Семья для ребенка есть самое главное педагогическое учреждение, обеспечивающее интимно-личностные отношения, источник общественного опыта. Первая социализация личности происходит в семье. От нее во многом зависит то, как идет физическое, эмоциональное и социальное развитие человека на протяжении всей жизни. Дошкольное учреждение в свою очередь не только высвобождает время родителям для работы, учебы, но и обеспечивает условия для организации детского сообщества. А в этом нуждается каждый ребенок, так как без детского сообщества не может быть полноценного социального развития.
Воспитание детей в семьях существенно отличается от воспитания в детском саду, следовательно, период адаптации детей к новым условиям жизни может быть длительным. В социальной адаптации ребенку должен помочь профессиональный педагог, способный оказать превентивную и оперативную помощь в решении его индивидуальных проблем.
Наш детский сад компенсирующего вида осуществляет педагогическую, логопедическую, медицинскую, психологическую и социальную работу с детьми дошкольного возраста с 3 до 6-7 лет, имеющими речевые нарушения различной степени. Дети направляются в ДОУ областной медико-психолого-педагогической комиссией.
Прежде чем оказать педагогическую поддержку и помощь ребенку, необходимо оценить, каким образом происходит социальное развитие и адаптация дошкольника, выявить те сферы социализации, в которых наблюдаются трудности, и определить, насколько продвинулось его социальное развитие за тот или иной период пребывания в детском саду. Необходимо скоординировать деятельность всех специалистов, воспитателей и родителей по оказанию помощи ребенку в его адаптации к особенным условиям коррекционного ДОУ. Несогласованность позиций взрослых в таких случаях недопустима, а по некоторым вопросам совершенно необходимо достичь взаимопонимания с родителями. В нашем детском саду ведется работа по комплексному сопровождению ребенка. Различные формы сотрудничества с родителями носят обязательный характер. Это индивидуальные беседы, консультации, анкетирования, тестирования, тренинги, родительские собрания (совместно с детьми), праздники, вечера развлечений, туристические походы, капустники и др..
Работая с семьей в условиях коррекционного ДОУ, социальному педагогу приходится сталкиваться с различными типами семей, ведь у детей, посещающих детский сад компенсирующего вида не случайны нарушения речи и задержки психического развития. Во многих семьях этих детей есть те или иные проблемы. Поэтому социальному педагогу следует проявлять такт в общении с родителями.
У молодых родителей мало медико-педагогических знаний, воспитание в семье осуществляется в основном стихийно. Молодые родители не осознают, что они духовно отдалены от своих детей, какими невосполнимыми потерями в становлении растущей личности оборачивается дефицит общения с родителями. В некоторых семьях стремление к материальному благополучию, нежелание отказаться от удовольствий и развлечений жизни резко снижает заинтересованность в воспитании детей. Необходимо проводить активную педагогическую пропаганду, но при этом соблюдать дифференцированный подход к каждой семье. Существует великое множество семей, о которых ничего плохого с формальной точки зрения сказать нельзя, но, тем не менее, для данного конкретного ребенка эта семья будет неблагополучной. Поэтому работа социального педагога начинается с диагностики внутрисемейных отношений. В этом помогают такие методы, как исследование, наблюдение, беседы и интервью, взаимодействие и обмен информацией с другими специалистами детского сада (врачом-неврологом, воспитателями, логопедом, педагогом-психологом и др.), а так же с участковым врачом районной поликлиники, с соседями.
Для изучения семейных взаимоотношений и их влияния на развитие ребенка необходимо иметь представление о структуре семьи, о социальном статусе отца и матери, психологическом и воспитательном климате семьи, о стиле и фоне семейных отношений, о наличии или отсутствии педагогической системы.
Социальный педагог ведет исследовательскую работу, он выявляет социально-демографическую обстановку в детском саду, наличие семей «группы риска», семей, находящихся в социально-опасном положении. Он контролирует получение многодетными семьями социальных привилегий, ведет разъяснительную работу среди родителей о льготах и гарантиях, предоставляемых им государством, разрабатывает комплекс мер по социальной помощи и поддержке семьи. Организация работы по оказанию помощи семье ведется с учетом специфики каждой семьи. Разрабатываются планы индивидуальной работы с детьми, имеющими коммуникативные проблемы; с семьями, имеющими детей с задержкой психического развития; с опекунами. Так же ведется работа с семьями, находящимися в социально-опасном положении. Самое сложное в этой работе – установление первого контакта, так как «группы риска» недоверчивы или часто вообще отказываются общаться. Важно сообщить цель и задачи своей работы, расположить к себе родителей. Таким семьям оказывается консультативная, координационная помощь.
