Задачи урока:
Образовательные:
- показать разнообразие обитателей луга, познакомить с природным сообществом «луг», ролью лугов в жизни человека;
- раскрыть взаимосвязи в данном природном сообществе;
- научить воспринимать окружающий мир живым и одушевленным, ощущать его красоту и беззащитность, сопереживать и сочувствовать ему.
Развивающие:
- развивать познавательный и эстетический опыт;
- развивать основы исследовательской и поисковой деятельности, творческое воображение, образное и логическое мышление, внимание, речь, воспитывать культуру поведения в ролевой игре и беседе, умение делать выводы.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе, положительную мотивацию в обучении.
Тип урока: Изучение нового материала.
Формы работы: Групповая, индивидуальная - с текстом учебника и рисунками, ролевая игра.
Средства обучения: Мультимедийный проектор, слайды таблиц, фотографий, гербарии травянистых растений луга, карта Хакасии, видеофильм «Природные сообщества», фонограммы, Эколобок, подготовленные домашние проекты: «Правила поведения на природе»; «Значение луга в природе и жизни человека».
Организационный момент.
1. Актуализация знаний и постановка проблемы.
Звучит мелодия «Времена года» Чайковский. Ученик читает стихотворение С. Смирнова:
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм -
С цветами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
Учитель: Часто писатели, поэты, художники в своем творчестве обращаются к природе. В ней они находят созвучие своим мыслям, настроению, в ней черпают вдохновение. Древние люди поклонялись матушке – природе. Они понимали, что полностью зависят от нее. Человек знал, что земля его кормилица. Сегодня мы попадем в удивительный мир природы. Продолжим путешествие с Эколобком. Он от бабушки и дедушки ушел и покатился изучать окружающий мир. Чтобы попасть вместе с Эколобком в путешествие нужно ответить на вопросы.
- Какие оболочки окружают нашу планету? (Атмосфера, гидросфера, литосфера)
- В какой оболочке Земли встречаются живые организмы? (В биосфере)
- Какие «профессии» живых организмов вы знаете? («Едоки»- «кормильцы»- «мусорщики»-«потребители»-«производители»-«разрушители»)
- Что такое место обитания? (Каждый живой организм в природе встречается только там, где находит все условия необходимые для его жизни.)
- Что мы относим к живой природе? (Живая природа – это растения, птицы, звери, насекомые и т. д. )
- К неживой? (Неживая - воздух, вода, камень и т. д.)
- Что такое экосистема? (Совместно обитающие живые организмы и тот участок земли, на котором они чувствуют себя как дома, - это экологическая система.)
- Как долго может существовать экосистема? (Экосистема существует как угодно долго без посторонней помощи.)
Учитель: Продолжим наше путешествие. Мы это заслужили.
Вниманию учеников предлагается логическая задача: Ученик нашей школы Петя интересуется насекомыми. Однажды мама предложила ему пойти на прогулку в поле, на луг или лес. Мальчик задумался: где он сумеет увидеть больше различных насекомых в лесу, в поле или на лугу? Посоветуйте Пете куда пойти на прогулку. (Ответы учащихся)
- Чем отличаются друг от друга лес, поле и луг? (Ответы учащихся)
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке? (Ответы учащихся)
2. Совместное «открытие» нового знания.
Учитель: Вместе с Эколобком сгруппируйте растения по их общим признакам.
Вниманию учеников предлагаются карточки с названиями растений (ромашка, клевер, тысячелистник, кувшинка, рогоз, элодея, картофель, пшеница) [1]. Работа в группе. Один из учеников демонстрирует правильность выполнения задания у доски.
1 группа (растения луга) | 2 группа (растения болота) | 3 группа (растения полей) |
Ромашка Клевер Тысячелистник |
Кувшинка Рогоз Элодея |
Картофель Пшеница |
Учитель:
- Выделить растения луга? (Ответы учащихся)
- Чем луг отличается от поля? (Ответы учащихся)
Работа с информационным полем. Учитель загадывает загадки, а учащиеся на дверях, на окнах, на шторах глазками находят отгадки.
Загадки:
1. Вся в белое наша полянка одета,
Качает цветы ветерок на бегу
Цветочки! Цветочки!
Я знойного лета
Без вас и представить себе не могу. (Ромашка).2. В дни, когда пылает лето,
А в лучах блестит река
Голубой глазок букета
Затерялся на лугах. (Василек).3. Когда идешь тропинкою
Куда ни глянь, в лугах
Белеют чудо - шарики
На тонких стебельках. (Одуванчик).4. Здесь у рощицы березовой,
Где к лугам сбегает рожь,
Кашки белой, кашки розовой
Кашки алой - не сочтешь. (Клевер).
Учитель: Ребята, а теперь давайте посмотрим вместе с Эколобком видеофильм «Природное сообщество», но сначала поиграем в игру «Угадайка».
Ученик рассказывает о травянистых растениях – злаках не называя их, затем идет показ видеофильма [6] .
Учитель: О каких растениях рассказал ученик? (Ответы учеников)
Учитель: Вы посмотрели фильм и теперь знаете, что множество потребителей привлекает на луга обильная пища. Откройте учебник (Окружающий мир, 3 класс) на стр. 53 и посмотрите на рисунок и расскажите кто за кем охотится. Кто из «едоков» ест растения? Кто поедает других животных? Определите приспособленность животных к жизни на лугу. [4] (Ответы учеников)
Обобщение учителя: Приспособление луговых животных к среде обитания обеспечивается небольшими размерами, покровительственной окраской, характером питания, сезонной активностью.
