Урок по окружающему миру во 2-м классе (учебник А.А. Плешакова)

Разделы: Начальная школа


Тема:  Красная книга. Будь природе другом.

Цели урока:

  • Познакомить детей с Красной книгой; расширить и углубить знания  о животных и растениях, встречающихся в нашей местности.
  • На основе экологических связей развивать логическое мышление, память, воображение, речь.
  • Помочь учащимся научиться строить свое поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценке возможных последствий своих поступков.

Оборудование: мини-выставка “Изучаем Красную книгу Москвы”; материал экскурсии в Государственный Дарвиновский музей “Голуби”; рисунки животных и растений, о которых пойдет речь на уроке; знаки правил друзей природы.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и целей урока

III. Введение в тему

– Сегодня мы будем говорить о Красной книге. Эта книга не совсем обычная. Цвет переплета этой книги – красный.

На доске:

“Красная книга ”– красная!
Значит, природа в опасности!
Значит, нельзя терять даже мига,
Все живое хранить зовет.
Пусть живет не напрасно
“Красная книга”.

Из песни “Красная книга” слова Б. Дубровина.

– Как вы думаете, что символизирует красный цвет?
– Правильно. Он как красный сигнал светофора, предупреждает: “Осторожно: – Может случиться беда”.
– Зачем человечеству “Красные книги”?

Знакомство с животными и растениями Красной книги Москвы и России.

1. Мини-выставка “Изучаем Красную книгу Москвы”. Материал экскурсии. На выставке рисунки голубей, их гнезда и кладки. Сообщение детей “Голуби”.

2. Ученики рассматривают иллюстрации в учебнике на стр. 80.
Заранее подготовленные ученики рассказывают о редких и вымирающих видах животных и растений из Красной книги России (бабочка махаон, ландыш майский, орел могильник, уссурийский тигр).

– Хозяйственная деятельность человека часто приводит к загрязнению окружающей среды, гибели живой природы, а это, прежде всего, вредит его собственному здоровью.

IV. Обобщение

– Для всех обитателей Земли будет хорошо, если на планете будет хозяйствовать действительно Разумный человек.

Будьте природе другом – беседа.

– Сейчас мы говорили о том, что охрана растений и животных – проблема государственная. А мы с вами можем помочь природе?

Дети читают в слух “Правила друзей природы”.

V. Работа по группам

  • 1 группа: предложите свои “Правила друзей природы”.
  • 2 группа: карточки “Выбери правило вежливости”.
  1. Ветки не ломайте, деревья не качайте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
  2. В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени, ещё вырастет.
  3. Наконец-то можно пошуметь, поаукать, главное, никому не мешать.
  4. Старайся не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
  5. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.
  6. Всякие звери важны – всякие звери нужны. Каждый из них делает в природе своё полезное дело.

(Ученики выбирают 1, 4, 6 правило.)

  • 3 группа: как можно сохранить исчезающие виды растений? Ваш проект.

VI. Проверка заданий

– Как можно сохранить исчезающие виды растений?

Обсуждение проекта.

– Предложите свои “Правила друзей природы”.

Правила друзей природы:

  1. Не ломай ветки деревьев и кустарников.
  2. Не повреждай кору деревьев.
  3. Не рви в лесу и на лугу цветы. Пусть красивые растения останутся в природе!
  4. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
  5. Береги лягушек, жаб, головастиков.
  6. Не лови диких животных и не уноси их домой.
  7. Не подходи близко к гнёздам птиц и не разоряй их.
  8. Не оставляй в лесу, на лугу, у реки, у моря мусор. Не бросай его в водоёмы.
  9. Не шуми в лесу.

– Какие правила вы могли бы добавить?

(“Мир вокруг нас” ч. 1, стр. 84-85)

VII. Итог урока

– Как же надо относиться к природе, чтобы она не погибла? Мы должны помнить слова замечательного русского писателя М.М. Пришвина: «Охранять природу – значит охранять Родину».

Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!

М. Дудин

VII. Задание на дом

Выразительно прочитай текст. (“Мир вокруг нас” ч. 1, стр. 82-83)