Развитие различных видов мышления младших школьников на уроках математики

Разделы: Начальная школа


Проблема развития видов мышления учащихся (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического) на уроках математики состоит в создавшемся противоречии. С одной стороны методика владеет существенным арсеналом форм и методов, способствующих развитию того или иного вида мышления учащихся. С другой стороны недостаточно представлен комплекс заданий, решение которых направлено на многообразное соотношение этих видов мышления как необходимого условия плавного перехода от наглядно-действенного к словесно-логическому.

Если целенаправленно и систематически использовать задания, решение которых направлено на формирование таких мыслительных операций, как рассмотрение ряда предметов под одним и тем же углом зрения, классификация их по общности в одном признаке, переключение с одного аспекта рассмотрения на другой, осмысление конкретной ситуации с точки зрения математической зависимости, которые выступают в многообразных соотношениях наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления, то процесс развития различных видов мышления будет иметь качественные изменения от низшего (наглядно-действенного) к высшему теоретическому (словесно-логическому).

К моменту поступления в школу у ребёнка 6-7 лет уже должно быть сформировано наглядно-действенное мышление. Дети приходят в школу с разным уровнем общего психического развития, поэтому у них в силу разных причин могут отсутствовать не только зачатки наглядно-образного мышления, но и быть недостаточно развито наглядно-действенное, формирование которого в норме должно быть завершено к моменту поступления в школу.

Программа начального обучения предполагает решение такого вопроса, как развитие образного и словесно-логического видов мышления. Словесно-логическое мышление характеризуется использованием понятий и позволяет человеку познавать существенные закономерности ненаблюдаемые взаимосвязи явлений. Но результаты показывают, что при несистематическом подходе далеко не у всех учащихся начальной школы формируется словесно-логическое мышление.

Одним из важных направлений в решении этой задачи, выступает создание в начальных классах условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы.

Если говорить о настоящем состоянии современной начальной школы в нашей стране, что основное место все еще продолжает занимать учебная деятельность. На уроках по двум основным учебным дисциплинам – язык и математика – дети почти все время решают учебно-тренировочные типовые задачи. Их назначение состоит в том, чтобы поисковая деятельность детей с каждой последующей задачей одного и того же типа постепенно свертывалась и, в конечном счете, совсем исчезла.

Однако нельзя сказать, что в современной начальной школе вообще отсутствуют задачи поискового характера. Но, во-первых, решение таких задач доступно далеко не всем детям, а лишь самым сообразительным, и, во-вторых, решение этих задач носит необязательный характер.

Чтобы изменить положение,  целесообразно вести  обучение по учебникам И. И. Аргинской – один из возможных вариантов начального математического образоваяни. Оригинальность его в том, что оно способствует существенному восполнению содержания обучения заданиями, развивающими различные виды мышления. Использование учебника Аргинской И. И. способствует актуализации и углублению математических знаний при их использовании в новых условиях, создаёт условия для развития пространственного воображения и логического мышления. В начальных классах проводятся регулярные занятия, на которых любые дети – с разной интеллектуальной подготовкой: слабые и сильные – могли бы решать поисково-творческие задачи.

Главной задачей обучения в системе Л.В. Занкова является достижение оптимального общего развития каждого школьника на базе овладения знаниями, умениями и навыками при сохранении здоровья детей. Эти задачи должны решаться и в процессе изучения математики. Программа направлена на развитие познавательных способностей детей, поэтому в учебнике по математике содержится много заданий на развитие памяти, внимания, восприятия, развития, мышления. Обучение по учебникам Аргинской И.И. основано на дидактических принципах системы Занкова Л.В.

Обучение младших школьников математике по учебникам Аргинской И. И. создает большие возможности для осуществления теоретического способа решения задач, чем обучение по обычной программе. Одним из важнейших условий построения обучения является пробуждение самостоятельной мысли ребёнка, побуждение его к поиску самостоятельных решений вопросов, возникающих перед ним в процессе учения. Учащимся предлагается комплекс заданий, решение которых направлено на формирование различных мыслительных операций, которые выступают в многообразных соотношениях наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления.

Использование в обучении математики учебников Аргинской И. И. ведёт к интенсификации развития различных видов мышления младших школьников. Т.к. обеспечивается систематическая и целенаправленная работа учителя, направленная на выявление и применение оптимального содержания, форм и методов, способствующих положительной динамике развития мышления младших школьников от наглядно-действенного до словесно-логического; подбирается система заданий, воздействующая на всех детей: «визуалистов», «аудиолистов», «кинестетиков».

Работа по развитию различных видов мышления посредством обучения математике по учебникам Аргинской И. И. оказывает положительное влияние и на качество знаний учащихся по математике, повышает уровень математического образования младших школьников, развивает интерес к предмету, познавательную активность в обучении.