Цели:
1) пропаганда книги для предмета математики в
ходе нетрадиционного занятия;
2) развитие межпредметных связей (литература,
история, библиография, умение работать с
библиотечной книгой, справочником, словарем);
3) развитие логического мышления;
4) проверка качества знаний студентов.
Оборудование: плакат “Книга – источник знаний”, ноутбук, видеопроектор, экран, презентация, учебники, справочники, словари, калькуляторы, таблички с номерами команд и жюри, задания командам и болельщикам.
Ход турнира
И этот час, и наш турнир
Науке посвящается,
Что математикой у нас
С любовью называется.
Вступление: По традиции, студенты получают знания от преподавателя – основного и наиболее компетентного источника знаний. Знания преподавателя – это огромный багаж, собранный по крупицам из учебников, методических пособий, энциклопедий, художественной литературы + огромный педагогический опыт. И все это богатство мы передаем студентам. Но жизнь не стоит на месте. Пришло время добывать знания самому! На своих занятиях практикую следующее. Выдаю тему занятия и предлагаю в учебнике найти материал, освещающий данную тему, выбрать главные понятия и основные свойства. Работа для первокурсников сложная, но коллективно выполнимая. Некоторый итог этой работы на данном турнире хочется получить. В связи с этим проводится интеллектуальный турнир “Книга – источник знаний”, в котором вы покажете умение пользоваться любой литературой для достижения поставленной цели.
– Дать определение термина “турнир” и объяснить его связь с нашим мероприятием;
“Турнир – форма проведения личных или командных соревнований при числе участников более двух. Различают две основные системы: круговая (каждый встречается один или несколько раз со всеми) и олимпийская, или кубковая (с выбыванием проигравших в очередном туре” – трактовка из Большого энциклопедического словаря.
Турнир будет проводиться среди четырех команд из двух групп: ТЛ – 11 и ТД – 11, а так же среди трех команд болельщиков.
– определение команд: по две команды от групп ТЛ – 11 и ТД – 11 под номерами с 1 по 4; остальные – болельщики, распределенные на три группы.
Определять лучшую команду будет жюри. Дайте трактовку этому понятию.
“Жюри – группа специалистов, решающих вопрос о присуждении премий и наград на конкурсах, турнирах, спортивных состязаниях и т.п.”. Жюри – слово англо – французского происхождения.
– определение жюри: председатель – заведующая библиотекой Килина И.П., преподаватели математики Захарова Г.М. и Михайлова Ф.Д.
– выступление заведующей библиотекой Килиной И.П. о месте книги в жизни человека;
Сегодня наш турнир – это еще одно подтверждение тому, что книга – неиссякаемый источник знаний. Еще в Х веке известный писатель и философ Д.Дидро говорил: “Люди перестают мыслить, когда перестают читать”.
Если окунуться в историю, то мы видим, что все развитие человеческого разума связано с книгами и библиотеками. Это совсем была неспокойная история. За книги сражались, их сжигали, теряли, находили, отрывали в толще погребенных временем городов. Спасали от вражеского нашествия как самое дорогое. В Средние века книги были настолько дороги, что особо ценные экземпляры приковывали к стене, чтобы читатели не смогли унести их с собой.
Сегодняшняя же библиотека – это информационный центр. В ней наряду с бумажными носителями появляются электронные книги, на любой запрос читателя можно найти исчерпывающий ответ в Интернете. Поэтому все больше наши читатели теряют интерес к книге.
Но наряду с этим библиотека остается уютным уголком, воплощением тишины, покоя, порядка. Это обыкновенное и в тоже время удивительное место, потому что в этом помещении живут книги.
Мы привыкли к книге, редко думаем о ней как о чуде, как о сокровище, и бывает, что не всегда ценим и бережем ее. Но вдумайтесь: ведь книга до недавнего времени была единственным средством передачи знаний от поколения к поколению.
Современный человек находится перед Гималаями библиотеки в положении золотоискателя, которому надо отыскать крупинки золота в массе песка.
Мы в библиотеке провели небольшой анализ читаемости в ваших группах. В разряд лучших читателей попали студенты группы ТД – 11:Рябухин Дмитрий, Дутова Олеся, Торгунаков Сергей, ТЛ – 11: Малахов Антон и Колупаева Людмила. Я думаю, вы должны равняться на них.
Я, пользуясь случаем, приглашаю вас в нашу библиотеку, ведь у нас в фонде есть очень много разножанровой литературы – это и приключенческая литература, и фантастика, и историческая, и детективная. Кроме этого мы выписываем большое количество периодических изданий разных направлений. Я уверена, каждый из вас сможет выбрать себе чтение по вкусу.
