Учебный проект — организационная форма работы, которая ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. В школе его можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Цель проекта: Формирование математических представлений о свойствах линейной функции через практический опыт.
Задачи проекта:
- Сформировать умения и навыки записи уравнений линейной функции по графику.
- Развивать информационную и коммуникативную компетентности учащихся.
- Воспитывать навыки командной работы по решению проблем и интерес к предмету.
Основополагающие вопросы:
- Как по графику линейной функции определить угловой коэффициент линейного уравнения?
- Как по графику линейной функции определить свободный член линейного уравнения?
- Как записать уравнение линейной функции, зная коэффициенты?
Краткая аннотация:
Учебно-методический проект поможет учителю математики разнообразить изучение темы “Линейное уравнение с двумя переменными и его график” в курсе алгебры 7 класса. В проекте учащиеся на конкретных примерах через создание творческих рисунков изучают свойства линейной функции, учатся находить по графику коэффициенты линейного уравнения. В результате групповой работы учащимися была создана презентация, которая может быть использована учителями математики на уроках при изучении данной темы.
Длительность:
Для выполнения проекта затрачено 3 часа учебных занятий, примерно 3 часа самостоятельной исследовательской работы учащихся и 1 час на представление презентации и обсуждение результатов по проекту.
Необходимое оборудование:
- учебник: Мордкович А.Г., “Алгебра 7 класс”,
- миллиметровая бумага; линейка, карандаш, ручка, маркер,
- компьютер, проектор,
- программа PowerPoint,
- цифровой фотоаппарат.
Этапы работы над проектом
Подготовительный
: изучение теоретического материала по теме проекта, постановка задач.В начале работы в проекте была сформирована группа учащихся, которая подготовила и провела опрос учащихся по вопросам:
1)Интересно ли тебе изучать свойства линейных
функций?
2)Умеешь ли ты строить графики линейных функций?
3)Умеешь ли ты определять коэффициенты функций?
Далее учащимся была предложена самостоятельная работа по определению коэффициентов уравнения линейной функции.
По результатам опроса и самостоятельной работы примерно 40% учащихся затруднялись в нахождении коэффициентов и в написании уравнения. Поэтому и возникла идея проекта: через создание творческих рисунков из прямых линий отработать данные навыки.
Основной
:создание эскиза рисунка из прямых линий в координатной плоскости, точное построение на миллиметровой бумаге, определение коэффициентов по чертежу. Отбор лучших работ для презентации, создание и защита результатов своей работы.
Класс был поделен на группы по 5 человек. Каждый учащийся составил эскиз рисунка из прямых линий в координатной плоскости. Затем учащиеся должны были определить коэффициенты линейных функций построенных прямых через практические измерения. Каждый учащийся должен объяснить свое решение в группе. При необходимости учащиеся группы могут выявить ошибки каждого и помочь исправить их.
В качестве домашнего задания учащиеся выполняют точные построения своего рисунка на миллиметровой бумаге и записывают решение в тетрадь.
На следующем уроке учащиеся определяют наиболее интересные работы в каждой группе для представления результатов работы в форме компьютерной презентации.
Для создания презентации по проекту была создана новая команда из пяти учащихся, которые работали самостоятельно во внеурочное время.
Заключительный:
оценивание работ, рефлексия.При оценивании работ использовались следующие критерии: творческий подход, сложность рисунка, точность вычислений, аккуратность построений.
Защита презентации происходила в классе на обобщающем уроке по теме “Линейное уравнение с двумя переменными” перед проведением контрольной работы.
После защиты проекта снова был проведен опрос учащихся по тем же вопросам, что и до проведения проекта. В результате выяснилось, что затруднений у учащихся почти не осталось.
Результаты контрольной работы свидетельствуют, что практически все учащиеся усвоили данную тему. Качество усвоения – 60%.
После проведенной рефлексии группа увлеченных ребят приняла участие в районной ярмарке образовательных проектов и стала призером, заняв III место.
Литература:
- Учебник: Мордкович А.Г., “Алгебра 7 класс”, Москва, Мнемозина, 2007 г.
- Н.Ю.Пахомова, “Проектный метод в арсенале массового учителя”. http://schools.keldysh.ru/labmro/web20021/pahomova.htm
- Л.Б. Переверзев, “Проектный подход к образовательным проблемам”, http://schools.keldysh.ru/labmro/web20021/pereverzev.htm