Тема: Красная книга. Будь природе другом.
Цели урока:
- Познакомить детей с Красной книгой; расширить и углубить знания о животных и растениях, встречающихся в нашей местности.
- На основе экологических связей развивать логическое мышление, память, воображение, речь.
- Помочь учащимся научиться строить свое поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценке возможных последствий своих поступков.
Оборудование: мини-выставка “Изучаем Красную книгу Москвы”; материал экскурсии в Государственный Дарвиновский музей “Голуби”; рисунки животных и растений, о которых пойдет речь на уроке; знаки правил друзей природы.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и целей урока
III. Введение в тему
– Сегодня мы будем говорить о Красной книге. Эта книга не совсем обычная. Цвет переплета этой книги – красный.
На доске:
“Красная книга ”– красная!
Значит, природа в опасности!
Значит, нельзя терять даже мига,
Все живое хранить зовет.
Пусть живет не напрасно
“Красная книга”.
Из песни “Красная книга” слова Б. Дубровина.
– Как вы думаете, что символизирует красный
цвет?
– Правильно. Он как красный сигнал светофора,
предупреждает: “Осторожно: – Может случиться
беда”.
– Зачем человечеству “Красные книги”?
Знакомство с животными и растениями Красной книги Москвы и России.
1. Мини-выставка “Изучаем Красную книгу Москвы”. Материал экскурсии. На выставке рисунки голубей, их гнезда и кладки. Сообщение детей “Голуби”.
2. Ученики рассматривают иллюстрации в учебнике
на стр. 80.
Заранее подготовленные ученики рассказывают о
редких и вымирающих видах животных и растений из
Красной книги России (бабочка махаон, ландыш
майский, орел могильник, уссурийский тигр).
– Хозяйственная деятельность человека часто приводит к загрязнению окружающей среды, гибели живой природы, а это, прежде всего, вредит его собственному здоровью.
IV. Обобщение
– Для всех обитателей Земли будет хорошо, если на планете будет хозяйствовать действительно Разумный человек.
Будьте природе другом – беседа.
– Сейчас мы говорили о том, что охрана растений и животных – проблема государственная. А мы с вами можем помочь природе?
Дети читают в слух “Правила друзей природы”.
V. Работа по группам
- 1 группа: предложите свои “Правила друзей природы”.
- 2 группа: карточки “Выбери правило вежливости”.
- Ветки не ломайте, деревья не качайте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
- В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени, ещё вырастет.
- Наконец-то можно пошуметь, поаукать, главное, никому не мешать.
- Старайся не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
- Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.
- Всякие звери важны – всякие звери нужны. Каждый из них делает в природе своё полезное дело.
(Ученики выбирают 1, 4, 6 правило.)
- 3 группа: как можно сохранить исчезающие виды растений? Ваш проект.
VI. Проверка заданий
– Как можно сохранить исчезающие виды растений?
Обсуждение проекта.
– Предложите свои “Правила друзей природы”.
Правила друзей природы:
- Не ломай ветки деревьев и кустарников.
- Не повреждай кору деревьев.
- Не рви в лесу и на лугу цветы. Пусть красивые растения останутся в природе!
- Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
- Береги лягушек, жаб, головастиков.
- Не лови диких животных и не уноси их домой.
- Не подходи близко к гнёздам птиц и не разоряй их.
- Не оставляй в лесу, на лугу, у реки, у моря мусор. Не бросай его в водоёмы.
- Не шуми в лесу.
– Какие правила вы могли бы добавить?
(“Мир вокруг нас” ч. 1, стр. 84-85)
VII. Итог урока
– Как же надо относиться к природе, чтобы она не погибла? Мы должны помнить слова замечательного русского писателя М.М. Пришвина: «Охранять природу – значит охранять Родину».
Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!
М. Дудин
VII. Задание на дом
Выразительно прочитай текст. (“Мир вокруг нас” ч. 1, стр. 82-83)