В данное время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, - происходит смещение усилий с усвоения знаний на формирование компетентностей, акцент переносится на личностно-ориентированное обучение. Но, тем не менее, урок был и остается главной составной частью учебного процесса. Учебная деятельность учащихся в значительной мере сосредоточена на уроке. Качество подготовки учащихся определяется содержанием образования, технологиями. В данное время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, - происходит смещение усилий с усвоения знаний на формирование компетентностей, акцент переносится на личностно-ориентированное обучение. Но, тем не менее, урок был и остается главной составной частью учебного процесса. Учебная деятельность учащихся в значительной мере сосредоточена на уроке. Качество подготовки учащихся определяется содержанием образования, технологиями проведения урока, его организационной и практической направленностью, его атмосферой, поэтому необходимо применение новых педагогических технологий в образовательном процессе.
Цели использования информационных технологий:
1. Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества через: - развитие конструктивного, алгоритмического мышления, благодаря особенностям общения с компьютером; - развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности; - формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (при использовании табличных процессоров, баз данных).
2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества: - подготовка обучаемых средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности
3. Мотивация учебно-воспитательного процесса: - повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий; - выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности. Направления использования ИКТ. В изучении школьного курса химии и биологии выделяю несколько основных направлений, где оправдано использование компьютера:
- наглядное представление объектов и явлений микромира;
- изучение производств химических продуктов;
- моделирование химического эксперимента и химических реакций;
- система тестового контроля - подготовка к ЕГЭ.
Широкое использование анимации, химического моделирования с использованием компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся. Не только учитель может проверить знания ученика, используя систему тестирования, но и сам ребенок может контролировать степень усвоения материала.
Использование виртуальных экскурсий значительно расширяет кругозор ребенка и облегчает понимание сути химических производств. Но я считаю, что главное достоинство компьютерного проектирования на уроке химии – его использование при рассмотрении взрыво- и пожароопасных процессов, реакций с участием токсичных веществ, радиоактивных препаратов, словом, всего, что представляет непосредственную опасность для здоровья обучаемого.
Знает каждый до полной ясности,
Что опасно в лаборатории:
Чуть ошибся, и в крематории.
Ну, а здесь ты как в санатории,
Это техника – без опасности!
Формы использования ИКТ применяемые мною на уроках.
- Использование готовых электронных продуктов
- Использование мультимедийных презентаций
- Использование ресурсов сети Интернет
- Использование программного обеспечения SMART Board
- Использование ИКТ в сочетании с методом проектов
- ИКТ в сочетании с модульным обучением (МО)
Каково влияние использования информационно-коммуникационных технологий на ученика? - ИКТ способствует повышению познавательного интереса к предмету;
- ИКТ содействует росту успеваемости учащихся по предмету;
- ИКТ позволяет учащимся проявить себя в новой роли;
- ИКТ формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;
- ИКТ способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.
Каково влияние использования информационно-коммуникационных технологий на учителя?
ИКТ дают:
- экономию времени на уроке;
- глубину погружения в материал;
- повышенную мотивацию обучения;
- интегративный подход в обучении;
- возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов; - возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока;
- привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию.
Формы использования ИКТ.
1. Использование готовых электронных продуктов позволяет интенсифицировать деятельность учителя и ученика, позволяет повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны химических и биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности. Я в своей работе использую несколько готовых ИКТ продуктов: “1С: Репетитор”, “Неорганическая химия Кирилла и Мефодия”, “Органическая химия Кирилла и Мефодия”, “химия XXI век: опыты со взрывами и без”, “Виртуальная лаборатория.8-11 класс”, а так же создала несколько своих адаптированных электронных учебников, которые можно рассматривать как варианты учебников для дистанционного обучения:
- Тестирование по курсу химия
- Учимся решать задачи по химии
- Основы органической химии
- Основы общей и неорганической химии
2. Использование мультимедийных презентаций.
Позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся.
