Реализация информационно-аналитической и контрольно-диагностической функции управления УВП

Разделы: Администрирование школы


Современный период развития России четко обозначил необходимость обновления основных приоритетов в области образования в соответствии с проблемным полем сегодняшнего дня и мировыми тенденциями. В системе современного образования определился следующий ряд проблем: соотношение образования и науки; повышение качества образования во всех подсистемах; обеспечение всеобуча; поддержка в образовании русскоязычной диаспоры в ближнем зарубежье; обязательное среднее образование; развитие информационной культуры общества; опережающее образование. Изучение нормативных документов, определяющих стратегию развития российского образования, позволяет выделить следующие образовательные приоритеты: Модернизация российского образования на период до 2010 года. Информатизация общего среднего образования. Соответствие педагогического мастерства учителя профессиональному стандарту педагогической деятельности. Ведущий из приоритетов - качество образования - нашел свое выражение в национальной доктрине российского образования, в Послании президента РФ парламенту, в принятой правительством РФ программе модернизации образования. Разработка содержания управления УВП с целью повышения качества образования осуществляется, исходя из основных законов образования человека, закономерностей и принципов. Знание основного закона образования, который выражен предельно четко в следующей формуле; образование является всеобщей общественной формой развития человека, - требует от каждого из нас его точного прочтения и осознания. Впервые идею этого закона сформулировал в 1966 году В.В, Давыдов. Он подчеркивает, что образование - это: всеобщая форма развития; общественная форма развития; форма развития. Второй закон образования, закон периодизации развития, также необходимо учитывать при проектировании качества образовательных систем (его основы были заложены Д.Б. Элькониным, Л.С. Выготским, А-Н. Леонтьевым и А.Р. Лурия). Основополагающим и принципиальным следствием его является закономерная смена ведущих типов деятельности на разных этапах развития ребенка. Третий закон, который также необходимо учитывать при проектировании качества образовательных систем, - это закон сферной организации социума. Согласно современной культурологи, социум представляет собой взаимодействие и взаимоотношение основных 15 сфер деятельности, которые достаточно автономны по законам функционирования и развития (политика, философия, религия, искусство, наука- здравоохранение, физкультура и спорт, технология, проектирование, армия, право, финансы, коммерция, материальное производство). Для формирования нормального социотипа человека, его жизнедеятельности во всех сферах необходимы все 15 сфер, так как именно они являются носителями культуры, проводниками знаний, опыта, традиций. Только полный учет этих полисферных связей и отношений в системе образования поможет сформировать личность, адекватную развивающемуся социуму, человека без комплекса дезадаптаций, И конечно, здесь поле деятельности для проявления четвертого закона - закона зависимости между требуемым уровнем педагогической квалификациии “педагога” и возрастов “ученика”. Знание этих законов и умелое использование их на практике - суть педагогического и управленческого мастерства. Анализ методической и общеобразовательной деятельности за предыдущие годы показывает следующие результаты оперативного управления: стабильность абсолютной успеваемости и качества обучения, рост количества учащихся, закончивших школу с медалью, улучшение результатов ЕГЭ, участие в районных предметных олимпиадах, участие в районной конференции “Шаг в будущее”, участие в региональном конкурсе “Лидер XXI века”, участие в международных олимпиадах “Винни-Пух”, “Кенгуру”, участие в международном фестивале “Надежды Европы”. Несмотря на стабильность успеваемости и качества обучения, соотнесение содержания УВП в нашей школе с современными требованиями к образованию показало такие нерешенные вопросы, как снижение качества знаний на третьей ступени обучения, снижение качества знаний по отдельным образовательным областям. Отправной точкой начала работы по данной теме явилась проблема несовершенства сложившейся системы управления УВП по повышению эффективности учебного труда учителя и ученика. В работе исходили из гипотезы: “Оптимизация информационно-аналитической и контрольно-диагностической функций управления учебно-воспитательным процессом как видов деятельности будет способствовать увеличению эффективности образовательной деятельности ОУ”. П.