Родительское собрание в подготовительной к школе группе "Дети о своих правах"

Разделы: Работа с родителями, Социальная педагогика


Цель: профилактика нарушения прав ребенка в семье.

Предварительная работа:

  • Организация конкурса рисунков «Рисую с мамой».
  • Подготовка  с детьми танца, песен, стихов, рисунков. 
  • Привлечение родителей к подготовке собрания.

Оформление зала: выставка детских рисунков «Рисую с мамой», воздушные шары.

План собрания:

  • Вступительное слово социального педагога.
  • Выступления детей с участием родителей о правах, реализуемых в   детском саду и дома (право на имя, семью, на физическое развитие).
  • Викторина «Права литературных героев».
  • Выступление детей с участием родителей о праве на отдых.
  • Вручение родителям  рисунков на тему «Право на любовь».
  • Выступление старшего воспитателя на тему «Воспитание без унижения». 
  • Заключительное слово социального педагога.

ХОД СОБРАНИЯ

Под аудиозапись песни «Маленькая страна» (муз. и сл. И.Николаева) в зал входят дети и присаживаются на стулья.

Социальный педагог. Положение детей в России вызывает большую тревогу. Увеличивается количество детей, оставшихся без попечения родителей; малолетних алкоголиков и наркоманов; не посещающих школу  в связи с тяжелым материальным положением в семье и т.д. Свои стрессовые состояния, негативные эмоции родители нередко выплескивают на тех, «кто под руку попадется», чаще всего – на детей, которые обычно не могут понять, почему взрослые сердятся. Нарушается одно из основных прав ребенка – право на полноценное детство. «Каждый ребенок обладает правами», -  сказано в Конвенции ООН. Сегодня мы поговорим об этих правах.

Ребенок.

Как хорошо, что есть права.
Закон нас строго защищает,
И в нем важны нам все права,
Они великой силой обладают [1].

Социальный педагог. Важнейшее право, которое имеют все дети на планете, - право на жизнь. После рождения вы получили первый в своей жизни документ – свидетельство о рождении. Что записано в этом документе? (Имя, отчество, фамилия, гражданство.) Статья № 58 Семейного Кодекса РФ гарантирует ребенку право на имя. Друзья, а кто заботится о вас после рождения? Кто назвал вас вашими именами? (Родители.) Уважаемые родители, мы предлагаем вам рассказать о происхождении имени своего ребенка и о том, что оно означает.

Родители по очереди рассказывают, почему они выбрали именно это имя для своего ребенка, о значении имен детей (Александр – мужественный защитник; Владимир – владеющий миром; Софья – премудрая и др.)

Социальный педагог. Спасибо за то, что все родители ответственно подошли к вопросу выбора имени своему ребенку. Имя от рождения до самой смерти остается с человеком. Оно становится как бы частью его самого. Имя радует человека, приносит ему удачу, даже счастье. Всегда обращайтесь к ребенку по имени. Даже в ситуации, когда мы, взрослые, порицаем детей, должны звучать детские имена, а не обидные слова: «недотепа», «лодырь» и т.д. Каждому приятно, а особенно ребенку, услышать в свой адрес ласковое «Солнышко», «Зайка».

1-й ребенок.

Есть в доме любом семейный альбом.
Как в зеркале мы отражается в нем.
Пускай, не всегда мы красивы,
Зато эти фото правдивы.
Хранится альбом в нашем доме,
И снимки хранятся в альбоме.

Социальный педагог. Итак, мы сегодня для вас открываем семейный альбом.

2-й ребенок.

Мы в этом альбоме гостей принимаем,
Цветы поливаем и в игры играем,
Мы спорим, гуляем, мы дом убираем,
Друзей вспоминаем и песни поем! [1]

Социальный педагог.Уважаемые родители, почему этот альбом семейный, о каком праве идет речь в этом стихотворении? (О праве на семью.) Статья № 54 Семейного Кодекса РФ гарантирует ребенку право на семью. Наши дошкольники уже знают, что семья для ребенка очень важна.

Дети исполняют «Песенку о счастье» (сл. И.Дубовик, муз. П.Хайруллина).

Социальный педагог. Наши ребята знают, что  семьи бывают большие и маленькие, что семья - это родители, дети, бабушки и дедушки. Сейчас они расскажут о членах своих семей.

