Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5
Сегодня уже очевидно, что классно-урочная система (при всех ее неоспоримых достоинствах) не должна оставаться единственной формой взаимодействия учитель – ученик. Прежде всего, потому, что в условиях современного информационного общества и, увы, не столь уж редкого самоустранения семьи от активного участия в процессе взросления основной задачей учителя становится не столько дать школьнику определенную сумму знаний, умений и навыков (которые все равно устареют к моменту выхода ребенка во взрослую жизнь), сколько вооружить его стратегическими умениями добывания информации, и, самое важное, содействовать развитию личности. Естественно, решение этих задач возможно только в рамках индивидуального подхода, а вот его-то как раз в режиме традиционного урока реализовать бывает порой очень затруднительно. Мне представляется одним эффективных средств в этом отношении организация исследовательской деятельности: ведь алгоритм работы над исследованием всегда уникален. Кроме того, это тот достаточно редкий в школе случай, когда ребенок имеет возможность заниматься тем, что ему действительно интересно. Исследовательская работа также дает возможности для реализации широчайшего спектра межпредметных связей (литература + история; литература + иностранный язык; физика + математика; биология + история; биология + география; математика + литература; любой предмет + информационные технологии (подготовка презентаций, Интернет – сайтов и т.д.) и многие другие) – недаром такие работы и готовятся часто под руководством двух преподавателей. В процессе подготовки исследования [ребята учатся работать самостоятельно, пользоваться справочным аппаратом (словари, справочники, энциклопедии, учебные пособия и т.д.), грамотно распределять время при выполнении объемного долгосрочного задания, получают представление о структуре, содержании исследовательской работы и алгоритме ее выполнения – т. е. как раз решаются задачи подготовки к реальному будущему (пусть даже столь недалекому, как обучение в ВУЗе) и совершенствования навыков работы с источниками информации. Помимо этого, исследовательская деятельность – одна из форм работы на портфолио старшеклассника, способ реализации накопительной системы оценивания. Хотя, говоря об этом, приходится с сожалением отметить, что ВУЗы сегодня, на мой взгляд, явно недостаточно ценят абитуриентов, имеющих даже весьма успешный опыт исследовательской деятельности (как, например победы на фестивалях городского и Всероссийского уровня) – а это не может не сказываться отрицательно на мотивации, особенно у выпускников. И, наконец, последнее, но возможно самое важное: исследовательская работа в корне перестраивает отношения “учитель – ученик”. При самых успешных попытках учителя создать на уроке благоприятную психологическую атмосферу и раскрепостить каждого учащегося, все равно полноценных личных отношений не возникнет до тех пор, пока не появится поле индивидуального взаимодействия учителя с конкретным учеником. Для ребенка, выполняющего исследовательскую работу, учитель оказывается не “тем, кто объясняет (пусть и очень интересно), новый материал, проверяет его усвоение и ставит за это отметки”, а старшим коллегой, под руководством которого проходит личный процесс познания в рамках избранной темы. Такая ситуация сотворчества приносит не только новые права, но и новую ответственность. Увидев, что его идеи всерьез рассматриваются и принимаются, юный исследователь со временем научится относиться к ним более ответственно. Но произойдет это лишь при условии реального, не показного уважения и доверия преподавателя. Безусловно, необходимо пристально наблюдать за ходом работы учащегося, но при этом принципиально важно, чтобы никакая часть работы, ни один вывод или элемент пункта плана не были авторитарно навязаны преподавателем. Это должна быть от начала до конца его собственная работа, написанная под руководством и с помощью старшего коллеги.
Мне кажется, нелишним будет начать более подробный разговор о конкретных формах организации исследовательской работы с определения самого понятия. Итак, что же такое исследовательская работа и в чем ее отличие от реферата, проекта или курсовой? Обратимся к самым надежным источникам – толковым словарям. Как учитель английского языка я, наряду со словарем В. И. Даля, приведу толкование этих понятий в Macmillan English Dictionary for advanced learners.
исследовательская работа (research work) |
реферат (summary, synopsis) |
проектная работа (project work) |
курсовая работа (undergraduate’s thesis) |
|
словарь В.И.Даля | исследовать что-либо – внимательно следить за всем, что до этого предмета относится, и делать свои умозаключения | реферировать – читать, излагать реферат – представлять отчет, объяснение, записку или словесно излагать мнение, заключение по делу. | проект – план, предположение, предначертание; задуманное, предположенное дело и само изложение его на письме или в чертеже. Проектный, проектовый – к сему относящийся | итоговая, проверочная работа по курсу какой-либо науки |
Macmillan English Dictionary for advanced learners. | the detailed study of something in order to discover new facts, especially in a university or scientific institution: | a short account of something that gives only the most important information and not all the details: | a planned piece of work that has a particular aim, especially one that is organized by a government, company, or other organization: | a long piece of writing that is the final part of an advanced university degree |
Таким образом, главное отличие исследовательской работы – постановка и решение более или менее серьезной научной или приближающейся к этому проблемы. Причем, как правило, ее формулировка содержится в теме работы. Таким образом, уже на самом первом этапе работы над исследованием перед нами встает ключевой вопрос о его проблематике. На практике, к сожалению, довольно часто на конференции исследовательских работ представляются фактически рефераты, реже – проекты.
