Введение
Что может быть важнее здоровья? Как сказал один мудрый человек: “Здоровье – это еще не все, но все ничто без здоровья”. Поэтому главная цель учителя на занятии – создание условий для формирования бережного и ответственного отношения учащихся к собственному здоровью.
Предлагаемые уроки проходили в рамках методической недели по теме “Использование здоровье сберегающих технологий на уроках химии”.
Перед учащимися были поставлены трехуровневые цели, деятельность учащихся на уроке включала три стадии:
- Репродуктивную (самосознание, самоопределение). Работа на уровне узнавания с пакетами информации;
- Учебно-поисковую (самовыражение, самоутверждение). Работа науровне понимания - выполнение лабораторного опыта в группах, составление уравнений химических реакций, обсуждение результатов вгруппах и их объяснение во время презентации групповой работы у доски;
- Творческую (саморегуляция). Работа на уровне применения знаний и умений - решение проблемных вопросов.
Деятельность учащихся на уроке организована в виде самостоятельной работы:
- индивидуальной (с вопросами химического диктанта, текстами пакетов информации, оформление отчетов о результатах групповой работы в тетради);
- парной (обсуждение пакетов информации, взаимопроверка диктанта);
- групповой (выполнение лабораторных опытов, обсуждение результатов работы).
На каждом этапе урока проводиться рефлексия, т.е. учащиеся имеют возможность осознать себя в собственной деятельности.
Здоровье сберегающие технологии при изучении альдегидов
Предлагаемый урок проходил в рамках методической недели по теме” Использование здоровьесберегающих технологий на уроках химии”. Это урок изучения нового материала, проведенный с использованием технологии разноуровневого обучения и элементов обучающей модели “ Французские мастерские” (работа с пакетами информации), технологии проблемного обучения и групповой работы.
Перед учащимися были поставлены трехуровневые цели, деятельность учащихся на уроке включала три стадии:
- Репродуктивную (самосознание, самоопределение). Работа на уровне узнавания с пакетами информации;
- Учебно- поисковую (самовыражение, самоутверждение). Работа на уровне понимания – выполнение лабораторного опыта в группах, составление уравнений химических реакций, обсуждение результатов в группах и их объяснение во время презентации групповой работы у доски;
- Творческую (саморегуляция). Работа на уровне применения знаний и умений – решение проблемных вопросов: установление причин проявления альдегидами окислительно- восстановительных свойств, сравнение состава и свойств метаналя и этаналя, установление зависимости между составом, строением и свойствами альдегидов, генетической связи между классами органических соединений.
Деятельность учащихся на уроке организована в виде самостоятельной работы:
- индивидуальной (с вопросами химического диктанта, текстами пакетов информации, оформление отчетов о результатах групповой работы в тетради);
- парной (обсуждение пакетов информации, взаимопроверка диктанта);
- групповой (выполнение лабораторных опытов, обсуждение результатов работы).
На каждом этапе урока проводиться рефлексия, т.е. учащиеся имеют возможность осознать себя в собственной деятельности.
Тема урока: “ Получение и химические свойства альдегидов” (11-й класс)
Цели урока: формирование опыта творческой работы учащихся, развитие личности, открытой для общения и сотрудничества, способной найти выход в проблемной ситуации (решать проблемные задачи ); формирование устойчивой потребности в знаниях, труде , здоровом образе жизни; развитие способности к анализу и синтезу, наблюдательности и внимания, памяти, умений обобщать, делать выводы, обьяснять взаимосвязь между строением и свойствами, причины проявления альдегидами двойственной окислительно-восстановительной функции, проводить лабораторные опыты с соблюдением правил безопасности, оформлять отчет, способность к само- и взаимоконтролю, самоорганизации.
Девиз: “ Деятельность заключает награду в самой себе. Действовать, создавать, вступать в борьбу с обстоятельствами, побеждать их или чувствовать себя побежденным- вот вся радость, все человеческое здоровье заключается в этом” (Э. Золя).
Цели для учащихся:
1. Знать тривиальные названия простейших альдегидов, строение альдегидной группы; уметь составлять структурные формулы альдегидов и называть их по систематической номенклатуре.
