Вид урока: комбинированный, с применением компьютерных технологий. Обучение развитию критического мышления.
Цели урока:
Образовательные:
- повторить и обобщить знания по теме «Библейские сказания. Моисей»
- формировать систему читательских умений; активизировать «вдумчивое чтение».
Развивающие:
- развивать наблюдательность, грамотную, связную речь учащихся, умение работать с текстом, умение ориентироваться во времени и пространстве;
- развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся (память, внимание);
- расширять кругозор учащихся в области религии.
Воспитательные:
- воспитание у учащихся культуры мышления;
- воспитание любви и уважения к близким.
Оборудование:
- компьютер с медиапроектором, экран, доска;
- выставка книг,
- книжки-самоделки.
Ход урока
I. Организационный момент.
Мобилизующее начало. Настрой детей на учебный день, на урок литературного чтения.
- Ты улыбкой, как солнышком брызни,
Выходя поутру из ворот
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица?
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
Подарите улыбки друг другу…
- Улыбнитесь друг другу!
Приятного вам учебного дня! Начинаем урок литературного чтения!
II. Разминка.
Речевая. Зима. Когда вы слышите это слово, ваши мысли. (Мини-рассказ)
На дыхание. Зима – это чистый зимний воздух. Делаем глубокий вдох, затем выдох.(3раза)
Ещё раз сделали глубокий вдох, на выдохе тихо зима, зима, зима. Ещё раз громче и быстрее.
На интонацию.Повторяем: Зима? Зима! Зима? Зима! Зима? Зима! Зима-а-а. Зима.
Ух, ты…зима-а-а. Мы рады зиме! Ура! Зима!
III. Актуализация знаний учащихся.
- Как называется раздел, по которому мы с вами работали несколько последних уроков? ( В начале было слово, и слово было Бог»)
- Что мы изучали в этом разделе? (Библейские сказания)
- Как называется библейское сказание, с которым мы работали? (Моисей)
IV. Проверка домашнего задания.
Домашним заданием у вас было составить кластер по библейским сказаниям.
Собираю кластеры, приготовленные дома.
Вы дома повторили весь материал. Сегодня мы обобщим и повторим библейские сказания о Моисее.
V. Логическая цепочка. Работа в парах.
Расположи данные части по порядку и назовите недостающие. Приложение 1
«Моисей в семье Иофора»
«Горящий куст»
«Моисей защищает мадиамских девушек»
«Казни египетские»
«Возвращение Моисея в Египет»
«Переход через Чермное море»
«Золотой телец»
«Законы»
«Подарок пустыни»
«Смерть Моисея»
(1. «Рождение Моисея»
2. «Юность Моисея»)
Игра на внимание «Из какой части строки»
- «Невесело стало фараону. Приказал он слугам удалитьcя. И всю ночь глядел на кровавый фонтан…» ( «Казни египетские»)
- «Моисей поверял все свои тревоги Иофору. Не мог забыть Моисей, как тяжело живётся рабам фараона» (Моисей в семье Иофора»
- «Горит он, разгорается, но не сгорает. Остаётся цел и невредим». («Горящий куст»)
- «Моисей бросил посох. Посох превратился в змею. Фараон вскочил с трона». (Возвращение Моисея в Египет»).
VI. Работа с иллюстрацией.
(Показ иллюстрации из детской библии с помощью медиапроектора.) Приложение 2
Задание ученикам.
- К какой из прочитанных частей относится каждая иллюстрация? Соотнесите рисунки и текст.
VII. Корзина заповедей. Приложение 3
Наполняется корзина заповедями. Каждый по кругу называет одну заповедь. Не ответил, значит, выбываешь.
Сколько заповедей составил Моисей? (Десять)
Давайте их назовём.
- Как ты понимаешь эти заповеди.
(Знакомство с заповедями по Детской библии стр. 102.)
Помните заповеди и делайте только добро и поступайте по справедливости.
Физминутка
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз росой она умылась,
Два изящно покружилась,
Три – присела.
На четыре - полетела.
VII. Кто наберёт больше баллов. Выбирай и набирай баллы. «Тонкие и толстые вопросы» Приложение 4
VIII. Ромашка Блума. Приложение 5
IX. Синквейны. Приложение 6
1 строчка. Имя существительное, выраженное одним словом.
2 строчка. Описание темы именами прилагательными.
3 строчка. Описание действия. Три или несколько глагола, относящиеся к ней.
4 строчка Целая фраза или предложение, состоящее из нескольких слов, выражающее своё отношение к теме синквейна.
5 строчка. Слово-синоним.
X. Пометки на полях «Инсерт».
Раздаются карточки, где записаны предложения, относящиеся к библейским сказаниям.
Учащиеся должны пометить
+ - что тебе известно, та информация, которую ты узнал на сегодняшнем уроке;
− - то, что тебе совсем непонятно;
? – то, что осталось непонятым, но ты хотел бы узнать подробнее.
- Рождение Моисея.
- Библейские сказания.
- Семь дней творения.
- В Назарете.
- Десять заповедей.
- Святая ночь.
- Смерть Моисея.
- Жизнь первых людей в раю.
XI. Домашнее задание. Прием «Обложка».
Оформить книжки, которые вы сделали на уроке труда. Титульный лист должен быть оформлен по одинаковой для всех схеме. А внутри обложки каждый может проявить свое творчество: сделать иллюстрацию к эпизоду, который больше всего понравился, или изобразить любимого героя - кто как умеет. Можете пользоваться помощью родителей. И на следующей странице каждый выбирает сам, что ему сделать: составить план, написать характеристику одного из героев или записать понравившийся отрывок.
Жанры обозначить условными знаками, которые мы придумали сами. Темы обозначаются цветом.
Схема обложки (приложение 8)
XII. Итог урока
- Изучение какого библейского сказания закончили сегодня на уроке?
Подводя итоги учитель говорит:
- Закончим урок золотым правилом из Евангелие от Матфея: Приложение 7
«Итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
XIII. Рефлексия.
- Что понравилось вам больше всего на уроке?
- Что больше всего тебя заинтересовало на уроке, что удивило?
Спасибо вам за урок.
Литература:
- О.В. Кубасова. Любимые страницы. Учебник для 4 класса по литературному чтению. Част 2. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2003. – 216с.
- Толковый словарь С.Ожегова
- «Детская Библия»