Дети из таких семей часто не умеют общаться, они нервозны, добиваются внимания и в то же время его отторгают. Вследствие отсутствия любви и заботы, родительского тепла у детей формируются такие качества, как жестокость, они часто конфликтуют со своими сверстниками. Поэтому первостепенной задачей специалистов ДОУ является создание благоприятного психологического климата, внимательное, доброжелательное отношение к детям. Во время этических бесед и специально создаваемых педагогических ситуаций детям в игровой форме прививаются правила поведения в обществе. Манерам поведения, взаимоотношениям с людьми ребенок учится у родителей (членов семьи), воспитателей в детском саду, в коллективе сверстников.
В 2008-2009 учебном году на базе детского сада совместно со студенткой 5 курса специальности «Социальная антропология» СГТУ Муравьевой Натальей проводилось исследование просоциального поведения у детей старшего дошкольного возраста. Цель исследования – рассмотреть, как проявляется просоциальное поведение у детей, а также привлечь внимание педагогов и родителей к этому вопросу.
«Просоциальное поведение (prosocial behavior) – любые действия, совершенные с целью принести пользу другому существу» [1].
Исследование проводилось методом открытого участвующего наблюдения. Проект, в основе которого лежит взаимодействие детей между собой, представляет собой игру с элементами соревнования. В самом начале дети делятся на две команды с помощью игры «Найди пару» (выдавались платочки двух цветов) и выполняют задания ведущего: нарисовать один общий рисунок по очереди, одеть куклу, разложить кубики по цвету. Каждое задание должно было активизировать в детях умение договориться, действовать сообща и помогая друг другу.
Во время выполнения заданий мы отмечали взаимодействие со сверстниками и взаимодействие с педагогами. Нам удалось проследить две разные модели взаимодействия: там, где детей связывает взаимная симпатия, дружба, и там, где нет сильных привязанностей. В результате получилось, что та команда, где дети между собой были дружны, быстрее и лучше справлялась со всеми заданиями.
Во время мероприятия детям постоянно делался акцент на дружбе, поддержке и помощи. Нам удалось пронаблюдать, что не все дети понимают важность уважительного отношения к другим людям. Мы увидели, как влияет поощрение и похвала на формирование, развитие и поддержание помогающего поведения. Но на детей влияет не только личный пример и слова воспитателя в детском саду, но, прежде всего модель отношений, принятых в его семье. Поэтому важно рассказать об этом проекте на семинаре для воспитателей, а также на родительском собрании.
Работа социального педагога в условиях коррекционного ДОУ предполагает выработку единых педагогических требований с сотрудниками и родителями в работе с каждым ребенком, соблюдение прав ребенка в детском саду и дома. Только при совместной работе педагогов и родителей методы коррекции развития детей могут дать положительный результат. Профессиональная деятельность социального педагога может быть по-настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются его активными помощниками и единомышленниками.
Так в нашем детском саду каждый ребенок подготовительной к школе группы начинает вместе с родителями писать свою родословную, изучать происхождение, историю и родственные связи своей семьи. Работа ведется с использованием пособия В.С.Василевской «Моя родословная» [2].
Цель этой работы – объяснить детям, что своей жизнью они обязаны многим поколениям своей семьи, что в этом мире они не одиноки, и как важно дорожить всеми своими родственниками, что каждому человеку следует знать историю своей семьи, ведь мы изучаем родословные русских царей, египетских фараонов. А наши дети, зачастую, не знают даже, кем работают их мамы и папы. А также цель этой работы – сплотить родителей и детей, заинтересовать их одним общим делом.
Сначала дети знакомятся с такой исторической наукой как генеалогия (изучает историю и родственные связи семей), узнают, что такое родословная (перечень поколений одного рода), что означает слово «фамилия» («семья, общесемейное имя»). Затем на занятии детям дается задание на дом для совместной с родителями работы. На следующем занятии дети рассказывают, что же они узнали о том или ином родственнике. Так, постепенно, узнав обо всех известных родственниках, можно сочинить фамильный герб и девиз. Дети знакомятся с этими понятиями, а дома вместе с родителями придумывают их для своих семей, рисуют их в своих альбомах. Детям очень интересно узнать не только о своих родственниках, но и о семьях своих друзей, они с удовольствием рассматривают альбомы друг друга, обсуждают, у кого красивее, аккуратнее, интереснее.