2. Знать способы получения и химические свойства альдегидов, качественные реакции на альдегиды, правила безопасной работы с альдегидами; уметь составлять уравнения реакций, практически определять альдегиды по характерным реакциям.
3. Знать причину проявляемых альдегидами свойств; уметь сравнивать состав и свойства метаналя и этаналя, устанавливать зависимость между составом, строением, свойствами и применением, связь между классами органических соединений.
Реактивы и оборудование: спиртовка, держатель, штатив для пробирок, пробирки ; этанол, медная проволока (группа 1); этаналь, растворы сульфата меди (ІІ), гидроксида калия (группа 2); этаналь, аммиачный раствор нитрата серебра (группа 3).
В кабинете должен чувствоваться запах ванили.
Ход урока
Знакомим учащихся с темой урока и трехуровневыми целями, записанными на доске. Обращаем их внимание на вопросы диктанта, которые находятся на партах, предлагаем оценить, на сколько вопросов они могут ответить сейчас. Выполнять задание учащиеся будут в конце урока.
Предлагаем просмотреть первый пакет информации- четыре формулы:
Учащиеся, работая парами, определяют, что общего во всех четырех формулах. Один из школьников записывает функциональную группу на доске и показывает распределение электронной плотности в ней .
Если у учащихся возникают проблемы с ответом, то предлагаем им перевернуть лист с данной информацией: на обороте предложен второй пакет информации с тремя более простыми формулами:
Один из учащихся называет акролеин по систематической номенклатуре.
Характеризуем физические свойства низших альдегидов: формальдегид – газ с резким запахом, ацетальдегид- жидкость с запахом прелых яблок. Обращаем внимание на запахи альдегидов: неприятные, действуют на организм человека неблагоприятно, вызывают повышение давления. Однако высшие и ароматические альдегиды имеют приятные запахи. Запах ванили в воздухе (чувствуется в кабинете ) человек улавливает при концентрации 2*10-11 г/л (79 млрд. молекул ).
Это наименьшая концентрация химического соединения, которую человек способен обнаружить в воздухе. Приятные запахи действуют на организм положительно, так запахи ванили и лимона понижают давление, запах лимона тонизирует нервную систему, повышает концентрацию внимания, снимает головную боль и усталость. Лечение запахами называется ароматерапией.
Затем учащиеся расходятся по группам, таблички на столах указывают расположение групп в кабинете. Группы сформированы по рядам. Динамичность урока дает возможность не проводить физкультминутку, перемещение по классу позволяет размять мыщцы.
На партах находятся учебник, реактивы на подносе, разноцветные листы с четырьмя магнитиками по углам (для крепления на магнитную доску во время презентации), задания для работы в группах.
Учащиеся выполняют в группах лабораторные опыты.
Группа 1. Окисление этанола в этаналь.
Группа 2. Окисление этаналя гидроксидом меди (І І ).
Группа 3. Окисление этаналя аммиачным раствором оксида серебра.
Обращаем их внимание на необходимость соблюдать правила безопасного поведения.
Выполнив лабораторный опыт, учащиеся обсуждают его результаты в группе, делают выводы, записывают уравнения реакции и выполняют задания. В карточках указаны страницы учебника, где учащиеся могут найти интересующую их информацию.
Группа 1. Предложите два способа получения этаналя в промышленности:
а) из этилена;
б) из этина (реакцией Кучерова ).
Группа 2. Напишите уравнение реакции окисления этаналя в общем виде для любого окислителя или кислородом воздуха. Назовите продукты реакции.
Группа 3. Напишите уравнение реакции горения этаналя.
Группа 1 работает на желтых листах, на столе табличка с надписью:” Желтый цвет ассоциируется с солнцем и интуицией, стимулирует нервную систему, укрепляет печень и сердце, повышает аппетит”. Группа 2 работает на синих листах: синий цвет ассоциируется со спокойствием и умом, создает атмосферу умиротворения, снимает раздражительность, понижает высокую температуру при болезни. Группа 3 работает на красных листах: красный- цвет жизни, помогает бороться со стрессом, выводит яды и стимулирует чувственность, возвращает жизненную силу. Сообщаем учащимся, что лечение цветом называется хромотерапией.
