Открытый урок по русскому языку для 4-го класса по теме "Правописание частицы «не» с глаголами"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи:

Образовательные:

  • познакомить с ролью частицы не, с её раздельным написанием с глаголами;
  • познакомить с глаголами – исключениями;

Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку

Развивающие:

  • развитие орфографической зоркости;
  • развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать;
  • расширять словарный запас учащихся;
  • содействовать развитию навыков коллективной, индивидуальной работы и работы в парах;

Оборудование: Учебник «Русский язык» (авторы С.В.Иванов, М.И.Кузнецова и др.)карточки с индивидуальными заданиями, магнитофон с записью звуков моря, наглядность на доску: остров Морфологии, тетрадь с печатной основой «Учусь писать без ошибок» (автор М.И.Кузнецова)

Ход урока.

I. Организационный момент.

Ребята, послушайте внимательно и подумайте, что напоминает этот шум? (звучит аудиозапись шума моря)

Сегодня мы отправимся в путешествие по морю Знаний на удивительный остров Морфологию, в страну Глагол. Мы узнаем . как пишется частица не с глаголом. Кто самое сильное звено в цепи путешественников? Кто быстрее и лучше справится с заданиями? Кого ждёт главное сокровище острова? Это мы узнаем в конце урока, а теперь – в путь.

II. Основная часть.

1. Повторение изученного

Откройте свои тетради и запишите дату нашего путешествия.

Двадцать первое октября.
Классная работа. 

а) индивидуальная работа по карточкам:

-выполнить синтаксический разбор предложения.(2 человека)

Яркая молния озарила сад и комнату.

- определить род у имён существительных: ( 2 человека)

Тётя, сахар, чтение, мороженое, морковь, меню, пони, сырость, здание, ковёр

- выполнить разбор по составу : ( 2 человека)

Побелка, дождливый, осиновый, бесшумный, журавлиная, осенний.

- печатная тетрадь стр.26, упр. 41( 2 человека)

б) словарная работа: (у доски с комментированием)

Аппетит, аппликация, километр, волшебник, обида, кроссворд, аллея.

Синтаксический разбор предложения ( у доски)

Осенний дождь барабанит в окно.

В то время. как вы выполняли задания, я получила морскую почту (в бутылке записка)

в) После её прочтения голова у меня заболела. Посмотрите, что в ней написано.

Кот пушок – бальшой проказник.
Он себе устроил празник.
Утром кот зобрался вбанку,
Сел у бабке всю сметанку.

- Вам необходимо отыскать все допущенные ошибки, объяснить орфограммы, подобрать где надо проверочные слова. ( Дети находят орфограммы, исправляют ошибки на доске и объясняют правила правописания )

- найдите в тексте слова - указывающие на действия предмета

- Что вы знаете о глаголе?

Физминутка.

Встали. Потянулись. Осмотрелись вокруг себя, присели – морская волна может вас замочить, послушали шум моря. и тихо сели за парты.

2. Изучение нового материала.

-Почему же путешественник допустил столько много ошибок?

(ответы детей записываются на доске)

Не учил учил
Не думал думал
Не слушал слушал
Не трудился     трудился
Не работал работал

Путешественник не сделал бы столько ошибок, если бы он…..( на доске появляется второй столбик)

- сравните по смыслу глаголы первого и второго столбиков( глаголы первого столбика отрицают действие)

- что указывает на отрицание действия? (маленькое слово не)

- Это маленькое слово называется частицей.

- Как же пишется частица не с глаголами?

Чтение правила в учебнике стр.81.

Не выучил, не делай,
Не знаешь, не спеши.
С глаголами отдельно
Частицу не пиши.

3. Творческая работа «Правила поведения на уроке»

Составить правила поведения на уроке употребив глаголы с частицей не. (выполняется в парах, затем каждая пара зачитывает свой правило)

Не опаздывай в школу.
Не разговаривай на уроке.
Не мешай своему соседу по парте.
Не рисуй на партах.
Не дёргай девочек за косички.
Не жуй после звонка на урок.

Физминутка для глаз.

4. Работа по учебнику. Выполнение упражнения 1.

Разбор упражнения по цепочке с объяснением.

(Раскрыть скобки , вставить пропущенные буквы, записать текст в тетрадь )

Упражнение 1

-Что ты в школе
Натворил?
- Я не дрался.
Не сорил,
И не бегал,
И не прыгал,
И ногами я не дрыгал,
И девчонок не дразнил,
И чернила не разлил,
Не валялся на полу,
Я стоял себе в углу.

- отрицательная частица не пишется раздельно с глаголами, но существуют глаголы – исключения :

Неволить ( что это значит?)
Ненавидеть ( что это значит?)
Негодовать ( что это значит?)
Недоумевать и др. ( что это значит?)

5. Работа с пословицами.

Начало от одной пословицы, а окончание от другой, помогите составить пословицу.

Кто (не)работает      (не) сидеть на печи.
Есть калачи торопись делом.
(Не) спеши языком тот (не)ест.

(Запишите в тетрадь любую одну пословицу)

6. А теперь я проверю, насколько вы были внимательны на уроке.

Поднимите руки над головой, если глаголы надо писать слитно и положите руки на стол, если писать надо их раздельно.

Ненавидеть, не решает, неволить, не бегает, не боится, недомогать, негодовать, не знает, не скучает.

III. Итог урока.

Хорошо мы поработали и клад острова найден. Давайте же подведём итоги, кому же достанутся главные сокровища – полученные знания. Кто сегодня был сильнее всех, кто оказался впереди?.

(подведение итогов, выставление оценок)

Домашнее задание стр.81 – правило, упр. 2