Цели урока:
- познакомить детей с басней И.А. Крылова “Стрекоза и Муравей”,
- развивать творческие способности учащихся через серию заданий на уроке,
- воспитывать негативное отношение к порокам людей.
1. Организационный момент.
– Что нового и интересного, дети, вы хотели бы узнать на этом уроке литературного чтения?
– Какие читательские навыки отработать на сегодняшнем уроке?
2. Речевая разминка.
– Эпиграф нашего урока – пословица:
Делу время – потехе час.
– Прочитайте эту пословицу в медленном темпе, быстром темпе, “птичьим базаром”, с вопросительной интонацией, с интонацией восклицания.
– Как понимаете значение данной пословицы?
Проблемный вопрос. Может ли данная пословица является эпиграфом нашего урока?
3. Введение в тему.
– Какую тему мы изучаем на сегодняшнем уроке?
“Труд человека кормит, а лень портит”.
– Назовите произведения из этой темы, наиболее запомнившиеся вам?
– К каким литературным жанрам относится эти произведения (сказка, стихотворение, рассказ)?
– Догадайтесь, произведение какого литературного жанра мы будем изучать на сегодняшнем уроке? (Запись на доске)
– Небольшой объём,
– герои-животные или растения,
– о животных говорится, как о людях,
– часто стихотворная форма,
– поучительность (обычно выделяется мораль). Басня.
4. Изучение нового материала.
а) Знакомство с биографией писателя.
Великий русский баснописец – И.А. Крылов.
– Как понимаете значение слова великий, русский и баснописец?
– Назовите произведения И.А. Крылова, которые вам знакомы?
– Какие пороки людей высмеивает автор в этих баснях? (лень, ложь, невежество).
Биографическая справка. И.А. Крылов.
б) Анализ названия произведения и иллюстрации к нему.
– Догадайтесь, как называется басня, с которой мы сегодня будем знакомиться?
На доске Карточки со словами “Стрекоза и муравей” разрезаются пополам, горизонтально и на доске прикрепляются так, чтобы части слов оказались смещёнными.
– Не птичка, а с крыльями.
– Сам мал, незаметно хожу, но больше себя ношу.
“Стрекоза и муравей”
– Какими вы представляете себе Стрекозу? Муравья?
Анализ иллюстрации в учебнике.
– Какой момент изображён на иллюстрации данной басни?
– Какое выражение лица у Муравья?
– Как выглядит на иллюстрации Стрекоза?
– Подумайте, какой диалог может происходить между Стрекозой и Муравьём? Почему?
в) Словарная работа.
– Догадайтесь, по какому принципу написаны данные незнакомые слова, прочитайте их.
– Объясните значение данных слов. Чтение слов справа налево.
МУК – крёстный отец по отношению к родителям крестника;
АДЖУН – бедность, нищета;
АВАРУМ – молодая трава;
ЕИНШЕВ ИНД – весенние дни.
г) Чтение басни “Стрекоза и Муравей” И.А. Крылова хорошо подготовленным учеником.
– Понравилась вам басня?
– Оправдались ли ваши ожидания при чтении этой басни?
5. Физкультминутка.
Фонограмма “Звуки леса”.
Игра: “Что я делаю, скажи, точно также покажи ”.
Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась,
Раз – росой умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела,
У реки остановилась,
Над водою закружилась.
6. Анализ литературного произведения.
а) Выразительное чтение басни учащимися.
– Почему автор написал в басне слова Стрекоза и Муравей с большой буквы?
– Какие пороки людей высмеивает И.А. Крылов в своей басне?
– Какие слова являются моралью данной басни?
– Как относится автор к героям своих басен? Запись на доске:
с презрением;
с любовью;
с юмором;
с добротой;
с восхищением;
с теплотой.
Поэт выставлял своих басенных героев в смешном свете, рассказывая о них с долей юмора, доброты и тепла.
б) Выборочное чтение.
Прочитайте слова, характеризующие Стрекозу.
– Как называет её автор?
– Прочитайте, почему Стрекоза перестала петь?
– Почему Стрекоза обратилась за помощью к Муравью?
в) Чтение по ролям.
Прочитайте диалог Муравья и Стрекозы выразительно. Работа в парах.
– Откликнулся ли Муравей на просьбу Стрекозы? Как ты думаешь, почему?
7. Групповая работа учащихся.
Задания в группах учащиеся выполняют по выбору.
8. Задание первой группе.
*Среди перечисленных признаков отметь только те, которые относятся к басне. Докажите, что произведение “Стрекоза и Муравей” – басня.
Герои-животные или растения,
Наличие вымысла,
Стихотворная форма,
Троекратный повтор,
Мораль,
Изображение переживаний и чувств,
Небольшой объём,
Наличие своих постоянных героев,
Необычность.
1. Задание для второй группы.
*Показать живую картину басни “Стрекоза и Муравей”.
– Какие чувства испытывала Стрекоза, обращаясь за помощью к Муравью?
3) Задание третьей группе.
*Нарисовать иллюстрацию к басне “Стрекоза и Муравей”.
– Что ожидает героев басни в будущем?
4) Задание для четвёртой группы.
*Соединить начало и конец пословиц.
Докажите, какая из данных пословиц больше подходит к тексту басни.
Без труда | да людей не смеши |
Делу время |
гуляй смело |
Без дела жить |
потехе час |
Делом спеши |
нет добра |
Кончил дело |
только небо коптить |
8. Рефлексия.
– Что нового и интересного открыли вы для себя на этом уроке?
– Кто из героев басни вам понравился больше?
– Почему эпиграфом нашего урока была пословица “Делу время – потехе час”?
– Пригодятся ли в жизни вам знания басен Крылова? Где?
– Чему научила вас эта басня?
9. Домашнее задание.
Выучить басню наизусть.
По желанию детей:
1. прочитать другие басни И.А. Крылова.
2. найти интересные библиографические данные о И.А. Крылове.