не обычный, а литературный. Сегодня у нас будет и урок, и концерт, и своеобразный казачий круг.
Мы с вами перенесемся в мир романтики, казачьей удали. Узнаем немало интересного о казачестве, об его истории, современной жизни, традициях.
(Звучит песня «Казачья» в исполнении А. Розенбаума).
Чтец 1:
Чтобы матерь-Русь не забижали,
Вновь шагнуть, готовы в стремена…
Казаки в запасе не бывали.
Казаками Родина сильна.
Чтец 2: (слова А.В. Туроверова, 1858)
Много лет Войску Донскому,
Много лет нашим донцам,
Атаману войсковому,
И станицам и полкам!
Наши сотни, наши пики.
Чтец 1:
Страшны, памятны врагам.
Мы с казачьим нашим гиком
Бьем нещадно басурман.
Только враг зашевелится-
Наш казак уж на коне,
Рубит, колет, веселится
В неприятельской стране.
Слово учителя: Ребята! Давайте совершим экскурсию в историю казачества.
- Кто такие казаки? Как они появились в нашем крае? (Индивидуальное сообщение по книге В.Шалыгина «Мой край родной, казачий»).
- Инсценировка (Приведение к присяге атамана).
- Указ императрицы Екатерины II о казаках (Наизусть читает ученица).
Слово учителя: В творчестве донского писателей Крюкова Ф.Д тема казачества нашла яркое отражение. И сейчас мы поработаем с художественным текстом этого писателей. Посмотрим описание местного колорита, традиций, обычаев донского казачества и, действительно ли, казачьему роду нет переводу.
1-я группа: Рассказ Ф.Крюкова «Казачка».
- Творческий путь писателя (индивидуальное сообщение).
- Высказывания писателей и современников о рассказе Ф.Крюкова «Казачка» (индивидуальное сообщение).
2-я группа: Анализ текста произведения (учащиеся зачитывают и анализируют).
- описание роли женщины- казачки;
- песня «Встань, красавица- казачка у плетня»
- описание казачьего быта;
- знакомство с работой «Донской женский народный костюм» (презентация);
- Праздник Троицы (религиозные представления казаков);
- работа над особенностями речи донского казачества (по «Большому толковому словарю донского казачества», 2003).
Слово учителя: Действительно, казачьему роду нет переводу. Спасибо, ребята, за работу на уроке. На нашем круге много гостей и мне хочется пригласить на наш литературный круг одного из них.
Библиотекарь: Обзор книг по теме: «Мы казачьего рода».
Чтец 1: (Слова А.А. Леонова, 1855).
За курганом пики блещут,
И повсюду слышно было,
Что донцы домой идут.
Подходили к Дону близко,
Всколыхнули ратный строй,
Поклонились Дону низко:
«Здравствуй, наш отец родной!».
Чтец 2:
А река кипит и блещет,
И бурливою волной
И вздымается, и плещет
С пеной на берег крутой.
«Что, кормилец, ты сердишься?
Али нас ты позабыл?
Али в нас ты не вглядишься?
Али нас ты разлюбил?»
Чтец 1:
«Не сержусь на вас я, дети! –
Шумно Дон проговорил.-
Нет, я рад, что Бог вас, дети,
Поздорову воротил.
А без вас мне грустно было,
Вспомянулась старина.
Вы пришли – не стало силы:
Слезы брызнули до дна!».
Слово учителя:Наш интересный и необычный урок подходит к концу. И самое время немного... поиграть. Начнем нашу игровую программу по теме урока.
- Аукцион книг и фильмов о казаках. Как мы уже убедились, тема казачества широко отражена в русской литературе. По многим произведениям созданы художественные фильмы. Давайте же их вспомним. Итак, проводим словесный аукцион. Правила его просты: вы поочередно говорите названия книг, фильмов о казачестве. Тот, кто скажет название последним – становится победителем. Примерные ответы: «Тихий Дон», «Даурия», «Ермак», «Капитанская дочка».
- Теперь давайте вспомним песни о казаках, ваша задача продолжить строчку песни («По Дону гуляет…», «Пчелочка златая…», «При лужке…»).
- Наш словесный аукцион продолжается. Теперь, давайте вспомним, какие чины и звания существуют в казачьих войсках (атаман, урядник, есаул, сотник...).
