Цель: расширение представления о малых жанрах народного фольклора.
Задачи:
- Обогатить знания учащихся об устном народном творчестве, развивать умение узнавать малые жанры народного фольклора (загадки, прибаутки, поговорки, шутки).
- Развивать внимание и интерес к окружающему миру, культуре русского народа через знакомство с народным фольклором. Развивать память и речь, формировать нравственные привычки и обучать навыкам поведения.
- Воспитывать интерес к русской культуре, любовь к Родине. Формировать художественный вкус
Оборудование: класс оформлен в русском народном стиле. Используется слайдовая презентация (приложение).
Ход занятия
Учитель: Добрый день, ребята. Сегодня нам с Вами предстоит отправиться в необычное путешествие.
А вот нам пришло письмо, в котором всё это указано. Прошу Вас прочитать письмо вслух всех собравшихся.
(Читают дети).
Здравствуйте, ребятишки,
Озорники, шалунишки.
Я самовар Тимошка
Из деревни Гармошка.
В гости Вас к себе зову,
Сладким чаем угощу.
Жду Вас всех в своей избушке
Возле леса на опушке,
Чтобы вы поторопились,
Чтоб в лесу не заблудились,
Посылаю карту вам
Я её составил сам.
См. Слайд 1 (открывается карта путешествия).
Учитель:
Отправимся в путешествие к Тимошке?
Путешествие, ребята, не удастся без труда.
Отвечайте дружно, хором,
Вы к труду готовы?...Впереди вас ждёт река
Широка и глубока.
Вы по мостику пройдите
И словечки доскажите.
Что получится у вас, вы расскажите сейчас.
См. Слайд 2
Пословицы:
Труд человека кормит, а лень портит.
Кончил дело – гуляй смело.
Без труда не вытащить и рыбку из труда.
Землю красит солнце, а человека труд.
Делу – время, потехе - час.
Учитель: Что в них общего? Чему они вас учат?
Дети: Эти произведения устного народного творчества имеют поучительный смысл.
Речку одолели и вперед смелее.
На дворе трава,
На траве дрова.
Кто повторит, не перепутав слова?
Кто сможет произнести скороговорку и не ошибиться?
(Работа со скороговорками). См. слайд 3
Учитель: Для чего используют скороговорки? А сможете ли вы отличить скороговорку от пословицы?
Ткачи ткали ткани на платье Тане.
Поспешишь – людей насмешишь.
Грамоте учиться – всегда пригодиться.
Пять утят – пять опят. У тёти – утята, а у Пети – опята.
Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает (загадка, детям устраивают «ловушку»).
Полдороги, полпути
Мы уже смогли пройти,
А теперь отдохнем
И хоровод заведем.
(Звучит народная музыка)
Русский народ издавна славился своими песнями, плясками, хороводами.
См. Слайд 4
Спешим в деревню Гармошка,
Осталось пути немножко.
Справа медведь, он любит реветь.
Надо мишку удивить,
Будем мишку веселить.
(Инсценировка).
Шутка.
- Что несешь?
- Сено.
- Какое сено? Ведь это дрова!
- А коли видишь, так чего же спрашиваешь?
Потешка.
- Кисонька-мурысенька,
Ты где была?
- На мельнице.
- Кисонька-мурысенька,
Что там делала?
- Муку молола.
- Кисонька-мурысенька,
Что из муки пекла?
- Прянички.
- Кисонька-мурысенька,
С кем прянички ела?
- Одна.
- Не ешь одна, не ешь одна.
Федя - бредя съел медведя
Упал в яму, крикнул маму.
- Мам-а-а!
Вот мы и добрались до цели нашего путешествия, деревни Гармошка.
Развесёлый в ней народ,
Песни русские поёт.
И вы запевайте.
Озорную, бойкую, короткую, с юмором…
(Дети исполняли частушки).
Шире, улица, раздайся,
Мы с товарищем идем.
И весёлые частушки
От души сейчас споём.Разудалый я мальчишка,
Горя вам не покажу.
Хоть какое будет горе,
Всё на радость положу.Гуляй, Матвей,
Не жалей лаптей.
Батька лыка надерет
Лапти новые сплетёт.Ходи, хата, ходи, хата.
Ходи, курица, хохлата,
Ходи, сени и порог,
И сметана и творог.Я не тятькина,
Я не мамкина,
Я на улице росла,
Меня курица снесла.За деревней я гуляла,
Там Ванюшу видела.
Под кустом сидел и плакал,
Курица обидела.Мы всегда, везде такие -
Утром, вечером и днем,
Потому что мы частушки
Развесёлые поём.
Учитель: Спасибо ребятам, исполнителям частушек.
Итог: Умеет веселиться русский народ. С песней и работать веселей. Есть у народа и живой цветок. У этого цветка вместо лепестков…(на лепестках написаны малые жанры устного народного творчества)
Это устное народное творчество или фольклор. В произведениях устного народного творчества отражена народная мудрость.
Учитель: А теперь самовар Тимошка приглашает вас на чай (чаепитие). См. слайд 6