And now let’s have a short practical warm-up. I`ll suggest some topics for you to decide if this can be a topic of a research work and prove your opinion.(см. в Приложении 1) Of course, the answers are not definite and there is a matter for a parley.
Продолжая разговор о тематике исследовательских работ, необходимо выделить несколько направлений:
- исследовательская работа по любому предмету, написанная на иностранном языке. В этом случае язык выступает просто как механизм передачи информации. Такая работа, как правило, защищается не на кафедре иностранного языка, а на кафедре смежной дисциплины.
- работа страноведческого содержания, реализующая межпредметную связь с такими дисциплинами, как история (знаменитые люди страны изучаемого языка), география (специфика природно-климатических условий), культурология (особенности национального характера, вопросы этикета), архитектура (достопримечательности) и другие.
- опыт перевода с русского языка на иностранный или с иностранного на русский, снабженный теоретическим комментарием.
- попытка филологического исследования по вопросам перевода; рассмотрение таких явлений в языке, как пословицы, поговорки, устойчивые выражения и другие. Собственно лингвистическая работа.
- исследование творчества того или иного иноязычного автора или отдельного произведения, особенностей его перевода, взаимосвязи творческого роста и событий биографии.
Выбор темы конкретной исследовательской работы конкретного учащегося – всегда двухсторонний творческий процесс. Позволю себе повторить утверждение одного из коллег о том, что необходимым условием успеха является взаимный интерес к теме преподавателя и учащегося. В моей практике банк тем исследовательских работ формируется “с двух сторон”: я продумываю и предлагаю ребятам перечень тем, которые интересны мне и в работе над которыми я могла бы им наиболее эффективно помочь; но и каждый учащийся со своей стороны может предложить тему, над которой он хотел бы поразмышлять. Так, ребятами были предложены темы “Мифы, легенды и предания англоязычных стран”, “Язык как система мировоззрения на примере творчества Набокова”, “Жизнь и творчество Дж. Г. Байрона”.
And now let`s come to practice again. Here is the list of the topics for your future research work. (см. в Приложении 2) You can either choose one of the suggested topics or create your own but anyway you should explain your choice. You’ve got 2 minutes to decide.
Иногда уже в ходе написания работы тема несколько переосмысляется, открывается (причем чаще автору, чем руководителю) под иным углом зрения и вследствие этого переформулируется.
Следующий вопрос, которого хотелось бы коснуться, это баланс различных форм работы при подготовке исследования. Самоочевидно, что достаточно велик будет удельный вес индивидуальной работы с преподавателем (планирование структуры работы, содержания конкретных глав, корректировка языковых ошибок) и домашней самостоятельной работы учащегося. Однако, на мой взгляд, полезно использовать также групповые консультации для всех, пишущих под руководством одного педагога, посвященные различным общим вопросам.
And for you to have an example, let us have a short sample group consultation concerning the structure of the research. Now, please, keep in mind the topics you have chosen before, but the structure is always the same. First of all, what are the three parts of any written work whatever its size and topic? Yes, of course, they are introduction, main part and conclusion.
Итак, что же мы включаем во введение? На какой вопрос мы должны ответить еще прежде, чем раскрывать тему? Конечно, первый вопрос: почему данная тема интересна вам и почему вы считаете, что она может быть интересна окружающим. Это называется …(актуальность).
Следующий вопрос, который мы задаем себе перед началом работы? Безусловно, зачем я это делаю, какова цель моего исследования. Давайте попробуем сформулировать цели своих работ вместе. Для начала я попрошу каждого из вас самостоятельно сформулировать цель своей исследовательской работы. Напоминаю, что она должна содержать ваше представление о своей исследовательской задаче. Обсудите формулировку с коллегой по парте. Не стесняйтесь высказывать замечания и предложения – это не критика, это помощь. Предложите итоги работы пар для обсуждения в микрогруппах по 4–5 чел. Давайте вместе обсудим результаты групповой работы (2–3 сформулированных цели обсудить). Итак, мы с вами сформулировали цель своего исследования.
