Урок окружающего мира во 2-м класе (УМК Н.Ф. Виноградовой)

Разделы: Начальная школа


Цель: доказать важность и необходимость каждой профессии.

Задачи:

  • Сформировать у учащихся представления о различных профессиях и важности в жизни человека.
  • Развивать мотивационно-потребностную сферу личности.
  • Воспитывать положительно-эмоциональное отношение к миру, окружающим людям и их профессиям.

Ход урока

Название и цель этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Самоопределение к деятельности

Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

  • Ребята, наш урок я начну такими словами: Добрые люди день начинают работой. (Приложение 1 Слайд 1.) А к вам относятся эти слова?  Слайд 2.
  • Жили-были в одном городе разные профессии. Жили дружно, вместе трудились, друг другу помогали, всё у них ладилось. Так бы и было, если бы не спор. Хотите узнать?

-Я, говорит одна профессия, очень важная. Без меня люди не могли бы летать.
-Нет, я самая важная. Без меня никто не смог бы вырастить хлеб,- говорит другая.
-Я всех важнее,- говорит третья. Я воспитываю детей.
- А я охраняю жизнь и спокойствие людей. Значит я важнее.
- Ну а я одеваю людей и делаю их ещё красивее, – вмешалась пятая.
- Постойте, я важнее всех! Без меня негде людям было бы жить.

  • Что это за профессии поспорили? Найдите ответы на партах.
  • Грустно стало в городе, скучно, все перестали работать. Всему городу нужна помощь! Ребята, сможете ли вы прийти на помощь и разрешить спор?
  • Да, мы тоже работаем – учимся. Это тоже труд.
  • Хотим.
  • Лётчик, хлебороб, воспитатель, модельер, милиционер, строитель.
  • Да, сможем.
II. Актуализация знаний и мотивация.

Цель: Готовность мышления и осознание потребности к поиску истины.

  • Что вы посоветуете этим профессиям? Они ведь поссорились.
  • А зачем им трудиться?
  • Что за спор произошёл между профессиями?
  • Расположите профессии по ступенькам. Какая самая важная? Мнения разошлись. И даже очень!
  • Помириться, жить дружно, вместе трудиться.
  • Чтобы приносить пользу себе и другим: строить дома, растить хлеб, охранять людей, воспитывать детей, одевать людей, водить самолёты.
  • Кто важнее.
III. Постановка учебной задачи.

Цель: Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.

  • Где и почему возникли затруднения? Кто прав? Как быть?
  • Что мы можем сделать для преодоления трудностей?
  • Какую цель поставим перед собой на уроке?
  • Есть ли предположение (гипотеза), чем закончится спор у профессий и у ребят?
  • По вашему мнению, какая тема урока?
  • Искать выход, истину.
  • Доказать важность каждой профессии.
  • Профессии помирятся и будут жить дружно.
  • Все профессии важны.
IV “Открытие” детьми нового знания.

Цель: Построение нового знания.

-Перед вами выступят будущие специалисты разных профессий, расскажут вам о них, и, возможно, помогут разрешить спор. Ваша задача слушать и отмечать в таблице (Приложение 2), насколько нужна людям каждая профессия (всегда нужна, почти не нужна, совсем не нужна).

В процессе выступлений идёт показ слайдов с определениями профессий из словаря и фотографиями известных детям людей (врача, водителя, повара, парикмахера, продавца, преподавателя рисования, шахматиста).

  1. Врач (принёс “эликсир” для здоровья). Слайды 3 и 4.
  2. Художник (принёс задание: превратить кляксу в любой предмет). Слайды 5 и 6.
  3. Водитель (предлагает физкультминутку: накачать колёса, покрутить руль воображаемого автомобиля.). Слайды 7 и 8.
  4. Косметолог-парикмахер (предлагает полезные советы по сохранению хорошей внешности). Слайды 9 и 10.
  5. Повар (принёс пирог и витаминный чай). Слайды 11 и 12.
  6. Продавец (показывает, как взвешивать продукты). Слайды 13 и 14.
  7. Шахматист (показывает ходы шахматными фигурами). Слайды 15 и 16.
Заранее подготовленные ребята рассказывают о будущих профессиях, а остальные слушают и отмечают в индивидуальной таблице.
  • Спасибо специалистам. А теперь, ребята, посмотрите в таблицы. Какие профессии оказались совсем не нужны? Почти не нужны?
  • Сделайте вывод сами.

Слайд 17

  • Нет таких.
  • Все профессии нужны, Все профессии важны.
V. Первичное закрепление и самостоятельная работа.

Цель: Усвоение нового знания.

  • Скажите, пожалуйста, нужно ли было ссориться профессиям?
  • Как им нужно было решить вопрос?
  • Сейчас вы попытаетесь сами выяснить важность каждой профессии. 1 вариант читает в учебнике о профессии фермера, 2 вариант о профессии экономиста, отдельная группа из 4 человек выполняет задание в тетради с.54 № 14 и производит взаимопроверку.
  • Нет.
  • Так-же как и мы.
  • 1,2 группы читают и готовят рассказы по плану: Чем важна профессия. Какие инструменты (машины) помогают людям работать.
VI. Включение в систему знаний, повторение

Цель: Включение “открытия” в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Игра “ Чей инструмент?”
  • Сейчас, ребята, вам необходимо угадать какой профессии принадлежат инструменты в коробке, не заглядывая в неё.

Одним предложением сказать о важности профессии. Остальные ребята отгадывают её.

  • Можем ли мы обойтись без этих профессий?
  • Программисту – мышка компьютера, библиотекарю - книга, электрику - отвёртка, учителю - указка
  • Нет, они все необходимы.
VII. Рефлексия деятельности.

Цель: Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения и границ применения нового знания.

  • Ребята, какую цель мы преследовали на уроке?
  • Какие предположения были?
  • Чего достигли?
  • Что нового узнали?
  • Какая профессия вас заинтересовала?
  • Как работал класс?
  • Как работал каждый из вас?
Дети оценивают себя и класс цветными индикаторами.
VIII. Домашнее задание. Сегодня вы много узнали о различных профессиях, вижу, что каждый заинтересовался определённой профессией. Я предлагаю вам узнать и написать сочинение о профессиях ваших родителей.