И. Третьяков в работе “Технология модульного обучения в школе” выделяет “ведущий признак современной педагогической системы – функциональный, а не структурный, так как всё определяется тем, в какой мере элементы берут на себя функции содействия получению заданного психолого-педагогического результата обучения и воспитания. Системообразующий фактор педагогической системы – управление, так как посредством его реализуется поставленная цель. Процесс обучения и воспитания можно представить как способ функционирования педагогических систем, содержанием которого является управление развитием человека. Современное управление школой в качестве одной из своих задач рассматривает повышение эффективности учебного труда учителя и ученика”. Цель изучения данной темы: создать систему управления УВП, способствующую повышению эффективности образовательной деятельности в ОУ. Для достижения поставленной цели был определён ряд задач: изучить теоретические основы современного управления образованием и повышения эффективности образовательного процесса в ОУ, внедрить в практику информационно-аналитическую и контрольно-диагностическую функции управления при организации УВП, провести коррекцию управленческой деятельности ЗДУВР на основе развития информационно-аналитической и контрольно-диагностической функций управления. Методологические основы для разработки данной темы были выделены при изучении следующих работ: Третьяков П.И. Оперативное управление качеством образования в школе – Москва 2005, Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент. – М., 1992, Лазарев В.С. , Поташник М.М. Как разработать программу развития школы.- М., 1993, Шамова Т.И. и др. Управление адаптивной школой: проблемы и перспективы. – Архангельск 1995. Был разработан понятийный аппарат, который используется в практике управления по данной теме: образование, качество, управление, ситуационный и рефлексивный подход к управлению, функции управления.

Теоретическое обоснование вопросов реализации информационно-аналитической и контрольно-диагностической функций управления УВП в ОУ.

Определяющее понятие “образование” распространяется на “образование” как результат (образованность) и на “образование” как образовательный процесс, позволяющий получить необходимый результат, тогда и понятие “качество образования” можно отнести и к процессу, и к результату. Все это находит свое выражение в петле качества образования (по П.И. Третьякову). Приложение 1. В определении задач развития современного образования и его реформирования приоритетное место занимают вопросы обеспечения его качества. В последние годы проблема качества образования приобрела чрезвычайную актуальность. Серьезное влияние на актуализацию качества образования как современную социально-педагогическую проблему оказывает возрастающая интеллектуализация производства, появление рынка образовательных услуг, развитие информационных технологий. В современном понимании качество образования — это не только соответствие знаний учащихся государственным стандартам, но и успешное функционирование самого учебного заведения, а также деятельность каждого педагога и администратора в направлении обеспечения качества образовательных услуг. Обеспечение качества образования является сегодня социальным заказом школе, важнейшим показателем развития государства, самих учебных заведений, их престижа и конкурентоспособности. Закономерно, что качество образования стало предметом управления. М.М. Поташник и A.M. Моисеев предлагают определение: качество образования — это соотношение цели и результата, мера достижения целей при том, что цели (результаты) заданы только операционально и спрогнозированы только в зоне потенциального развития школьника. При этом результаты образования должны включать в себя и оценки того, какой ценой эти результаты достигнуты. Это требует сведения к минимуму негативных последствий образовательного процесса, достижения не просто хорошего результата, но наилучшего из возможных при минимально необходимых затратах, т.е. оптимального результата. Выделяют следующие последовательные и взаимосвязанные функции в управленческой деятельности по обеспечению качества образования, представляющие законченный цикл: анализ, целеполагание и планирование, организационная деятельность, контроль, оценка, регулирование и совершенствование. Одна из задач управления качеством школьного образования — создание и эффективное использование условий для продуктивной и творческой работы коллектива, что предполагает психологическую, организационную и методическую подготовку членов коллектива к работе в режиме обеспечения качества образования; создание в коллективе положительного психологического климата, рождающего стремление работать единой командой. Анализ научной литературы по теории управления свидетельствует о наличии более 90 различных формулировок категории “управление”, из которых я выбрала три: совокупность управленческих функций, предание определённого порядка элементам структуры управления, процесс воздействия на систему образования в целях перевода её в новое состояние. Данные определения подчёркивают многозначность и большие преобразующие возможности управления как