Цели:
- Способствовать формированию понятия “число шесть”, как количественная характеристика совокупности шести предметов, как 5 и 1; формированию навыка порядкового счета; начать знакомство с составом числа 6 с использованием знака “+”.
- Работать над развитием логического мышления, сообразительности, познавательных способностей ребят, фантазии; над развитием речи.
- Способствовать воспитанию культуры учебного труда, поддерживать интерес к урокам математики.
Оборудование:
- У учителя: изображение цифры 6, числа 6 в виде точек “домино” (разные варианты), рисунки жука и паука, магнитофонная запись “Занимательная математика. Число 6.”, знак вопроса, магнитные буквы и цифры.
- У учеников: цветные карандаши, магнитные доски.
Ход урока
- Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Приветствие гостей.
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
На урок торопит нас,
Математика сейчас.
- Фаза вырабатывания познавательного интереса.
Устный счет.
- Ребята сегодня первый день зимы. Зимний ветер залетел в наш класс и стер с доски цифры на примерах, которые я вам приготовила. Ребята, помогите их восстановить. (Дети показывают цифры на магнитных досках)
3+…=5
2+…=4
…+1=3
…+4=5
- Игра “Рассели жильцов”.
Ребята, жильцами математического дома являются цифры и математические знаки. Какие математические знаки вы знаете? Нам нужно поставить в окошко недостающий знак и цифру. (Дети показывают знак и цифры на магнитных досках)
2 … 5
4 … 4
1 < …
3 > …
- Игра “День и ночь”. На наборном полотне выставляются цифры по порядку. Дети хором называют их. По команде “ночь” закрывают глаза, на доске тем временем меняются местами числа.
0 1 2 3 4 5
0 1 3 2 4 5
0 1 2 4 3 5
- У меня возник вопрос. (Показывается карточка с изображением вопроса.) Я хочу поставить его сюда.
0 1 2 3 4 5 ?
- Как вы думаете, какой вопрос у меня возник?
- А какой мог быть вопрос еще?
- Кто знает на него ответ?
- Кто согласен?
- А кто знал ответ?
- Хотите себя проверить? (Открывается оборотная сторона вопроса)
- Какое число следует за число 5?
- А какое число больше 5 или 6? Почему?
- А на сколько больше (меньше)?
- Число 6 изображается цифрой 6 (На доску вывешивается цифра 6.)
Кто уже знает, как пишется цифра 6? Записываются варианты на доске. Писать цифры 6 начинают писать сверху. Пропишем цифру 6 в воздухе, а теперь напишем на магнитных досках.
Давайте “оживим” цифру 6! На что она похожа? (Ответы детей). А теперь послушаем стихи, на что же еще она похожа.
(Магнитофонная запись)
Цифра 6 дверной замочек,
сверху крюк, вниз кружочек.Это цифра-акробатка,
То шестерка, то девятка.
- Физпауза. (Двигательно-речевая)
Раз – подняться, подтянуться.
Два – согнуться, подтянуться.
Три – в ладоши три хлопка.
На четыре – руками шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
- Оптимальная работа.
Работа с составом числа 6. На доске изображения жук и паука.
Ребята, кто это? А у меня есть загадка. Отгадайте, о ком из них идет речь?
Чёрный, а не ворон,
Рогатый, а не бык,
Шесть ног без копыт,
Летит – жужжит,
Упадет – землю роет.
Что это за животное? (Насекомые и паукообразные)
- Почему паук не насекомое? Потому, что у него нет признаков насекомых: колец-насечек, брюшка и у него не шесть лапок, а восемь ног.
Маша и Миша тоже увидели жука. Откройте учебник на стр.58. (Выполняется задание №1, где идет восприятие числа 6 как совокупности предметов пяти и одного.) Основной акцент ставится на то, что у жука 6 ног.
- Проверьте на своих пальцах, верно ли сосчитал количество ног у жука Миша?
- А как еще можно показать 5 пальцев и 1? А ёще как? Ёще? (Идет различные варианты подбора пальцев)
- Как ёще можно было посчитать количество ног у жука (3+3)
(Рассматриваются варианты: 5 и 1, 3 и 3, 4 и 2). Одновременно на доску выставляются “домино” и выполняется задание “Засели жильцов” в тетрадях для самостоятельной работы детей на стр.65
- Применение на практике полученных знаний.
- Как еще можно набрать число 6. (Дети пытаются по разному найти ответ на вопрос и приходят к выводу, что есть 6 и 0)
- Выполним следующие задание по учебнику № 2. Найдите цифру 6 и обведите её.
Сколько раз вы обвели цифру 6? У кого также? (Дети пальцами показывают знаки “+” - означает “да” и “-” - “нет”)
- Задание. Раскрась тот рисунок, на котором изображено 6 предметов.
- Физпауза.
(Оздоровительно-гигиеническая для глаз. И.В.Чупаха.) Движения зрачков влево - вправо, вверх – вниз, круговые движения зрачками. Крепко зажмурить глаза на 10-20 секунд. Ослабить мышцы, глаза открыть. Массаж глазных век подушечками пальцев.
- Письмо цифры 6.
- Приготовимся писать цифру 6
Я тетрадь свою открою,
И наклонно положу.
Я друзья от вас не скрою,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
- Самопроверка.
Задание. Вспомните сказку “Про Козлёнка, который умел считать до десяти”: Кого шестым сосчитал Козленок? Как он это сделал? Сколько теперь животных сосчитал Козленок? Запишите в клеточку.
- Работа над развитием логического мышления.
Задание. Раскрасьте шестую слева доску на заборе коричневым цветом, а справа 6 досок раскрась желтым цветом.
- Обобщение
- Ребята и так на уроке мы о чём узнали? (Повторение состава числа 6)
- Рефлексия.
- Как вы себя чувствуете?
- О чём бы вы хотели рассказать родителям?
- Какое задание для вас было трудным?
Из рассыпанных букв соберите слово, располагая числа по порядку начиная с наименьшего.
С-0, О-6, А-2, Б-5, П-1, И-4, С-3 .
Спасибо за урок!!!