- И завершающей будет блиц-викторина по теме казачества.
– что означает слово есаул (перевод с тюркского – начальник);
– во сколько лет казаки заканчивали службу? (61 год);
– что такое башлык (шапка на привязи);
– есть такой казачий обычай: перед боем командир выстраивал казаков и, глядя на них, решал, кому какую решать задачу; идти в атаку, остаться в тылу и т.д. тут многое решала... (серьга в ухе).
Слово учителя:Молодцы, ребята! Вы продемонстрировали хорошие знания, и. надеюсь, что узнали немало интересного о казачестве. (Звучит песня «Казачья» в исполнении А. Розенбаума).
Внеклассное мероприятие «Наш город в названиях», для учащихся 5–7-х классов.
Цель мероприятия: углубить знания учащихся в области ономастики, развивать «чувство» языка.
Условия: предварительно некоторые учащиеся получают следующие задания:
- выяснить мотивацию урбанизмов;
- выделить группы урбанизмов по языку-источнику;
- обратить внимание на группу собственных имен, которые стали названиями некоторых внутригородских объектов.
(Звучит песня о городе Волгограде. На эпипроекторе – слайды города).
Слово учителя:Наш город молодеет, расширяется, отстраивается. За последние 10 лет стало появляться множество новых общественных учреждений, магазинов, фирм, центров и т.д., которые получили свои названия. Сегодня мы с вами познакомимся с нашими урбанизмами, т.е. именами внутригородских объектов, выясним, откуда произошли эти слова, есть ли у них перспектива долго прожить, насколько они эстетичны. Давайте вспомним, как раньше назывались наши кинотеатры.
Учащиеся:«Салют», «Октябрь», «Родина», «Комсомолец», «Мир», «Ударник».
Учитель: Кто может объяснить происхождение этих слов?
Ученик:Эти слова появились в советскую эпоху и стали названиями культурных центров. Они «помечены» идеологией. Например, кафе «Огонек», ресторан «Юбилейный», гостиницы «Октябрь», «Советская» и др.
Учитель:А теперь давайте посмотрим, какие урбанизмы возникли за последние годы. Каких названий больше: русских или иноязычных? Обратите внимание на то, что названия – это вторичная жизнь слова. Слова, которыми названы внутригородские объекты, существовали с каким - то значением до того, как стали урбанизмами. Выясните первичные значения этих слов.
1-й ученик:Очевидна определенная тенденция в названии внутригородских объектов иностранными словами:
- аптека «Sana» – лат. «здоровье»;
- бар «West» – англ. «запад»;
- бар «Cite» – англ. «огород»;
- аптека «Valeas» – лат. «будьте здоровы»;
- парикмахерская и книжный магазин «Ника» – греч. «победа»;
- магазин «Диамант » – фр. «блестящий» –драгоценный камень.
2-й ученик:В названиях внутригородских объектов используются русские слова:
- магазин «Колобок»;
- гостиница «Дружба».
Учитель:Ребята, вы, наверное, обратили внимание на то, что, кроме нарицательных имен, в названиях активно используются и собственные имена. Какие же группы собственных имен участвуют в образовании урбанизмов?
3-й ученик:
- имена людей (антропонимы): салон «Кристина», магазин «Людмила», «Натали», кафе «Валерия» и др.;
- разновидность антропонимов – мифологизмы: магазин «Атлант», «Артемида», «Меркурий», «Олимп», «Диана», кафе «Пегас»;
- название городов, географических мест (топонимы): гостиница «Волгоград».
Учитель: Как вы думаете, каких имен в урбанизмах больше: мужских или женских? Почему?
1-й ученик:Мне кажется, что в названиях преобладают женские имена. Так как владельцами фирм, магазинов, салонов и др. заведений обычно являются мужчины, то они называют их в честь любимых женщин.
2-й ученик:Источником прекрасного всегда были женщины, поэтому их имена вошли в названия урбанизмов. Например, парикмахерская «Натали», минимаркет «Алина», магазин «Людмила», кафе-бар «Марина», туристическая фирма «Виктория» и т. д.
Учитель:Всегда ли мы можем определить по названию, что продают в магазине? Давайте проведем небольшую викторину. Определяя первичное значение слова-названия, вы должны предположить, что продается в магазине, и отметить адекватность урбанизма.