Через 10 мин группы проводят презентацию работы: прикрепляют к доске листы с уравнениями химических реакций, рассказывают о проведенном опыте, демонстрируют его результаты (например, медную проволоку, осадок), делают выводы на основании проведенного опыта и выполненного задания.
После презентации все учащиеся расходятся по своим местам и оформляют результаты всех опытов в тетрадях.
Затем предлагаем им обобщить рассмотренные превращения в виде схемы (прикрепляем к доске на магнитах ):
этанол>этаналь>уксусная кислота.
Выясняем причины двойственной окислительно-восстановительной функции альдегидов: по степени окисления атома углерода функциональной группы альдегиды занимают промежуточное положение между спиртами и карбоновыми кислотами:
Поэтому степень окисления атома углерода может как понижаться, при этом альдегиды восстанавливаются до спиртов, так и повышаться, при этом они окисляются до карбоновых кислот.
Общий вывод по рассмотренным превращениям записываем в виде схемы:
Таким образом, установлена взаимосвязь между альдегидами и другими классами органических веществ.
С помощью карточек зеленого цвета составляем на доске уравнение реакции восстановления ацетальдегида до этилового спирта - это реакция присоединения водорода по двойной связи. Зеленый цвет- цвет природы, успокаивает при болезненных состояниях. Учащиеся записывают уравнение в тетрадях.
Делаем паузу- обучаем проводить разминку для глаз. Последние 10 мин учащиеся переписывали уравнения с доски, для глаз полезно последовательно перемещать фокус до тетради 40-50 см, до доски несколько метров. Чтобы глаза учащихся отдохнули, зачитываем памятку о том, что полезно и что вредно для глаз, а также обращаем внимание на стенд в кабинете, где прикреплено описание нескольких упражнений для глаз, которые учащиеся могут делать дома.
Для зрения
- полезно
1. Смотреть вдаль: на зелень, цветы, небо, облака, воду.
2. Рассматривать цветные картины, репродукции , пейзажи.
- вредно
1. Читать, писать лежа или близко наклонившись к тексту.
2. Слишком часто пользоваться солнцезащитными очками.
3. Употреблять алкоголь.
4. Курить.
- необходимо
1. Яркое освещение (60 Вт ) без попадания прямого света в глаза.
2. Располагать книгу или тетрадь на расстоянии 40-50см, монитор компьютера - на расстоянии 60 см.
3. Смотреть телевизор при мягком освещении на расстоянии, равном шестикратному размеру экрана по диагонали (3-4 м).
4. При напряженной работе через каждые 40 мин делать перерывы на 3-4 мин, при плохом зрении - через каждые 20 мин.
Упражнения для глаз
Сделать спокойный вдох через нос и закрыть глаза. Во время медленного выдоха через нос массировать закрытые веки подушечками ладоней, которые ближе к запястью, в направлении к носу и от носа. На паузе после выдоха, не открывая глаз, положить ладони на глаза, рот и нос так, чтобы к глазам не проникал свет. Задержаться в таком положении сколько возможно, не вдыхая воздух. Затем, не отрывая ладоней от лица, открыть глаза и сделать спокойный вдох через нос. На медленном выдохе через нос открыть лицо, повернув ладони так, чтобы мизинцы были осью вращения.
Вращательные движения глазами: сначала в левый нижний угол, потом на межбровье, потом в правый нижний угол, потом на кончик носа (повторить столько раз, сколько возможно не дышать после выдоха). Повторить то же, но в обратную сторону.
Делать дома в ванной. Набрать полный рот воды, чтобы щеки раздулись. Наклониться вперед, держа глаза широко открытыми. Теперь пригоршнями плескать холодную воду себе в глаза, не моргая, до тех пор, пока вода во рту не согреется (10- 20 раз ).
Если позволяет время, предлагаем учащимся записать в тетрадь химические свойства формальдегида, которые записаны заранее на обратной стороне доски (если времени нет, то прокомментировать их устно, а записать на следующем уроке ).
Химические свойства метаналя:
1. Окисляется до СО2, а не до кислоты:
Н-СН=О+2Ag2O> СО2 +H2O+4Ag
2. Восстанавливается до метанола:
Н-СН=О+H2>CH3OH
Реакцию поликонденсации с образованием фенолформальдегидной смолы учащиеся должны рассмотреть по учебнику дома.
