Привычка вдумываться в язык и в его выразительные средства абсолютно необходима, чтобы научиться писать грамотно в широком смысле слова, т. е. правильно строить фразы и подбирать такие слова, которые наилучшим образом выражают данную мысль.
Л. В. Щерба.
В родной школе МОУ «СОШ №57», работаю со дня её основания, вот уже более 23 лет, имею высшую квалификационную категорию. В своей работе стараюсь, чтобы дети более глубоко изучали русский язык, узнавали, какими выразительными средствами он обладает, научились их правильно употреблять в устной и письменной речи. Так, с первых лет своей работы знакомлю учащихся с фразеологизмами, т. к. удачно употреблённый фразеологический оборот оживляет речь, делает её более эмоциональной. Учителя-практики знают, как сложно, длительно по времени, ученикам даётся объяснение, казалось бы знакомого им фразеологизма. И здесь на помощь мне «пришёл» тестовый метод. В составленных мною карточках, ученикам предлагается соотнести фразеологический оборот с его объяснением, одновременно дети повторяют изученные орфограммы. Лишнее объяснение позволяет мне познакомить учащихся с новым фразеологическим оборотом, или вспомнить уже изученный ранее фразеологизм. Это помогает мне за более короткое время повторить фразеологизмы, правописание слов на изученные правила, познакомить с новыми фразеологизмами, обогащать ими устную и письменную речь.
Развитие познавательных интересов младших школьников – одна из важнейших задач начальной школы. Именно решение этой задачи определяет успех дальнейшего обучения детей. Считаю, что если на самом раннем этапе у детей появится желание узнать новое, преодолевать трудности, искать самостоятельно нужную информацию, то процесс формирования личности пойдёт ровнее, на более высоком уровне.
Одним из средств пробуждения интереса к предмету, по моему мнению, являются занимательные игры на уроках русского языка.
Кроссворды, ребусы, калейдоскопы, чайнворды, загадки, дополненные различными грамматическими заданиями, позволяет мне решать многие воспитательные и образовательные задачи при обучении.
Слова с непроверяемыми написаниями встречаются во всех темах, на протяжении всех лет обучения, и как важно, чтобы ученик мог видеть словарные слова в любом тексте, помнить их правописание, умело применять их в тексте. В активизации у ребёнка словаря на изученную тему, закрепление графического образа слов, помогают ему ранее перечисленные дидактические игры.
Данный урок можно сравнить с жемчужными бусами, где каждая бусинка в отдельности хороша, а все вмести они – прекрасное украшение. Так и в данном уроке – каждый этап урока будет хорошим украшением любого урока, а все вместе – занимают достойное место, как целостный урок развития речи.
В быстрой и качественной проверке знаний, умений и навыков учеников мне помогают «Графики». Этот вид работы я использую на протяжении всех лет обучения.
Никто ни будет спорить о том, как важна работа с текстом уже с начальной школы. Умение выбрать нужную информацию, редактировать, метко подбирать слова, для выражения своей мысли, помогают многоуровневые задания с текстом на уроках развития речи, риторики и т. п.
Часто на подобных уроках дети получают задание разукрасить картину карандашами, дополнив её рисунками, соответствующими теме словарными словами, или другой теме русского языка (правописание парных согласных). Данное задание помогает мне не только закрепить в игровой форме пройденный материал, но и поработать над мелкой моторикой руки ребёнка, что помогает им при письме.
Тип урока. Урок комплексного применения знаний и умений. Интегрированный урок развития речи.
Тема. Словарная работа на уроках русского языка, риторики, изобразительного искусства. Развитие устной и письменной речи.
Образовательная задача. Обобщение ранее изученных знаний и умений при работе со словарными словами; закрепить навыки правописания слов с непроверяемым написанием, умение выделять их в тексте, на рисунке, применять в устной и письменной речи; работать с текстом: удалять из него отрывок не соответствующий теме текста, распространять текст словарными словами и фразеологическими оборотами, с учётом разноуровневой подготовки учащихся.
Развивающая задача. Актуализация познавательной деятельности учащихся; развивать мышление, умение обобщать и выделять лишнее.
Воспитательная задача. Пробуждать интерес к языку, используя занимательные задания, интересные сведения о фразеологических оборотах.
Материально-техническое оборудование. Чёрно-белый рисунок «Зимние игры», «Графики» (2 варианта), чайнворд «Новогодняя ёлка», карточки с фразеологизмами, карточки с текстом (3 варианта) – Приложение.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
У. – Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какая чудесная предновогодняя погода стоит за окном! Так и хочется взять в руки санки, лыжи, коньки и отправиться на улицу. В выходной день так и поступят многие из вас. Сейчас поговорим, как это будет.
