Конспект открытого урока по математике по теме "Координаты"

Разделы: Начальная школа


Класс: 4

Учебник: Л.Г. Петерсон.

Тема урока: Координаты.

Цели урока.

  • Образовательные:
  • Познакомить детей с понятиями «пара элементов», «координата».
  • Научить определять координаты точек на плоскости и располагать точки по их координатам.
  • Развивающие:
  • Развивать познавательную активность, математическую речь, мышление, воображение, внимание в процессе формирования представлений о координате.
  • Воспитательные:
  • Воспитывать интерес к предмету, чувство товарищества, осознание того, что знания – одно из главных богатств человека.

Оборудование:

  1. Учебник «Математика» Л.Г. Петерсон.
  2. Мультимедийная приставка.
  3. Дидактический, иллюстративный, раздаточный и наглядный материал.
  4. «Морские» атрибуты.
  5. Приложение

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Вид урока: комбинированный.

План урока.

  1. Организационная часть.
  2. Постановка учебной задачи.
  3. Восприятие и первичное осознание нового материала (совместное открытие знаний).
  4. Обобщение, первичное закрепление полученных знаний.
  5. Подведение итогов работы.
  6. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

(Звуковой эффект: шум моря)
(Приложение. Слайд 2.)
– Все мы любим море. Даже те, кто его не видел, мечтают хотя бы раз на него посмотреть. Сегодня мы отправляемся с вами в морское путешествие на поиски таинственного клада.
– Я буду капитаном. А какие обязанности могли бы выполнять вы?

2. Постановка учебной задачи

– Кого на корабле называют штурманом?
– Чтобы проложить путь, нужно определить местонахождение судна. Как можно еще назвать местонахождение? (Координата)
(Приложение. Слайд 3.)
– Какую координату имеют корабли с флажками?
– Могу я сказать, что верхние корабли имеют координату (б), (д)?
– Как быть?
– Необходимы еще какие-то данные, чтобы правильно назвать координаты кораблей.
– Проведем для этого еще один луч, но уже вертикальный, назовем строчки квадрата цифрами.
– Определите координаты кораблей.
– Сегодня мы научимся определять координаты точек на плоскости и располагать точки по их координатам, а поможет нам путешествие по морю к острову Сокровищ.
– Вот карта острова Сокровищ. Здесь указано место, где спрятан клад.
(Учитель разворачивает карту и вывешивает на доску.)
– Отходим в море. Вам придется преодолеть множество препятствий, чтобы добраться до острова Сокровищ.
– Вы готовы отправиться в путь?
– Идем по морям, по волнам.

3. Восприятие нового материала и первичное осознание нового материала

3.1. Фронтальная работа с демонстрационным материалом.

– Вот координатная плоскость.
– Как определить координату точки, выделенную на координатной плоскости? (Приложение. Слайд 4)
– Если упорядоченных элементов два, то их называют парой.
– Значит, для обозначения точки нужна пара элементов.
– Пара элементов записывается в скобках (б;4).
– Аналогично обозначается любая  другая клетка квадрата. (Приложение. Слайд 5)

3.2. Работа с учебником (знакомство с правилом)

– Прочитаем в учебнике, как называется пара элементов.

3.3. Фронтальная работа по первичному осознанию новых знаний

– Ребята, смотрите, мы подходим к подводным камням. Остров Сокровищ надежно защищен от незваных гостей. (Приложение. Слайд 6)

Задание 1.

– Проложим путь кораблям. Для этого предлагаю определить координаты цветных магнитов на координатной плоскости.
Задание 2 в учебнике на с.47 №5(а), задание вынесено на доску.
– Постройте фигуры по известным  координатам.

3.4. Самостоятельная работа по первичному осознанию новых знаний

– Задание № 5 (б) выполните самостоятельно в учебнике. (Проверка по образцу на доске)
– Молодцы! Преодолели подводные камни. Осталось последнее испытание. Вам необходимо провести свои корабли через скалы.

4. Обобщение и первичное закрепление

– Ребята, координату можно назвать шифром. Люди издавна создавали шифры для передачи информации, скрытой от посторонних глаз. Например «тарабарская грамота», которой пользовались дипломаты XV-XVI вв. В ней все гласные в словах остаются, согласные менялись в соответствии с таблицей:

б    в  г  д  ж  з  к  л  м  н
щ  ш  ч  ц  х  ф  т  с   р  п

В первой строчке согласные идут в обычном порядке, а во второй – в обратном. Например, вместо слов «приходите завтра» получается «нмижоцике фашка».

4.1. Работа с раздаточным дидактическим материалом

– Сейчас вы попробуете расшифровать слово по заданным координатам букв. (Приложение. Слайд 7.)
– Какое слово у вас получилось?
– Прочитайте хором слово. (Приложение. Слайд 8.)

 (Дети читают слово «молодцы».)

4.2. Игра «Морской бой»

– Ребята, на какую игру похожа координатная плоскость? («Морской бой») (Приложение. Слайд 9.)
– Расскажите условия игры.
Бой состоит из поочередных «выстрелов» двух игроков. Выстрелом является название какой-нибудь клетки квадрата. Играющий должен суметь объяснить противнику, в какую клетку квадрата произведен «выстрел». Для этого каждый по очереди называет координату любой клетки. Если попадаете в корабль, то зачеркиваем крестиком клетку, а если промахиваетесь-ставите точку в клетке. Все ходы фиксируются под квадратом.
– А сейчас сыграйте в «Морской бой» со своим соседом по парте.
– Кому удалось сбить корабли неприятеля?

5. Подведение итогов работы

(Приложение. Слайд 10.)

– Наконец-то мы у цели. Вот сундук с кладом.
– Как вы думаете, что здесь?
Из сундука учитель достает пословицы. «Кому ум служит, тот ни о чем не тужит», «Красна птица оперением, а человек умением» «Знание – это главное богатство человека»
– Как вы понимаете эти  выражения?
– Какие знания получили на сегодняшнем уроке? Чему научились?

6. Дифференцированное домашнее задание

(Приложение. Слайд 11.)

В учебнике прочитать правило, на с. 47 № 6, по желанию придумайте задание: постройте рисунок на координатной плоскости и зашифруйте его.