Слова для викторины:
- Сапфир – драгоценный камень (ювелирный магазин);
- Белая мышь
1) небольшой грызун с острой мордочкой, усиками и длинным хвостом;
2) устройство ввода информации, манипулятор мышь (Электронный магазин); - Нептун – морской бог (рыбный магазин);
- Изюминка – своеобразная прелесть, нечто особенное (магазин детской одежды);
- Каприз – мелкая прихоть (парикмахерская).
Учитель: А теперь нам предстоит дать название свое фирме. Для первого ряда: ресторан, видеозал, обувной магазин. Для второго ряда: турагентство, мебельный магазин, салон красоты. Для третьего ряда: юридическая контора, хлебный магазин, парикмахерская. (На обдумывание не более 3-х минут).
Учитель:А теперь давайте вспомним, как назывались раньше наши магазины.
Учащиеся: «Одежда», «Продтовары», «Промтовары», «Спорттовары», «Канцтовары», «Ласточка», «Старт».
Учитель: Названия были связаны с функциями магазинов; в «Продтоварах» – продукты, в «Канцтоварах» – канцелярские принадлежности и т.п. Они очень редко имели образные названия: «Детский мир», «Золотой ключик». Сейчас же наоборот, источником урбанизмов являются имена с разными значениями. Но для нас важно не только смысловое соотношение с тем, что этим именем называется, но и эстетика названия, благозвучие. Какие урбанизмы вам кажутся более выразительными с точки зрения эстетики: «Спорттовары», «Продукты», или «Натуся», «Фиеста», «Каприз», «Чародейка»? За счет чего в этих названиях достигается благозвучие?
Учащиеся:Благозвучие достигается за счет уменьшительного суффикса – инк- (изюминка), оттенок ласкательности придают суффиксы – еньк - и – уся (Сашенька, Натуся), не менее приятен для слуха звуковой комплекс слов: каприз, ивушка, снежинка, азалия и т.д.
Учитель:Названия внутригородских объектов – одна из немаловажных проблем культур речи. Эта эстетико-лингвистическая категория волнует и специалистов-языковедов, и множество любителей и ревнителей русского слова, кроме, наверное, работников, несущих за это непосредственную ответственность. Регистрация урбанизмов производиться хаотично, без учета национальных традиций, культуры, менталитета носителей языка. Огромный поток иностранных слов, большинство из которых нефункционально и немотивированно в нашей речи, становиться названиями внутригородских объектов. Я думаю, что сегодняшняя игра заставила вас задуматься над этой проблемой. И если вам в будущем придется именовать какое-либо учреждение, ваш выбор будет обдуманным, с учетом тех позиций, о которых мы сегодня с вами говорили. Сегодня мы узнали только малую часть о названиях и истории нашего города, вы можете самостоятельно продолжить свои исследования.
Познавательная игра «Литературные крестики-нолики» для учащихся 9–11-х классов.
Цели и задачи игры:закрепить знанияпо литературе родного края. Игра призвана решать такие задачи как: воспитание гордости и ответственности за культурное наследие своего края, вносит разнообразие в уроки литературы, истории, краеведения; способствует творческому развитию детей.
Оборудование:игровое табло, выставка книг волгоградских авторов, карта Волгоградской области, фотоматериалы, бумага для записей, протокол игры для жюри.
Краткое описание игры:В игре принимает участие две команды по 5–6 человек в каждой. Команды располагаются за отдельными столами. Жюри оценивает каждый конкурс установленным заранее количеством баллов, которые они отмечают в протоколах. Право выбора первого хода достается команде, которая лучше всех выступила в первом конкурсе. Игра идет по принципу классических «крестиков- ноликов», до победы одной из команд. После каждого хода обе команды получают одинаковое задание, жюри выбирает сильнейшего в каждом из них, победитель делает следующий ход. Если для обеих команд возникает невозможность дальнейшего хода, то победа присуждается по очкам.
Сценарий:приветствие участников, представление команд, объяснение правил игры, представление жюри.
1. Конкурс «Разрешите представить».
Команды выбирают себе одно из названий нашего города Царицы – Сталинград – Волгоград. В течение 5 минут создать синквейн по этому слову.