А в заключение я хотела бы вам дать наставление: любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку.
Помня эпиграф турнира “Книга – источник знаний”, пользуясь имеющейся на столе учебной и справочной литературой, найти максимально возможное число источников, излагающих материал по данному заданию.
– выдача задания командам:
1 тур
(время – 5 минут)
№ п/п | Задания |
Название учебника, автор |
Параграф, страница |
1. | Свойства логарифмов. | 1. 2. 3. и т. д. |
|
2. | Четность и нечетность функции. | 1. 2. 3. и т. д. |
|
3. | Уравнение касательной и нормали к кривой. | 1. 2. 3. и т.д. |
|
4. | Интегрирование методом замены переменной (методом подстановки) | 1. 2. 3. и т.д. |
|
5. | Знаки значений синуса, косинуса, тангенса и котангенса по четвертям. | 1. 2. 3. и т.д. |
По итогам 1 тура в игре остаются команды, занявшие 1,2 и 3 места.
Пока жюри проверяет работы, предлагаю задачу на смекалку:
Петя взял три листа бумаги. Некоторые из них он разрезал на три части. Некоторые из получившихся кусков он снова разрезал на три части, и так несколько раз. У Пети оказалось 1984 куска бумаги. Докажите, что он неверно их пересчитал.
(Ответ: разрезая лист бумаги на три части, мы увеличиваем число кусков на два. Поэтому общее число кусков должно оказаться нечетным.)
2 тур
(время – 4 минуты)
№ п/п | Задания |
Название учебника, автор |
Параграф, страница |
1. | Определение предела числовой последовательности. | ||
2. | Формулы дискриминанта и корней квадратного уравнения. | ||
3. | Определители третьего порядка и их свойства. | ||
4. | Определение логарифма. | ||
5. | Таблица простейших тригонометрических уравнений. |
По итогам 2 тура в игре остаются команды, занявшие 1 и 2 места.
Пока жюри проверяет работы, предлагаю вставить в каждую из пословиц имя числительное (на экране текст пословиц)
1. Все за одного, ... за всех.
2. Не имей ... рублей, а имей ... друзей.
3. ... раз примерь, ... раз отрежь.
4. за ... зайцами погонишься, ни ... не поймаешь.
5. Ум хорошо, а ... лучше.
3 тур
(время – 3 минуты)
№ п/п | Задания |
Название учебника, автор |
Параграф, страница |
1. | Определение производной функции в точке . | ||
2. | Таблица производных. | ||
3. | Основные свойства неопределенного интеграла. | ||
4. | Таблица неопределенных интегралов. | ||
5. | Тригонометрические функции, их графики. |
По итогам 3 тура определяется победитель.
Пока жюри подводит итоги, предлагаю ответить на вопросы:
1. Оцените на глаз расстояние от одной стены
кабинета до другой.
2. Какова высота здания техникума?
3. Какова примерно масса учебника математики
Богомолова?
4. Сколько понедельников может быть в одном
месяце?
5. Сколько летних воскресений может быть в году?
Сколько выходных дней в летних каникулах студентов?
– задание болельщикам и командам, выбывающим из турнира. В.Маяковский сказал: “Книга – книгой, а мозгами двигай!”
Вывод: не смогли взять первенство в турнире, решайте – двигайте мозгами!
Задание для болельщиков |
||
1 команда |
2 команда |
3 команда |
Решить квадратное неравенство |
||
> 0 |
0 |
< 0 |
Вычислить логарифм |
||
Определить знак функции |
||
Найти производную функции |
||
Вычислить неопределенный интеграл |
||
– Конкурс на личное первенство в конкурсе “Составь математические слова”
Фирма + гол |
Логарифм |
Утка + бура |
Кубатура |
Флора + ум |
Формула |
Жест + отвод |
Тождество |
Грамм + Аида |
Диаграмма |
Стакан + тон |
Константа |
Нотка + снег |
Котангенс |
– Пока жюри подводит итоги, предлагаю вашему вниманию презентацию “Интегралы”, выполненную студенткой группы ТД – 21 Крашенинниковой Анной.
– Вот и кончился турнир. Результат узнать пора:
Кто же лучше всех трудился и в турнире
отличился?
Жюри строго все считало, умножало, прибавляло
И вот вынесло вердикт: все активны и умны,
Но признать мы все должны:
Команда номером четыре вышла первой в сем
турнире.
– подведение итогов:
- лучшая команда турнира в знании учебной литературы;
- лучшая команда болельщиков;
- личная победа болельщиков;
- личная победа в конкурсах.
(Награждение по итогам турнира на заключительном мероприятии.)
– Заключение: Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.