При проведении данной работы необходимо учитывать реальную ситуацию в семье ребенка, очень внимательно и осторожно взаимодействовать с тем ребенком, у которого не все благополучно дома, вопросы необходимо трансформировать в приемлемую для данного ребенка форму. Социальный педагог обязан поддержать ребенка, помочь ему преодолеть отрицательные переживания, оказать особое внимание каждому ребенку, который испытывает эмоциональный дискомфорт.
Совместная работа педагогов, родителей и детей сплачивает их друг с другом, создается особая форма общения, которая обозначается как доверительный деловой контакт. Только на основе этой достигнутой доверительности возникает потребность у родителей поделиться сведениями о семье, о ребенке, что является главным условием успешной работы социального педагога с семьей.
План работы по теме «Моя родословная»
№ | Мероприятие | Цели | Задания для совместной работы родителей с детьми |
1 | Консультация для родителей «Семья – мой дом родной» | Дать понять родителям, что семья играет важную роль в социализации ребенка. Сообщить родителям о предстоящей работе по теме «Моя родословная». | Прочитать детям сказки, стихи о семье «Двенадцать месяцев», «Морозко», «Кошкин дом» и др. |
2 | Беседа «Моя родословная» | Рассказать о понятиях родословная, генеалогия. Воспитывать чувство семейной сплоченности. | Поговорить с родителями о происхождении, истории своей семьи. |
3 | Беседа «Ты и твое имя» | Рассказать о понятиях фамилия, имя. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям. | Узнать о происхождении или значении фамилии, имени. Записать сведения. Поместить фото или рисунки в альбом «Моя родословная» |
4 | Беседа «Моя семья» | Воспитывать уважение к членам семьи. Рассказать, что члены семьи могут иметь разные увлечения. Познакомить с правом ребенка воспитываться в семье. | Написать небольшой рассказ о себе (Ф.И.О., любимая игрушка, мультфильм, друг и т.д.) |
5 | Беседа «Чем я порадую своих родителей» Пальчиковая гимнастика «Семья» | Воспитывать чувство семейной сплоченности, уважение к жизненному опыту родителей. Прививать потребность радовать близких добрыми делами и заботливым отношением. | Заполнить странички альбома, посвященные родителям, братьям, сестрам (Ф.И.О., где работают, любимое занятие, как я помогаю, что хочу пожелать и т.д.) |
6 | Чтение стихов о бабушке и дедушке | Воспитывать уважение к членам семьи. Прививать потребность помогать близким людям (бабушкам, дедушкам) | Заполнить странички альбома, посвященные бабушкам, дедушкам, прабабушкам, прадедушкам. |
7 | Игра «Дружная семья» (Игровые ситуации, в которых необходима помощь (выбрать нужные предметы)) |
Привить потребность делать близким приятное.
Расширить границы семейных отношений (бабушки,
братья, дяди, тети, и т.д.) Укрепить в сознании ребенка, что иметь много родных людей – большое счастье. |
Заполнить странички альбома, посвященные всем
остальным родственникам (тети, дяди, двоюродные
братья и сестры и т.д.) Нарисовать портреты. |
8 | Беседа «Герб и девиз моей семьи» | Познакомить детей с понятиями герб, девиз, геральдика, с историей их возникновения. | Нарисовать на поле щита то, что больше всего подходит для семьи (герб), придумать и написать фамильный девиз. |
9 | «О семье все расскажу я» Рассматривание изготовленных альбомов «Моя родословная». Подведение итогов. |
Укрепить в сознании ребенка, что дороже и роднее семьи никого нет. | Разучить слова песни «Песенка о счастье» (сл.И.Дубовик, муз. П.Хайруллина) |
10 | Праздник «Счастливое детство» | Сплотить родителей и детей. Способствовать созданию теплых взаимоотношений в семье. | Продолжать летопись семьи |
Литература:
1. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р.
Психологические законы поведения человека в
социуме. – Спб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2004.– С.398
2. Моя родословная /Автор-составитель В.С.Василевская.
– М.: Вита-Пресс, 1999.– 48 с.