Царицын |
|
|
Сталинград |
|
|
Волгоград |
Провинциальный, купеческий. |
|
|
Героический, великий. |
|
|
Современный, авангардный. |
Появился, развивается, процветает. |
|
|
Победил, защитил, отстроился. |
|
|
Растет, хорошеет, радует. |
Моя малая Родина. |
|
|
Спас мир от фашизма. |
|
|
Самый лучший город Земли. |
Раритет. |
|
|
Город- герой. |
|
|
Наш дом. |
Команда, чей синквейн набрал большее количество баллов, открывает табло.
Маска, я тебя знаю |
Народная мудрость |
Гении проездом |
По дороге к храму |
Книжная полка |
Я памятник себе… |
Флора и фауна |
Литературный Сталинград |
К ступеням Парнаса |
2. Конкурс «Маска, я тебя знаю».
Из художественных произведений зачитываются описания исторических личностей, их надо узнать и объяснить, как они связаны с нашим краем.
3. Конкурс «По дороге к храму».
Командам выдаются фотоматериалы с храмами города, затем ведущий зачитывает стихотворения или описания об этих храма, учащиеся поднимают фотографию с ответом.
4. Конкурс «Флора и фауна».
Каждая команда устно отвечает на две загадки и выполняет письменное задание.
Прочитайте предложения. Замените каждое нужным словом.
Самое крупное животное края. (Лось). Эта рыба расположена на первом гербе Царицына (осетр). Так хазары называли Волгу (Итиль). Этот зверек величиной с ежа живет в озерах и бассейнах Дона, Волги и почти всю жизнь проводит либо под землею в норе, либо, плавая у самого дна водоема в поисках добычи, кроме Волгоградской области обитает на юге Франции, в Пиренеях. (Выхухоль).
Прочитайте стихотворения. Угадайте последнее слово.
Это в книге есть строфа
В области птица есть …(дрофа).Следы веков минувших –
Их время не разрушит –
Хранят надежно горы
Камышинские … (уши)Рыбака, поди, спроси
В Волге ловят… (караси).На физкультуре прыгай так
Как быстрое животное … (сайгак).
5. Конкурс «Народная мудрость».
Собрать рассыпанные казачьи пословицы и поговорки, кто быстрее.
Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет. И один в поле воин, если он по-казачьи скроен. Казан проверяют по звону, а казака по слову.
6. Конкурс «Книжная полка».
Командам дается по 5 обложек книг, на которых написано только их названия, надо вписать имя автора. В качестве подсказки можно назвать имена авторов, которые написали эти книги в произвольном порядке.
7. Конкурс «Литературный Сталинград».
В этом конкурсе надо соотнести имя автора и информацию о нем (см. задания к районному туру олимпиады).
8. Конкурс «Гении проездом».
Ведущим зачитывается информация о писателе, связанная с нашим краем, надо узнать имя этого великого писателя или поэта.
Есть в Волгограде старая улочка, которая удачно вписалась в современный архитектурный облик города. Эта улица носит имя великого русского поэта. Она начиналась от берега Царицы и шла параллельно Волге, пересекая Царицынскую (ныне Краснознаменская), Успенскую (им. Ленина), и Спасскую (им. Володарского), до Александровской площади (площадь Павших борцов). Во время Великой Отечественной войны, улица была практически разрушена, в ходе ожесточенных боев за центр города. В его «Истории Пугачева» немало говорится о царицынском Поволжье. В ней упоминаются такие населенные пункты Волгоградской области, как Камышин, Дубовка, Сарепта, Красный Яр. Он как редактор журнала «Современник» дружил, вел активную переписку со многими литераторами нашего края (Губером, Е.Бернетом и Сухоруковым). На протяжении многих лет в нашем городе активно работает общество его имени, благодаря которому, был открыт памятник поэту (скульптор Фетисов).
9. Конкурс «Я памятник себе…»
Каждой команде выдается фотография памятника, надо рассказать о нем.
- Кому и за что поставлен этот памятник?
- Кто является его скульптором?
- В каком районе города он находится?
9. Конкурс «К ступеням Парнаса».
Конкурс проводится по принципу игры в «Города», команды по очереди называют имена волгоградских поэтов и писателей, побеждает та команда, которая произнесет последней.