деятельностного механизма. Управление в различных педагогических системах включает ряд сменяющих друг друга этапов: целеопределение, анализ, прогнозирование, планирование, организация, исполнение, контроль, регулирование и коррекция. Формирование и развитие системы оперативного управления качеством образования необходимо рассматривать и с позиции деятельностного подхода, которую мы рассматриваем как мотивационную, обладающую определенной целью, направленную на конкретный объект или субъект, осуществляемую совокупностью определенных способов (методов), средств и способов воздействия через деятельность управленцев, приводящих к определенному запланированному результату. Сегодня происходит смена функциональной модели управления на проблемно-ориентированную оперативную по результатам деятельности. В основе деятельности модели проблемно-ориентированной организации и оперативного управления лежит не достижение заранее определенных целей, а обеспечение устойчивого развития организации посредством преодоления проблем, выявление поля проблем, поля ресурсов для их решения. Учет условий общения и деятельности в педколлективе - важнейшая составляющая в проектировании образовательной среды ОУ. “Ситуационный подход предполагает, что эффективность управленческого воздействия определяется конкретной ситуацией… самым продуктивным является то управление, которое более соответствует сложившейся ситуации”. Значительное место ситуационному подходу в педагогических системах отводит М.М. Поташник, указывая, что “программное управление развитием школы невозможно без анализа образовательной ситуации, который должен обеспечить полноту и оперативность выделения значимых проблем; конкретность определения проблем, обоснованность оценок, значимости выделенных проблем и прогностичность анализа” Ситуационный подход в нашей работе предполагает: анализ образовательной ситуации с целью выделения значимых проблем; определение ценности полученных результатов в различных педагогических ситуациях; прогноз развития педагогической системы на основе конкретных образовательных ситуаций. Самоконтроль, самоанализ и оценка результатов управленческой деятельности, бесспорно, создают условия для обращения еще к одному методологическому подходу - рефлексивному подходу. Понятие “рефлексия” означает обращение назад; размышление, самонаблюдение, самопознание; форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов. Рефлексивное управление образованием, в частности, образовательным учреждением связано с такими факторами влияния на развитие процесса и личности, при которых осознается смысл действий, потребность целенаправленной преобразующей деятельности. Глубокое самосознание приводит к развитию процессов “самоопределения - самовыражения - самоутверждения - самореализации - саморегуляции”. Центральным объектом в образовательном учреждении является целостный педагогический процесс, но результаты обучения и воспитания зависят не только от используемых педагогических технологий, но и от тех условий, которые оперативно создаются руководителями и педагогами для достижения наилучших результатов, от взаимоотношений в педагогическом коллективе. Итак, определим задачи, которые призвано решить оперативное управление в создании образовательной системы: работа с педагогами, осуществление оценки их деятельности, мотивация педагогов на продуктивную и творческую работу, формирование благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе, своевременное оказание всемерной помощи и поддержки в сложных педагогических ситуациях, изучение зависимости результатов управления в системе обучения и воспитания от условий, в которых оно осуществляется. Такое управление мы можем одновременно определить как адаптивное управление (или реагирование на различные отклонения от нормы). Основой модели оперативного управления является ее гибкость за счет дифференциации и индивидуализации на основе учета психофизических особенностей участников педагогического процесса, их склонностей, способностей, с обязательной компенсирующей диагностикой и коррекцией. Как руководитель, так и педагог, создавая модель оперативного управления педагогическим процессом, прежде всего выстраивает ту управленческо-дидактическую систему, которая будет оптимальна, удобна и комфортна ему и другим участникам педагогического процесса в реализации учебных и профессионально-личностных, взаимодействий, которая будет соответствовать данной педагогической ситуации. В основе оперативного управления процессом обучения лежит принципиально новая модель организации обучения. Организационная структура урока должна позволить увеличить время самостоятельной работы учащихся, что, в свою очередь, требует перехода к непрерывному оперативному управлению, обеспечивающему надежную реализацию на практике основных теорий деятельности. Учение как один из видов деятельности человека в условиях адаптивной системы становится преимущественно активной, самостоятельной, управляемой деятельностью. В условиях управления системой обучения это не только сообщение новой информации, но и обучение приемам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, сообщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде. П.