Дети с ограниченными возможностями интеллектуальной деятельности с раннего возраста нуждаются не только в медицинской помощи, но также в специальных условиях и методах воспитания и обучения. Таким детям необходима комплексная помощь, направленная на преодоление трудностей овладения программным материалом.
В своей работе я использую нестандартные дидактические средства по обучению математике. Палочки Кюизенера представляют собой разноцветные брусочки разной длины. Вместо брусочков можно использовать цветные полоски.
Размер, см | Цвет | Условное обозначение |
2х2 | белая | 1 |
2х4 | розовая | 2 |
2х6 | голубая | 3 |
2х8 | красная | 4 |
2х10 | желтая | 5 |
2х12 | фиолетовая | 6 |
2х14 | черная | 7 |
2х16 | бордовая | 8 |
2х18 | синяя | 9 |
2х20 | оранжевая | 10 |
Общеизвестно, что, зрение более чем какой-либо другой анализатор, позволяет получать широкую и разнообразную информацию об окружающем мире. Чем совершеннее зрительное восприятие, тем разнообразнее ощущения по качеству и силе.
Зрительное восприятие у умственно-отсталых школьников своеобразно. Ему присуще замедленность, узость, недостаточная дифференцированность. Дети с трудом выделяют в объекте составляющие его части, пропорции. Не всегда точно называют цвет и цветовые оттенки.
Использование чисел в цвете (на каждой полочке определенное число) позволяет развивать у ребенка представление о числе на основе счета и измерения. Выделение цвета и длины палочек помогает освоить сенсорные эталоны (цвет, размер) и такие способы познания, как сравнение, сопоставление предметов (по цвету, длине, ширине, высоте). От элементарной игры с цветными полочками дети постепенно продвигаются к понятию пространственно-количественных характеристик и учатся переводить игру красок в числовые отношения.[1]
Использование в работе палочек Кюизенера помогает детям с ограниченными возможностями познавательной деятельности формировать представление о цвете, длине, ширине, высоте; учит сравнивать и измерять предметы, помогает осваивать состав чисел и учит решать простые арифметические задачи.
Игра-конструирование «Домик и флажок для куклы»
Детям предлагается на выбор построить домик для маленькой куклы Маши или для куклы побольше Оли. Из набора палочек дети выбирают нужный «строительный материал». Строя «стены» домика, дети могут класть палочки вертикально («как столбики»), а могут и горизонтально («как бревнышки»). При сравнении готовых домиков учитель подводит детей к выводу: чем меньше число на палочке, тем меньше домик.
Далее детям предлагается построить домик из шести одинаковых палочек, а затем переложить две палочки так, чтобы получился флажок. При сравнении готовых флажков, дети закрепляют понятие, чем меньше число на палочке, тем меньше флажок (для Маши), и наоборот, чем больше число на палочке, тем больше флажок (для Оли).
Такие игры развивают у детей воображение, зрительный глазомер; развивают умение преобразовывать одну фигуру в другую.
При изучении понятий «широкий-узкий», «длинный-короткий», «высокий-низкий» дети сооружают постройки, группируя палочки по разным признакам.
Игра-конструирование «Кроватки для мышат»
Учитель предлагает детям вспомнить мышат из мультфильма «Кот Леопольд» и вывешивает картинки с их изображением на доску. Педагог обращает внимание детей на то, что перед ними два разных мышонка - один толстый, а другой худой, - предлагает построить для них кроватки. И подводит детей к выводу, что худому мышонку нужна узкая кроватка, а толстому – широкая. После построения дети делают вывод, чем короче палочка (чем меньше число), тем уже кроватка и наоборот.
При изучении состава чисел можно использовать игры, в которых дети учатся составлять число из двух меньших чисел, используя палочки. По длине жёлтая палочка (5) одинакова с белой (1) и красной (4), и одинакова с розовой (2) и голубой (3).
С помощью палочек можно доступнее объяснить математические действия и научить составлять примеры на основе зрительно воспринимаемой информации.
Игра « Палочки можно складывать»
Учитель предлагает детям в одну руку Незнайке дать желтую палочку, в другую –красную.
- Какие числа в руках у Незнайки? Что получится, если эти числа сложить? (Дети складывают палочки). Найдите палочку равную сумме красной и желтой. Запишите свое действие с помощью цифр и знаков: 4+5=9
Игра «Палочки можно делить»
Учитель предлагает детям палочку бордового цвета (число 8) разделить поровну между мальчиком и девочкой. Ученики подбирают нужные палочки и приходят к выводу, что красная палочка (4) умещается в бордовой палочке (8) два раза. Цифрами можно записать: 8:4=2
С учетом особенностей психофизиологического развития детей с ограниченными возможностями интеллектуальной деятельности видно, что данная работа требует системного и последовательного подхода. Здесь представлена только небольшая часть материала. Педагог на свое усмотрение может моделировать работу с палочками Кюизенера.
Литература:
1. Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера. – М., 2007.