Теперь давайте подумаем о шагах на пути к достижению этой цели, этапах работы. Они формулируются в качестве задач исследования. Какие примеры задач (предположим, к цели первой работы:…) вы можете привести?
Каким может быть следующий этап? Конечно, теперь нам предстоит разговор о методах достижения поставленных задач. Давайте продумаем возможные методы исследовательской деятельности. Какие и них вы можете использовать в своей конкретной работе? После определения методов исследования, необходимо привести данные существующих исследований по данной или смежным темам. На этом завершается вводная часть.
Следующий блок – раскрытие темы по главам, (более конкретную консультацию по содержанию этой части каждый из учащихся получает индивидуально).
Ну и наконец, последний пункт – заключение. Какая информация может быть включена в эту часть исследования? Итак, в заключении помещаются личные впечатления, полученные при подготовки работы, и проговариваются перспективы дальнейшей разработки темы. За недостатком времени я не провожу сейчас с вами практического обсуждения этих моментов, но оно может быть выглядеть, например, так же, как мы с вами работали над формулированием цели исследования.
Несколько слов о том, как мне видится помощь руководителя исследовательской работы на разных этапах ее написания. На мой взгляд, определиться с предполагаемыми авторами и тематикой исследовательских работ целесообразно еще в конце предшествующего учебного года, чтобы ребята могли при желании сделать предварительные наработки за лето. Буквально на первой – второй неделе сентября я уточняю участие и тематику работ и провожу со всей группой будущих авторов общее установочное занятие, в ходе которого поясняю структуру и обязательные элементы содержания исследовательской работы, этапы ее выполнения со сроками. Часть этого занятия мыс вами только что проживали. В течение следующей недели каждый автор получает индивидуальную консультацию, на которой мы совместно формулируем проблему конкретно его работы, определяем ее актуальность, ставим цель и задачи, ищем методы их реализации, (если это не было сделано на групповой консультации), намечаем план исследования и составляем список литературы. Задача этой консультации в моем понимании – дать будущему автору целостное представление о предстоящей работе и в то же время – наметить конкретные первые шаги ее выполнения. Давайте подумаем, какие сложности могут возникнуть у ребят на данном этапе. (обсуждение – формулировка проблемы, поиск адекватных методов: сократический диалог, анализ работ предшественников). В течение сентября – октября проходит поиск информации в самых разнообразных источниках (зачастую наиболее заинтересованные учащиеся находят книги, интересные и для меня). Каковы могут быть проблемы на данном этапе и как мы можем помочь ребятам в их преодолении? (обсуждение – недостаток информации: учитель должен заранее просмотреть и подсказать у.; отбор необходимой информации: навыки просмотрового чтения и анализа). Следующий этап? Конечно, изучение и структурирование собранной информации. Он проходит до начала второго полугодия. При необходимости здесь могут быть даны дополнительные индивидуальные консультации. Какие проблемы могут поджидать ребенка на этом этапе и как ему помочь? (обсуждение: необходим высокий уровень развития абстрактно-логического, аналитического и – обязательно! – синтетического мышления). Следующий этап – формулирование своего вывода по поставленному проблемному вопросу исследования. По срокам это конец января – начало февраля. Каковы могут быть трудности этого этапа? (обсуждение – вывод должен быть обоснованным и новаторским, не самоочевидным. Важен уровень творческого потенциала, который можно несколько развить в беседах по теме). И, наконец, последний этап – корректировка с точки зрения языковых ошибок до середины февраля. Какие трудности могут сопровождать этот этап? (обсуждение – поиск адекватных языковых средств для выражения своей мысли. Учить пользоваться разными типами словарей). Хочется еще раз подчеркнуть, что на всех этапах исследования – от выбора темы до презентации готовой работы на конференции – главным действующим лицом должен быть автор, учащийся. Поэтому при проверке я безоговорочно исправляю только грубые ошибки собственно в иностранной речи. На все неточности или спорные с языковой точки зрения моменты (или, тем более, недоработки в содержании) я лишь указываю и предлагаю возможные варианты их устранения, но никогда не настаиваю на выполнении своего совета. При этом всячески приветствую идеи самих ребят и стараюсь по возможности всегда (хотя бы не в полной мере) воплощать их.
Итак, исследование готово и начинается этап подготовки к его презентации. Первый момент – второй общий сбор авторов работ, на котором раскрываются принципы подготовки компьютерной презентации и презентационной речи.
So, how do you think, what information from your research work should be included into a speech for the presentation? (обсуждение и вывод: включаем все введение, передаем основные этапы работы, кратко – ключевые пункты содержания, обязательно – вывод и заключение.)