И Третьяков выделяет шесть функций управленческой деятельности. Приложение 2. Среди выделенных функций управления как видов деятельности системообразующим фактором будет цель. Под влиянием мотивов и цели формируется информационно-аналитическая основа процесса управления любой педагогической системой. Мотивационно-целевая установка служит исходным основанием для прогнозирования и планирования деятельности, определяет организационные формы, способы, средства исполнения принятых решений, служит нормой для контроля (экспертизы) и диагностической оценки фактических результатов, позволяет регулировать и корректировать педагогические процессы, поведение и деятельность всех его участников. При переводе всех участников педагогического процесса в самостоятельный режим каждый поэтапно овладевает элементами самоанализа и самоцелеполагания, самопрогнозирования, самоконтроля, самооценки и самокоррекции. Это, в свою очередь, усиливает мотивационную и стимулирующую стороны деятельности любого члена коллектива в самоуправлении и соуправлении. Из 6 функций управления выделены две: информационно-аналитическая и контрольно-диагностическая, что позволило системно выстроить деятельность ЗД УВР, основываясь на следующих характеристиках: основные функции управления, основные направления УВП, виды и формы деятельности, целью и результатом которых является качество образования. Представление о системе управления качеством образования даёт следующая схема. (Приложение 3). Формирование и развитие системы оперативного управления качеством образования необходимо рассматривать как с позиции деятельностного подхода, так и с позиции ситуационного подхода, который предполагает, что “эффективность управленческого воздействия определяется конкретной ситуацией…” (Кунц. Г.) При моделировании системы работы для повышения качества обучения мной преследуются следующие цели: измерение качества усвоения и качества преподавания программного материала, определения степени соответствия их требованиям системы действующих государственных стандартов с целью повышения уровня успеваемости учеников и уровня педагогической деятельности преподавателей; выполнение стандарта для общеобразовательных школ (нижняя и средняя степень сложности группа А, Б) для повышения качества управления учебным процессом на уровне школы, района. Указанные цели достигаются путем создания банка проверочных работ, удовлетворяющих требованиям государственных стандартов для проверки качества: банк знаний по предмету, разделу, теме; использования методов объективного оценивания выполненных проверочных работ с помощью ЭВМ; использования новых технологических устройств, ориентированных для поддержания учебного процесса; использования телекоммуникационной сети. Наиболее важные направления управленческой деятельности и умения руководителей ОУ (по П.И. Третьякову): информационное обеспечение управления ОУ: уровень целостности системы, наличие блоков информации (их взаимодействие) и элементов в каждом блоке; соответствие содержания информации функциональным обязанностям: какую информацию собирают, когда; способы ее обработки и хранения, соответствие содержания конкретным целям управления; состояние педагогического анализа (умение определить цели, выделить объекты, анализировать факты, явления жизни ОУ с. позиций системного подхода); планирование (годовой, перспективный планы, программа развития или комплексно-целевая как целостная система органически связанных между собой направлений деятельности ОУ); организаторскую деятельность руководителей ОУ (умение распределять управленческий труд между членами администрации, создать циклограмму управления, организовать коллектив на разработку и выполнение управленческих решений, спланировать и организовать на демократических началах работу педсоветов, совещаний; умение оказывать педагогическое влияние на развитие демократических процессов, в самоуправлении ОУ - со стороны педсовета, управленческих органов и общественности); состояние контроля ОУ (умение создать целостную систему контроля ОУ и самоконтроля; определить цели, виды, формы и методы контроля, ответственных за его проведение); процесс регулирования (умение поддерживать всю систему. ОУ, УВП на оптимальном качественном уровне). Важный этап - оценка регулирующей и корректирующей деятельности руководителей ОУ, целью которой является: поддержание системы на заданном планом работы ОУ уровне, оценка действий руководителей ОУ, изучение педагогической информации, принятие решений по оперативному корректированию учебно-воспитательного процесса, определение результатов этих воздействий.

Продолжение статьи