Цели: познакомить детей с новым звуком и буквой; научить квалифицировать этот звук, как гласный; развивать у детей умение классифицировать предметы; воспитывать в детях любовь к родине, к русскому народному творчеству; воспитывать любовь к животным и родной природе.
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Работа над новым материалом.
1) На доске картинки и иллюстрации, изображающие лес и отдельно стоящие деревья.
Проигрывается песня Красной Шапочки из к/ф.
- Кто знает, кто поет эту песню? (Красная Шапочка).
На доске: картинка Красная Шапочка.
Уч. – Красная Шапочка идет по лесу и несет пирожки.
К кому послала ее мама? (к бабушке).
- Давайте проверим. Если это так, то нам подскажет схема.
На доске:
(Схема не убирается).
Слого-звуковой разбор
2) – Правильно, Красная Шапочка идет к бабушке.
Уч. – Идет она дальше. Видит, сидит лиса. (картинка на доске).
Перед ней фрагменты букв.
Лиса: -Баба Яга стерла часть букв и я не знаю, какие они. Пока Красная Шапочка с вашей помощью не отгадает, какие это буквы, она не сможет идти дальше.
Дети отгадывают буквы и пишут их на доске.
Чтение букв детьми хором.
Лиса: - теперь вы можете мне сказать, есть ли такие буквы в слове «бабушка»?
В схему вставляются буквы.
Уч. – Ребята, давайте скажем лисе, какие это буквы и звуки. (Гласные).
- А с каким звуком и буквой мы ознакомились вчера? (У,у).
Уч. – Лиса очень удивилась и произнесла: «У-у-у!»
Запись на доске.
- Как это нужно прочитать? (С чувством).
- Кто прочитает?
2-3 человека читают предложение.
Уч. – Что написано? (Предлож.).
- Докажите.
3) –Лиса побежала, а Красная Шапочка пошла дальше.
Физминутка.
На доске: картинки с изображением голубя, вороны, гуся, курицы.
Птицы: - Кощей Бессмертный всех нас перепутал, и мы не можем вернуться домой. Красная Шапочка ты должна нам помочь и найти лишнюю птицу.
С помощью учителя дети определяют:
- Ворона – лишняя птица, т.к. живет в лесу.
- Ворона – лишняя птица, т.к. в названии нет буквы У.
4) Улетели птицы, а ворона осталась и говорит Красной Шапочке:
- Раз у меня нет звука «у», то я не пущу тебя дальше, пока дети не назовут слова со звуком «у».
Дети называют.
5) Пошла Красная Шапочка дальше. Видит, сидит Серый Волк.
Волк: - Красная Шапочка, я тебя съем, если ты не отгадаешь, кто сидит в кустах.
Красная Шапочка: - Как же я угадаю?
Волк: - Дети тебе помогут. Пусть они выберут слова, в котором есть буква У.
На доске: злой, пушистый, длинноухий, клюв, усы, черный, шустрый.
Остаются слова с буквой У.
Волк: - Ну что, догадались, кто сидит в кустах? (Заяц).
6) Выскочил заяц из кустов и убежал, волк за ним. Побежали они играть, а Красная Шапочка пошла дальше.
Слышит, звуки доносятся.
Учебник стр. 42.
- Что случилось? (Дети составляют предложения)
Читают : -Ау! Ау!
Уч.: - Когда так говорят?
- Какое чувство испытывает девочка? (Страх)
Инсценировка картинки.
Уч.: - Нужно так покричать, чтобы девочка услышала.
7) Девочка нашлась и Красная шапочка пошла дальше.
Физминутка.
Подошла она к болоту и видит:
уч. стр. 43.
(На доске Буратино и Тортилла, у Буратино буквы А О У ы И)
Уч.: - У нас в гостях тоже сегодня Буратино и он просит ему помочь.
Дети достают из кассы букв буквы АОУыИ.
Учитель показывает картинку, а дети букву, которая есть в слове.
(Картинки совершенно разные).
8) Пошла Красная Шапочка дальше и дошла до домика бабушки, но попасть не может. Вместо веревочки висит замок, а на нем два квадрата: белый и красный.
Бабушка: - Красная Шапочка, поставь букву У в нужный квадрат, дверь и откроется.
Уч.: - Дети, давайте поможем Красной Шапочке. Куда мы должны поставить букву? Почему?
- Почему она называется гласной?
- Какие еще есть звуки? (согласные)
- Чем они отличаются от гласных?
3. Подведение итогов.
Урок окончен.