Учитель проводит физминутку:
Руки, как ветки,
А мы, как деревья, -
Теперь мы как будто в лесу.
Мы руки поднимем
И резко опустим –
Так ветер сбивает росу.
Чуть в стороны руки
И плавно помашем –
Так в небе летят журавли.
И как они сядут,
Мы тоже покажем –
Как крылышки сложат они.
Работа в паре. Учащимся предлагается задание: составьте цепи питания, сложившиеся на лугу [5]. Учащимся предлагают карточки:
- Ястреб, клевер, трясогузка, листоед.
- Полевка, мятлик, коршун.
Учащиеся составляю цепи питания:
- Клевер листоед → трясогузка → ястреб.
- Мятлик → полевка → коршун.
Учитель: наши ученики приготовили проект на тему «Значение луга в природе, для человека», давайте их послушаем. (Рассказ ученика).
Учащиеся формулируют основные положения, характеризующие значение луга, которые учитель представляет на экране в виде схемы (приложение 1).
Учитель: наши ученики приготовили проект на тему «Правила поведения на природе», давайте их послушаем. (Рассказ ученика).
Обобщение учителя: Нарушение природного равновесия, связанного с неправильной деятельностью человека, приводит к гибели природного сообщества.
3. Организация деятельности учащихся по закреплению изученного материала.
Работа в группах. Учитель дает задание группам учащихся.
1, 2, 3 группы: Распределить в своей группе роли производителя, потребителя, разрушителя. Взявшись за руки, составьте цепь питания, можете ее озвучить. Заполните таблицу: впишите в нее название обитателей луга о которых ты узнал, разделите их на три основные «профессии».
4, 5, 6 группы: На стр. 54 (Окружающий мир, 3 класс) выполните задание № 3. Определите состав пищевых цепей на лугу и всех участников круговорота. Подпишите обитателей лугового сообщества. [4]
Проверка выполненной работы.
Учитель: Эколобок просит вас ответить на вопрос: Какие лекарственные растения можно встретить на лугу? (Ответы детей). В это время на экране идет показ слайдов (фотографии лекарственных растений) [6].
Учитель: Давайте послушаем вместе с Эколобком диалог между зайцем и сорокой [2].
Выходят два ученика в образе зайца и сороки.
Заяц: - Пятьдесят один, пятьдесят два, пятьдесят три…
Сорока: - Что это ты считаешь?
Заяц: - Опять со счета сбился. Говорят, у тысячелистника целая тысяча маленьких листочков, вот я и считаю, чтобы проверить, правильно мне сказали или нет.
Сорока: - Ха-ха-ха. Ты и за день их не пересчитаешь. У него листьев так же много как и цветков.
Учитель: - Почему это растение называют тысячелистником? Какими лекарственными свойствами он обладает? (Ответы учеников).
Учитель: Давайте посмотрим слайды растений, занесенных в Красную книгу Хакасии [3].
Идет демонстрация слайдов [7], звучит музыка хакасских композиторов [8]. Учитель по ходу прикрепляет на карту Хакасии значки этих растений.
Учитель: Ребята, к вам обратились с просьбой луговые растения. Послушаем их.
Идет показ слайдов цветущих луговых растений. Звучит фонограмма: «Не рвите нас, ребята! Сорвав цветок, вы нас тотчас убиваете и не даете нам произвести потомство. Присмотритесь – на одном растении цветы бывают разные: одни – крупные и красивые, они дадут самые сильные семена, из которых потом вырастут полноценные растения, другие цветы – помельче, и семена они дадут мелкие. А ведь в букеты вы собираете самые красивые цветы, унося, таким образом, с луга лучшие семена».
Учитель: Ребята, расскажите Эколобку о чем просят вас цветы? (Ответы учеников).
Учитель: Почему их нельзя срывать? (Ответы учеников).
Учитель: Ребята, Эколобку было интересно с вами путешествовать по лугу, но ему пора в лес. Давайте сделаем подарок Эколобку и все вместе споем песенку.
Звучит песня «Земля полна чудес» (слова М. Пляцковского, музыка Е. Зарицкой.)
Что в жизни может быть красивей,
Что в жизни может быть милей,
Чем эти рощи в дымке синей
И золотой разлив лугов!Припев: Капли утренней росы светлы, чисты.
Отражается в них мир и я, и ты.
Искры солнечных лучей в любом окне.
Улыбается заря тебе и мне.Для друзей любая даль не зря близка.
Для друзей шумит листва, журчит река.
Для друзей сквозь облака горит звезда.
Для друзей полна чудес Земля всегда!
4. Подведение итогов урока.
Учитель: С каким природным сообществом вы познакомились? Что интересного вы узнали на уроке? (Ответы учащихся)
5. Домашнее задание.
Сочините сказку о жителях данной экосистемы, о их дружбе, согласии и вражде.
6. Рефлексия.
Учитель: Если вам урок был интересен, то выберите аппликации растений и животных луга на столе и прикрепите их на доску.
Список литературы.
- Вохринцева С. Окружающий мир. Дидактический материал. Полевые цветы. Издательство «Страна Фантазий».
- Зотов В. Лесная мозаика. – М.: Просвещение, 1993.
- Красная книга Хакасии.
- Окружающий мир./ А.А. Вахрушев и др. – М.: «Баласс», 2005.
- Начальная школа плюс до и после, 2006, № 5.
- Видеоэнциклопедия для народного образования. Природные сообщества.
- Картины художника Хакасии (Ощепкова).
- Музыка хакасских композиторов.