Цели:
- Развитие фонематического анализа и синтеза слов со звуками ш, ж.
- Формирование грамматического строя.
- Уточнение и расширение словаря по теме "Животный мир".
I. Орг. момент.
Логопед
- Хотите побывать в лесной школе? Тогда закройте глаза. Сейчас зазвучит музыка и каждый из вас превратится ученика лесной школы. (На головах у детей появляются шапочки жуков, шмелей).
Дети делятся на две команды: жуки, шмели.
Логопед
- Какой первый звук в слове "жуки"? (Ж)
- А в слове "шмели"? (Ш)
- Составьте своих звуковичков и расскажите о них.
(Дети подбирают шапочки для звуковичков в виде наушников - для глухих согласных, колокольчиков - для звонких согласных. Башмачки по твердости-мягкости звуков. Дают характеристику данных звуков: Ш - согласный, глухой, всегда твёрдый, Ж - согласный, звонкий, всегда твёрдый.)
Звучит звонок на урок.
В лесной школе два класса: Ш и Ж.
Дети садятся за парты.
II. Сообщение темы занятия.
Урок рисования
Логопед
1. - Тему занятия узнаем, если правильно составим радугу.
(Дети составляют радугу с помощью фразы: "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан" и читают тему занятия: "Различай Ш и Ж")
2. - Раскрась цветок карандашами цветов, в названии которых есть звук [Ж].
Развитие фонематического восприятия.
Урок естествознания
III. Предлагаются мягкие игрушки или картинки животных.
Логопед
1. - Кто пришел учиться в школу? Кто его родители? Кто будет учиться в вашем классе, почему?
(Дети отвечают на вопросы и разбирают игрушки по своим классам)
2. - Ученики школы просят вас отгадать, как их зовут:
В моем названии есть слог ЖУ, кто я? (журавль)
В нашем названии есть слог ЖИ (ужи)
Первый звук - Ж, последний - Ф (жираф)
В слове 5 звуков, звук Ш стоит на третьем месте (кошка)
IV. Дифференциация звуков и букв в словах, предложениях.
Урок чтения
1.Составление букв Ш, Ж по образцу из наборов элементов букв.
- Составь буквы по образцу.
2. Работа по карточкам
- Вставь пропущенные буквы Ш, Ж в слово, подчеркни на каждой строчке лишнее слово.
3. Игра "Ситуации"
- Подбери рифму.
Раздаются картинки и рифмованный текст к ним (например: "Мишка на пенёк присел - пирожки с малиной съел"; "Белочка искала шишку - а нашла ежа и мышку"). Дети подбирают и выразительно читают.
V. Физминутка.
Урок физической культуры
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили
Вот так и вот так,
Еще эдак, еще такМедвежата мед искали
Дружно дерево качали
Вот так и вот так
Дружно дерево качалиВперевалочку ходили
И из речки воду пили
Вот так и вот так
Они из речки воду пилиА потом они плясали
Дружно лапы поднимали.
Вот так и вот так
Дружно лапы поднимали
VI. Согласование числительных с существительными.
Урок математики
1. Работа по карточкам.
Логопед
- Закончи предложение нужным словом. Покажи правильный вариант линией.
2. Выставляются картинки с разным количеством животных.
- Сколько мышат, медвежат?
VII. Запись пропущенных предлогов в предложениях.
Урок русского языка
Работа по карточкам.
Прочитай предложения, вставь пропущенные предлоги.
VIII. Произношение звуков Ш, Ж в предложениях, скороговорках.
Урок развития речи
1. Работа по карточкам.
- Измени предложения по образцу:
Карточка 1.
Я вижу маленького лягушонка.
Ты:
Он:
Она:
Мы:
Вы:
Они:
Карточка 2.
Я слышу жужжание жука.
Ты:
Он:
Она:
Мы:
Вы:
Они:
2. Повтори скороговорку.
а) Слишком много ножек у сороконожек.
б) Змея шипит, а жук жужжит.
IX. Итог занятия.
За каждое правильное выполнение задания команда Жуков получала - желуди, команда Шмелей - шишки. В конце занятия проводится подсчет и определяется команда победитель, оценивается результат работы.