Дети рассказывают о членах своих семей и показывают рисунки.

1-й ребенок.

Много мам на белом свете,
Всей душой их любят дети.
Только мама есть одна,
Всех дороже мне она.
Кто она? Отвечу я:
Это мамочка моя!

В.Руссу

2-й ребенок.

Не терпит мой папа безделья и скуки,
У папы умелые, сильные руки!
И если кому-нибудь надо помочь,
Мой папа всегда поработать не прочь.

Е.Серова

3-й ребенок.

Я с бабушкой своею дружу давным-давно,
Она во всех затеях со мною заодно.
Я с ней не знаю скуки, и все мне любо в ней.
Но бабушкины руки люблю всего сильней.
Ах, сколько эти руки чудесного творят!
Летают, вяжут, метят, все что-то мастерят.

Л.Квитко

4-й ребенок.

Хоть мой дедушка седой,
Но душой он молодой!
Замечательный мой дед!
Пусть живет еще сто лет!

Социальный педагог. Знать все взрослые должны, что право на семью

Все вместе. Имеем мы!

Дети строятся на спортивный танец.

Социальный педагог. А сейчас мы расскажем вам, как в нашем детском саду реализуется еще одно право детей – право на физическое развитие.

Дети исполняют спортивный танец с мячами, обручами и лентами (муз. «Флик-Фляк» Фоссека).

Социальный педагог. Молодцы ребята! Вы уже знаете, как важно знать свои права. А кто знает, в каком документе они записаны? (Конвенция о правах ребенка.) Вот сейчас давайте поиграем в викторину «Права литературных героев».

Викторина между командой родителей и командой детей

Правильно ответившей команде вручается шарик. Затем шарики подсчитываются. Подводится итог.

Вопросы:

1. В какой сказке было нарушено главное право человека – право на жизнь? («Сказка о царе Салтане», «Морозко».)
2. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (три поросенка, семеро козлят.)
3. В какой сказке было нарушено право героя жить со своими родителями, бабушками, дедушками? («Снежная королева».)
4. Какой сказочный герой реализует право учиться, посещать школу, библиотеки? (Буратино.)
5. Герои какой сказки пользуются правом получения бесплатной медицинской помощи? («Айболит».)
6. В какой сказке у  известной героини нарушено право на отдых? («Золушка», «Морозко».)

Социальный педагог. Наши ребята, также как герои сказок любят и должны отдыхать. Ведь они имеют на это право. Не забывайте об этом, уважаемые родители. Почаще играйте вместе с ними. В нашей большой семье и радость и песня на всех одна.

Дети вместе с родителями играют с мячами под аудиозапись песни «Мы маленькие дети» из к/ф. «Приключения Электроника» (сл. Ю.Энтина,  муз. Е.Крылатова).

Социальный педагог.Мамы и папы! Пусть ваша любовь к детям будет такой же теплой, большой и светлой, как солнце. Семья, в которой ребенок любим, - это маленькая, добрая страна, наполненная счастьем. Свою любовь к родителям наши дети выразили в своих рисунках.

Под музыку дети дарят родителям рисунки на тему «Право на любовь».

Социальный педагог. А сейчас предоставляется слово старшему воспитателю.

Выступление старшего воспитателя на тему «Воспитание без унижения».

Социальный педагог. Нашу сегодняшнюю встречу я хочу завершить прекрасным стихотворением.

Язык чужой обиды и печали
Волшебник изучает с детских лет.
Его вселять надежду обучали –
И это основной его предмет.
Стать добрым волшебником ну-ка попробуй!
Здесь хитрости вовсе не нужно особой.
Понять и исполнить желанье другого –
Одно удовольствие, честное слово! [1]

Таким волшебником может стать каждый из вас. Главное – захотеть. Важно научить свое сердце быть чутким и добрым, окружить заботой и вниманием своих детей, не нарушать их права. Мы благодарим всех родителей и детей, принявших участие в подготовке и проведении собрания.

Литература:

  1. Н.Н.Копытова. Правовое образование в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 80 с.
  2. Фарафонова И.И., Пасякина Л.В., Сухова Е.Г., Комова Т.М. Права ребенка (семейные проекты) // Ребенок в детском саду. 2008. №3.