And now I would like you to take one of the student`s research works and work in groups in order to prepare a speech for its presentation. You`ve got about 15 – 20 minutes for that.
And now, please, choose the speaker in each group to come here and present your group`s work. While you listen, note some good and bad points of each presentation. (при возможности после представления групп – видеозапись детской защиты).
So, let`s discuss. (Формулировка вывода о признаках хорошей презентационной речи.).
Ну,и последний момент – сопроводительная презентация к защите. Прежде всего, давайте подумаем: возможна ли качественная и эффектная защита без презентации? А какой, на ваш взгляд, должна быть качественная презентация (фиксирую на доске).
А теперь давайте посмотрим несколько детских презентаций и оценим их по выделенным вами критериям. (обсуждение презентаций, корректировка критериев). Итак, какие будут дополнения и корректировки к выделенным критериям?
У нас с ребятами подготовка речи презентации занимает две – три недели в конце февраля – начале марта. Учащиеся готовят и презентации, и речи самостоятельно, затем мы их обсуждаем и корректируем. Последняя неделя перед конференцией посвящена репетициям выступлений, на которых доводится до совершенства владение текстом выступления и его синхронизация с компьютерной презентацией, отрабатывается индивидуальная стратегия владения аудиторией. За 2-3 дня до конференции представляется целесообразным провести предварительную защиту (аудиторией могут быть руководитель и остальные авторы). Она выявит сложности и недочеты, которые необходимо устранить в оставшееся время.
По итогам защиты на конференции в гимназии выявляются работы, которые предъявляются в дальнейшем на районном и городском уровне (Сервантесовские чтения, Конференция победителей), а наиболее яркие – и на Всероссийском (“Первые шаги”, “Конкурс научно-исследовательских работ им. Вернадского”, “Портфолио” и ряд других. Перечень и результативность участия моих учащихся в этих конференциях представлена на экране.
А теперь мне хотелось бы предложить вашему вниманию историю одной из исследовательских работ. Десятиклассница Александра Тырон, очень яркая творческая личность, сама с интересом взялась за тему “Передача идейного мира сказки Дж. Р.Р. Толкина “Хоббит” при англо-русском переводе”. В процессе создания работы ко мне за помощью практически не обращалась, в конце первого полугодия принесла полностью готовую яркую по-настоящему исследовательскую работу, написанную прекрасным, образным и выразительным… русским языком. И следующим этапом было преодоление истерики на тему “по-английски я так красиво сказать не сумею!”. Однако когда это все-таки удалось сделать, работа зазвучала по-английски ничуть не менее прекрасно. Она была, как вы сейчас увидите, четко структурирована, предложены определения ключевых понятий, проявлен серьезный исследовательский подход. Помимо сопоставительного анализа двух существующих переводов 16 главы сказки “Хоббит” (Усовой и Королева) девушка сама выполнила авторский перевод рассматриваемой главы. Однако при подготовке к защите выявились сложности во владении аудиторией и умении подать материал (как это часто бывает с внутренне богатыми личностями, Саша была достаточно замкнута). Из-за этого на школьной конференции работа заняла только второе место, однако очень заинтересовала комиссию и была рекомендована к участию в конференции “Сервантесовские чтения”, дипломантом которой и стала. После этого она приняла участие во Всероссийском фестивале “Портфолио”, конкурсе “Первые шаги” (получила диплом I степени) и “Конкурсе им. Вернадского” (прошла 1 заочный тур, на 2 – очный – не смогла поехать). Так что работа Александры оказалась признанной на заочных конкурсах и фестивалях. В отличие, к примеру, от работы Екатерины Лихобабиной “Тауэр: легенды и предания”, которая настолько проникнута личностью автора, что в отрыве от самой Кати и ее поразительного умения держать аудиторию совершенно не смотрится.
And now I`d like you to have a more close look at Sasha`s research for 15 minutes and be ready to comment on it.(reading, comments as time allows).
And now let`s discuss some difficult questions concerning research work. Suggested questions
- What language should be used discussing the research with the student?
- Should the research be written in Russian and then translated into English or written in English from the start?
- What age can we start doing research work at? What language level?
- What if a student suggests a topic for the research work and you feel you won`t be able to help him effectively in doing this work, but he doesn`t want to work on another topic?
- How to help students cope with time limits?
- What are the disadvantages of the research work?
- How to make the topic interesting both the teacher and for the student (modern teenager)?
- How to motivate students while doing the research?
- Can any teacher be a leader in a research work?
- Can any student be an author of a research work?
- What qualities should a teacher have to be a successful leader of a research work?
- What qualities should a student have to be a successful author of a research work?