Если презентация станет основой урока, его "скелетом", то необходимо выделить этапы урока, четко выстроив логику рассуждения от постановки цели к выводу. В соответствии с этапами урока определяем содержание текстового и мультимедийного материала (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, аудио- и видео- фрагменты). И только после этого создаем слайды, в соответствии с планом урока, в программе Power Point. Для большей наглядности можно ввести настройки демонстрации презентации
Презентация позволяет упорядочить наглядный материал. На большом экране можно иллюстрацию показать фрагментами, выделив главное, увеличив отдельные части, ввести анимацию, цвет. Иллюстрацию можно сопроводить текстом, показать ее на фоне музыки. Ребенок не только видит и воспринимает, он переживает эмоции. Л.С. Выготский, основоположник развивающего обучения, писал: "Именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса. Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связывалась с новым знанием. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика".
. Форма презентации позволяет эстетично расположить материал и сопроводить слово учителя медиаметафорами на всем пространстве урока. Мои уроки все сопровождаются мультимедийной презентацией, причем такую обширную медиатеку мне помогли создать мои учащиеся, ведь презентация – это и вариант домашнего задания.
Вот, например презентация из 29 слайдов, составленной мной для урока “Посвящение в химики”, 8-й класс.
Целью данного урока являлись:
- Обобщение знаний по теме: “Первоначальных химических понятий”
- Умение составлять химические формулы, уравнения реакции, определять их тип
- Умение решать задачи с использованием понятий “моль”, “молярная масса”.
- Проводить эксперимент по разделению смесей
- Проверка владения понятийным аппаратом
- Осуществление раскрепощенного контроля
- Предупреждение болезненной реакции на оценки
- Осуществление деликатного и дифференцированного подхода
- Развитие навыков сравнения, выделения главного, обоснования ответов
Применяемые методические приемы:
- Расшифровка посланий
- Игра “ соответствие движению”
- Химическая доска объявлений
- Игровые и дифференцированные домашние задания
- Химические загадки
- Терминологические игры
- График оценок
содержание слайда |
Лестница знаний: рисунок в виде лесенки, на каждой ступени которой написан этап урока загадки, Доска объявлений, Знание терминов, Знание определений, Шарада, Явления в химии, по мере перемещения от одного этапа к другому, на экране появляется лестница знаний. |
Фото рукописного варианта периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева |
Химические загадки: |
|
|
|
Химическая доска объявлений: Ячейка – квартира Период – этаж Группа - подъезд |
1. Породистый элемент из 4 подъезда
потерялся. Нашедшего вернуть в квартиру 6 за
вознаграждение 2. Господин из квартиры 1 ищет спутницу жизни для создания прочного водородного соединения 3. Гражданин из 6 подъезда окислит любой металл за символическую плату. 4. Господин из 5 подъезда примет в дар три электрона. Обращаться в квартиру 7 5. О пытные специалисты, за символическую плату помогут разжечь костер. Юридический адрес: 6 подъезд, 3 этаж, квартира 16. |
Исчезнувшие слова:
|
Химические реакции – химические явления, явления делятся на химические и физические |
Химические явления – способность данного вещества превращаться в другие вещества, при этом может
Физические явления – изменение формы и агрегатного состояния веществ, новые вещества не образуются |
Определите о каком явлении идет речь:
|
Расшифровка загадочного послания: |
Домашнее задание:найти в
дополнительной литературе сообщение о том,
почему
|
Провести домашний эксперимент :
|
3. Использование ресурсов сети Интернет.
Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции) и становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки:
- целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам;
- видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении.
4. Использование интерактивной доски и
программного обеспечения SMART Board (ПО,
предназначенное для интерактивной доски).
Преимущества для преподавателя:
- позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса.
- поощряет импровизацию и гибкость, позволяя преподавателям рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов.
- позволяет сохранять и распечатывать изображения с доски, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала.
- вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.
Преимущества для учащихся:
- делает занятия интересными и развивает мотивацию.
- предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков.
- учащиеся начинают понимать более сложный материал в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала.
- позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям.
- учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
- отсутствует необходимость в клавиатуре, чтобы работать с этим оборудованием, таким образом повышается вовлеченность учащихся начальных классов или детей с ограниченными возможностями.
У современных методик ведения уроков есть много сторонников, но не меньше противников. В защиту данных методик мне хотелось бы сказать следующее: мы должны идти в ногу со временем и говорить на одном языке с нашими учениками, и NITI методики помогают в этом. Ведь как сказал академик Сахаров “Сама техника не может быть опасна или не опасна. Все зависит от целей человека, который с ней работает.”