Затем предлагаем учащимся прочитать, работая в парах, третий пакет информации и ответить на вопрос: о каком веществе идет речь?
Вариант 1
Представляет собой едкую бесцветную жидкость, кипящую при комнатной температуре. Первичный продукт метаболизма этанола на пути его превращения в уксусную кислоту в организме человека. Один из химических агентов, ответственных за состояние опьянения. Вносит свой вклад в запах спелых фруктов. Используется для получения уксусной кислоты, этилового спирта, лекарственных препаратов. (Этаналь).
Вариант 2
Токсичен, раздражает слизистые оболочки дыхательных путей, глаз. Газообразное вещество с острым удушливым запахом, хорошо растворимое в воде, 40% - ный водный раствор называется формалином. Используется для сохранения анатомических препаратов, дезинфекции помещений, при дублении кож. Содержится в древесном дыме и является одним из консервантов при копчении пищевых продуктов. (Метаналь).
После этого учащиеся пишут химический диктант. На заранее заготовленных листах для ответов они записывают вариант и фамилию, а также фамилию соседа по парте, который будет проверять работу:
Вариант Выполнил Проверил
Школьники отвечают на вопросы, проставляя знаки”+” (да ) или “-“ (нет ), обмениваются листами и проверяют друг друга, ставя свои “+” и “-“. Таким образом все учащиеся выполняют оба варианта.
Химический диктант
Вариант 1: этаналь.
Вариант 2: метаналь.
- Муравьиный альдегид.
- Его 40%-й водный раствор называют формалином.
- Формальдегид.
- В его молекуле карбонильная группа соединена с двумя атомами водорода.
- Ацетальдегид.
- Уксусный альдегид.
- Газообразное вещество с резким запахом.
- Ядовит.
- Жидкость с температурой кипения 2000C.
- Имеет запах прелых яблок.
- Хорошо растворим в воде.
- Восстанавливается на катализаторе до этанола.
- Окисляется до муравьиной кислоты.
- Качественной реакцией на это вещество является реакция “ серебряного зеркала”.
- Получают в промышленности окислением этена кислородом воздуха.
- Расходуется на получение уксусной кислоты.
- Используется для производства фенолформальдегидных пластмасс.
- Характерна качественная реакция с гидроксидом меди (ІІ ).
- Получают присоединением воды к ацетилену.
- Является слабой кислотой.
Ответы (знаки”+”). Вариант 1: 5,6,9,10,11,12,14,15,16,18,19. Вариант 2: 1, 2,3,4,7,8,11,13,14,17,18.
Демонстрируем правильные ответы, учащиеся осуществляют самопроверку, выставляют себе отметку: за каждые два правильных ответа 1 балл.
Обращаем внимание школьников на девиз урока и предлагаем им вспомнить правила долгожителей, которые вывел еще Гиппократ: питание, движение, гигиена. Обсуждаем эти правила.
Питание. Есть понемногу, не переедать, бороться с вредными привычками.
Движение. Известно, что работающий человек живет дольше, чем тот, кто не работает и малоподвижен; интеллектуалы живут дольше тех, кто не использует свой мозг активно.
Гигиена. Необходимо соблюдать санитарные нормы и правила.
Предлагаем дифференцированное домашнее задание по учебнику, указывая число баллов, которое учащиеся получат при выполнении различных упражнений.
В заключение урока организуем процесс рефлексии. Уходя с урока, учащиеся к нарисованной на доске “елке эмоций” (урок проводился в декабре) прикрепляют на магнитах шары разного цвета: красный шар означает азарт, интерес, радость победы, достижение целей, желтый- спокойствие, неторопливость, достижение целей наполовину, серый- скуку, безразличие, недостигнутые цели. С обратной стороны шарика учащиеся могут написать о своих впечатлениях. Предлагаем им также подумать, что они делали на уроке, в чем преуспели, над чем еще надо поработать дома, какие эмоции испытывали на разных этапах урока, какие испытывают сейчас. На следующем уроке можно обсудить цвет выбранных шаров и пожелания ребят.
Тема урока “ Карбоновые кислоты” (10-й класс )
Презентация внеклассного мероприятия “Химия, Здоровье, Красота”