Класс: 4
Учебник: Л.Г. Петерсон.
Тема урока: Координаты.
Цели урока.
- Образовательные:
- Познакомить детей с понятиями «пара элементов», «координата».
- Научить определять координаты точек на плоскости и располагать точки по их координатам.
- Развивающие:
- Развивать познавательную активность, математическую речь, мышление, воображение, внимание в процессе формирования представлений о координате.
- Воспитательные:
- Воспитывать интерес к предмету, чувство товарищества, осознание того, что знания – одно из главных богатств человека.
Оборудование:
- Учебник «Математика» Л.Г. Петерсон.
- Мультимедийная приставка.
- Дидактический, иллюстративный, раздаточный и наглядный материал.
- «Морские» атрибуты.
- Приложение
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Вид урока: комбинированный.
План урока.
- Организационная часть.
- Постановка учебной задачи.
- Восприятие и первичное осознание нового материала (совместное открытие знаний).
- Обобщение, первичное закрепление полученных знаний.
- Подведение итогов работы.
- Домашнее задание.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
(Звуковой эффект: шум моря)
(Приложение. Слайд 2.)
– Все мы любим море. Даже те, кто его не видел,
мечтают хотя бы раз на него посмотреть. Сегодня
мы отправляемся с вами в морское путешествие на
поиски таинственного клада.
– Я буду капитаном. А какие обязанности могли бы
выполнять вы?
2. Постановка учебной задачи
– Кого на корабле называют штурманом?
– Чтобы проложить путь, нужно определить
местонахождение судна. Как можно еще назвать
местонахождение? (Координата)
(Приложение. Слайд 3.)
– Какую координату имеют корабли с флажками?
– Могу я сказать, что верхние корабли имеют
координату (б), (д)?
– Как быть?
– Необходимы еще какие-то данные, чтобы
правильно назвать координаты кораблей.
– Проведем для этого еще один луч, но уже
вертикальный, назовем строчки квадрата цифрами.
– Определите координаты кораблей.
– Сегодня мы научимся определять координаты
точек на плоскости и располагать точки по их
координатам, а поможет нам путешествие по морю к
острову Сокровищ.
– Вот карта острова Сокровищ. Здесь указано
место, где спрятан клад.
(Учитель разворачивает карту и вывешивает на
доску.)
– Отходим в море. Вам придется преодолеть
множество препятствий, чтобы добраться до
острова Сокровищ.
– Вы готовы отправиться в путь?
– Идем по морям, по волнам.
3. Восприятие нового материала и первичное осознание нового материала
3.1. Фронтальная работа с демонстрационным материалом.
– Вот координатная плоскость.
– Как определить координату точки, выделенную на
координатной плоскости? (Приложение.
Слайд 4)
– Если упорядоченных элементов два, то их
называют парой.
– Значит, для обозначения точки нужна пара
элементов.
– Пара элементов записывается в скобках (б;4).
– Аналогично обозначается любая другая
клетка квадрата. (Приложение.
Слайд 5)
3.2. Работа с учебником (знакомство с правилом)
– Прочитаем в учебнике, как называется пара элементов.
3.3. Фронтальная работа по первичному осознанию новых знаний
– Ребята, смотрите, мы подходим к подводным камням. Остров Сокровищ надежно защищен от незваных гостей. (Приложение. Слайд 6)
Задание 1.
– Проложим путь кораблям. Для этого предлагаю
определить координаты цветных магнитов на
координатной плоскости.
Задание 2 в учебнике на с.47 №5(а), задание вынесено
на доску.
– Постройте фигуры по известным координатам.
3.4. Самостоятельная работа по первичному осознанию новых знаний
– Задание № 5 (б) выполните самостоятельно в
учебнике. (Проверка по образцу на доске)
– Молодцы! Преодолели подводные камни. Осталось
последнее испытание. Вам необходимо провести
свои корабли через скалы.
4. Обобщение и первичное закрепление
– Ребята, координату можно назвать шифром. Люди издавна создавали шифры для передачи информации, скрытой от посторонних глаз. Например «тарабарская грамота», которой пользовались дипломаты XV-XVI вв. В ней все гласные в словах остаются, согласные менялись в соответствии с таблицей:
б в г д ж з к л м н
щ ш ч ц х ф т с р п
В первой строчке согласные идут в обычном порядке, а во второй – в обратном. Например, вместо слов «приходите завтра» получается «нмижоцике фашка».
4.1. Работа с раздаточным дидактическим материалом
– Сейчас вы попробуете расшифровать слово по
заданным координатам букв. (Приложение.
Слайд 7.)
– Какое слово у вас получилось?
– Прочитайте хором слово. (Приложение.
Слайд 8.)
(Дети читают слово «молодцы».)
4.2. Игра «Морской бой»
– Ребята, на какую игру похожа координатная
плоскость? («Морской бой») (Приложение.
Слайд 9.)
– Расскажите условия игры.
Бой состоит из поочередных «выстрелов» двух
игроков. Выстрелом является название
какой-нибудь клетки квадрата. Играющий должен
суметь объяснить противнику, в какую клетку
квадрата произведен «выстрел». Для этого каждый
по очереди называет координату любой клетки.
Если попадаете в корабль, то зачеркиваем
крестиком клетку, а если промахиваетесь-ставите
точку в клетке. Все ходы фиксируются под
квадратом.
– А сейчас сыграйте в «Морской бой» со своим
соседом по парте.
– Кому удалось сбить корабли неприятеля?
5. Подведение итогов работы
(Приложение. Слайд 10.)
– Наконец-то мы у цели. Вот сундук с кладом.
– Как вы думаете, что здесь?
Из сундука учитель достает пословицы. «Кому ум
служит, тот ни о чем не тужит», «Красна птица
оперением, а человек умением» «Знание – это
главное богатство человека»
– Как вы понимаете эти выражения?
– Какие знания получили на сегодняшнем уроке?
Чему научились?
6. Дифференцированное домашнее задание
(Приложение. Слайд 11.)
В учебнике прочитать правило, на с. 47 № 6, по желанию придумайте задание: постройте рисунок на координатной плоскости и зашифруйте его.