2. Сообщение цели урока
3. Повторение и обобщение знаний
А) В качестве разминки заполним «Графики». Вставьте в слова пропущенные буквы, постройте график. 2 вариант – постройте график и запишите словарные слова к слову погода, глядя на рисунок «Зимние игры».
(У каждого ученика индивидуальная карточка и чёрно-белый рисунок «Зимние игры»).
В начале проверяется график, а затем варианты слов к слову погода.
Рисунок 1.
Рисунок 2. «Графики».
Б) У. Скоро Новый год и Дед Мороз со Снегурочкой принесли нам в подарок праздничную ёлку, а под ней подарки. Но получить их можно лишь выполнив задание – заполнить «Чайнворд».
Что такое чайнворд?
Д. Слово чайнворд английского происхождения и означает цепь слов. Принцип игры заключается в том, что слова следуют одно за другим в виде цепочки, в которой последняя буква первого слова является первой буквой следующего.
Рисунок 3. Чайнворд «Новогодняя ёлка».
У. По каким признакам можно объединить эти слова?
Д. Эти слова – имена существительные, словарные слова.
У. Какие слова и по каким признакам можно назвать «лишними» и почему?
Д. Яблоко – существительное ср. рода. Это слово осталось белого цвета на ёлочной гирлянде.
Д. Дежурный одушевлённое существительное.
Д. Россия – имя собственное.
В) У. Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием. Подарок появился, но чтобы его открыть, нам нужно ещё немного поработать.
Прочитайте фразеологические обороты. Вставьте пропущенные буквы, а рядом поставьте букву, объясняющую его.
Дети работают по карточке № 2.
Рисунок 4.
У. Под какой буквой объяснение оказалось лишним?
Д. Лишним оказалось объяснение под буквой Г) внезапно, неожиданно появился кто-либо.
У. Кто из вас может назвать фразеологический оборот к этому объяснению?
Д. «Точно из-под земли вырос».
У. К какому персонажу рисунка можно отнести этот фразеологический оборот? (Рис. 1)
Д. К собаке, т.к. она появилась неожиданно перед мальчиком, что и стало причиной его падения.
Г) У. Правильно. Мало знать фразеологические обороты, мы учимся украшать ими нашу речь. И с этим связано наше следующее задание.
Посмотрите на рисунок (рис. 1). Кого изобразил на ней художник, мы узнаем из текста. (Карточка 3). Прочтите его, 2 и 3 варианты – дополните текст словарными словами, подходящими по смыслу (2 вариант – из слов для справок, 3 вариант – только с опорой на рисунок).
Какой текст у вас получилось? (Заслушать 3 – 4 учащихся).
У. Исключите из текста предложение не соответствующее теме текста.
Д. Коньки – это узкие стальные полозья, прикреплённые к обуви для катания на льду.
У. Верно. Придумайте заголовок к тексту.
Д. Зимние забавы (игры). Семейный отдых…
У. Включите, в текст, фразеологические обороты, где это возможно, как художественное средство придающее выразительность тексту. Спишите получившийся у вас текст, озаглавив его.
Рисунок 5. Вариант 1.
Рисунок 6. Вариант 2.
Рисунок 7. Вариант 3.
Дети выполняют работу, после чего заслушиваются рассказы 3-5 учеников. Особенно отмечаются работы тех детей, которые смогли употребить в тексте 3-4 фразеологизма.
У. Давайте ещё раз озвучим словарные слова, которые мы использовали в своих текстах, при описании картины.
Д. Мороз, собака, каток, быстро, одежда, улица, весело, ребята, погода, одежда, обед, ужин, отец, лопата и т. д.
У. Как вы считаете, какие словарные слова помогли бы нам ещё более полнее и красочнее описать картину на тему «Зима», «Зимние забавы»?
Д. Я думаю, что ребята, выходя на улицу, могут взять с собой свои любимые игрушки. Например, медвежонка, лисичку.
Д. А я захватил бы с собой морковку, чтобы сделать её носом снеговика.
Д. Мне кажется, что надо подумать и о птицах. Я бы повесил на дерево кормушку, а в ней прилетевших поесть синиц, снегирей, воробьёв.
У. Молодцы ребята, что не забываете о наших пернатых друзьях, которым зимой трудно добывать себе корм. Кормушка, сделанная нами, всегда полна зёрен.
Я предлагаю вам дополнить нашу картину рисунками, соответствующим выбранным вами словарным словам, разукрасить её. Посмотрите, как с этим заданием справился один из учеников, и нарисуйте свой вариант.
Рисунок 8.
4. Подведение итогов.
Организуется выставка рисунков учащихся.
Каждый ученик получает небольшой сувенир от Деда Мороза и Снегурочки.